Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Философия, культурология, религия, искусство /

Бытие человека, бытие мира

←предыдущая  следующая→
1 2 

Бытие человека и бытие мира.

______________________________________________________________

Развернутую концепцию этого рода впервые создали немецкие

экзистенциалисты. В 1927 году вышла книга М. Хайдеггера "Бытие

и время", где был разработан первый проект экзистенциалистско-

го учения о бытии (онтологии). В целом ряде работ 20-30-х го-

дов К. Ясперс предложил свой вариант онтологии. Впоследствии,

опираясь на разработки немецких мыслителей, "К. П. Сартр соз-

дал обновленное понимание бытия (особенно) в книге "Бытие и

ничто"). Еще раньше новые, неклассические варианты онтологии,

повлиявшие на экзистенциалистов, разрабатывал Э. Гуссерль

(1856-1938) - основатель феноменологического направления, на

протяжении всего столетия сохраняющего большое влияние в фило-

софии. Феноменологическую школу прошли видные философы XX века

- один из основателей религиозной (католической) антропологии

М. Шелер (1874-1928) создатель "критической онтологии" Н.

Гартман (1882-1950) М. Мерло-Понти (1908-1961). Феноменология

оказала большое влияние на многие другие философские направле-

ния - экзистенциализм, герменевтику и т. д.

Почему же особое внимание философов разбираемых направле-

ний привлекло учение о бытии? И как это увязать с поворотом к

человеку? Ведь в философии XX века, в отличие от традиционной

онтологии, не мир, не природа, а человек становился проблемной

точкой отсчета. Философы XX века стали решительно пересматри-

вать внутрифилософские приоритеты прошлого. Они возражали тем

представителям классической онтологии, которые отталкивались

от самостоятельного бытия мира и от него двигались к пониманию

человека, поставленного в зависимость от мира. В таких случа-

ях, говорили они, философия и превращалась в "философию ве-

щей", а человек чаще всего также рассматривался как вещь. Не

менее категорическими были возражения против тех направлений

классической философии, где на первый план выдвигались логика,

гносеология, теория идей: господство "философии идей", утверж-

дали сторонники "новой онтологии", превращает человека в свое-

го рода познавательную машину.

В противовес классическому онтологизму и гносеологизму

представители анализируемых направлений XX века считали необ-

ходимым действительно сделать человека центром философии. Ведь

сам человек есть, существует, является бытием, притом бытием

особым. Философы-классики рассматривали "бытие" как предельно

широкое (человеческое) понятие о мире и в то же время считали

бытие совершенно независимым от человека. Исключением было

учение Канта. В нем философы XX века особенно высоко оценили

ту идею, согласно которой мир мы видим исключительно сквозь

призму человеческого сознания. Вещи мира, сам мир существуют в

себе, совершенно независимо от сознания, но "в себе" они нам,

людям, не явлены. Поскольку же мир, вещи и процессы мира явля-

ются людям, постольку результаты его осознания уже неотделимы

от человека. К этим тезисам Канта, значительно усиливая их

субъективистский крен, присоединяются не только феноменологи,

экзистенциалисты, персоналисты, но и представители многих дру-

гих направлений. Однако в отличие от классиков, и даже от Кан-

та, центром "антропологической философии" XX века является не

учение о разуме, не гносеология и логика, а онтология. Центром

же "новой онтологии" становится не некое изолированное созна-

ние человека, а сознание, точнее, духовное (сознание и бессоз-

нательное), взятое в неразрывном единстве с человеческим быти-

ем. Этот новый смысл и вкладывается в традиционное понятие Da-

sein (наличное бытие, здесь - бытие), которое становится базо-

вой категорией экзистенциалистской онтологии.

Итак, путь феноменолога, экзистенциалиста, персоналиста -

не путь от Sein, бытия вообще, не от мира как бытия к бытию

человека, как это было в классической онтологии. Избирается

обратный путь - от человеческого Dasein к миру, как он видится

человеку и "выстраивается" вокруг него. Такой подход представ-

ляется философам XX века предпочтительным не только с реалис-

тической точки зрения (ведь по-другому, говорят они, человек и

не осваивает мир), но и с точки зрения гуманистическая: в

центр ставится человек, его активность, возможности свободы,

открываемые самим его бытием.

Первоосновой экзистенциалистской онтологии (а одновремен-

но феноменологии, ибо и в ней внимание сосредоточивается на

прояснении, вернее, "самопрояснении" феноменов, проявлений

сознания) является, но Хайдеггеру, Dasein толкуемое как особое

человеческое бытие. Его особенности и преимущества, разъясняет

Хайдеггер, состоят в том, что оно - единственное бытие, кото-

рое способно "вопрошать" о самом себе и бытии вообще, как-то

"устанавливать себя" ("устанавливаться") по отношению к бытию.

Вот почему такое бытие-экзистенция и есть, но Хайдеггеру, фун-

дамент, на котором должна строиться всякая онтология. Такое

понимание специфики человеческого бытия не лишено оснований.

Ни одно из известных нам живых существ, кроме человека, неспо-

собно помыслить, задаться вопросом о бытии, как таковом,- об

универсуме и его целостности, о своем месте в мире. Здесь мы,

кстати, видим определенное различие в понимании "экзистенции"

Хайдеггером и Сартром. Сартр, употребляя это понятие, делает

акцент на индивидуальном выборе, ответственности, поисках

собственного "Я", хотя, конечно, ставит в связь с экзистенцией

и мир в целом. У Хайдеггера акцент все же перенесен на бытие,-

для "вопрошающего" человека бытие раскрывается, "светится" че-

рез все, что люди познают и делают. Надо только излечиться от

опаснейшей болезни, поразившей современное человечество,-

"забвения бытия". Страдающие ею люди, эксплуатируя богатства

природы, "забывают" о ее целостном, независимом бытии; видя в

других людях всего лишь средства, люди "забывают" о высоком

предназначении человеческого бытия.

Итак, первый шаг экзистенциалистской онтологии - конста-

тация "изначальности" человеческого бытия как бытия-вопроша-

ния, бытия-установления, как бытия, которое "есть я сам". Сле-

дующий онтологический шаг, который экзистенциалисты приглашают

сделать своего читателя и который, вообще говоря, естественно

вытекает из логики их размышления, состоит в том, что вводится

понятие и тема бытия-в-мире. Ведь суть человеческого бытия

действительно состоит в том, что это бытие-в-мире, связанное с

бытием мира.

Бытие-в-мире, с одной стороны, раскрывается через неотъ-

емлемое от человека "деление" - и это напоминает немецкую

классическую философию, в частности понятие "дело - действие"

у Фихте. Бытие-в-мире "светится", но Хайдеггеру, через "дела-

ние", а "делание" раскрывается через "заботу". (Конечно, не

следует путать заботу как категорию философии с конкретными

"тяготами", "печалью", "жизненными заботами", в философии эк-

зистенциализма речь идет об общей, "метафизической" заботе,

обеспокоенности миром, самим бытием.) Итак, Dasein способно не

только вопрошать о бытии, но и заботиться о себе как бытии,

заботиться о бытии как

←предыдущая  следующая→
1 2 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»