Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Философия, культурология, религия, искусство /

Возникновение Буддизма

←предыдущая  следующая→
1 2 

 

 Буддизм - самая древняя из трех  мировых  религий.  Он

"старше"  христианства на пять веков,  а ислам "моложе"

его на целых двенадцать столетий. В общественной жизни,

культуре, искусстве многих азиатских стран буддизм сыг-

рал роль не меньшую,  чем христианство в странах Европы

и Америки.

 Спросите буддиста о том, как возникла религия, которой

он следует, и вы получите ответ, что более двух с поло-

виной тысяч лет назад ее возвестил людям Шакьямуни (от-

шельник из племени шакьев). В любой посвященной буддиз-

му книге вы найдете основанный на религиозной  традиции

рассказ о жизни странствующего проповедника Сиддхартхи,

прозванного Шакьямуни и назвавшего себя Буддой (санскр.

buddha),  что  означает "просветленный высшим знанием",

"осененный истиной".

 После бесконечного множества прерождений, накапливая в

каждом из них добродетели,  Будда явился на землю,  для

того  чтобы выполнить спасителиную миссию-указать живым

существам избавление от страданий. Он избрал для своего

воплощения  образ  царевича Сиддхартхи из знатного рода

Готама (отсюда его родовое имя  -  Гаутама).  Род  этот

входил в племя шакьев, жившее за 500 - 600 лет до н. э.

в долине Ганга, в среднем его течении.

 Как и  боги других религий,  Будда не мог появиться на

земле, подобно другим людям. Мать Сиддхархи - жена пра-

вителя шакьев Майя - увидела однажду во сне,  что к ней

в бок вошел белый слон.  Через положенное время она ро-

дила младенца,  покинувшего ее тело также необычным пу-

тем - через подмышку.  Немедленно изданый им клич услы-

шали  все  боги Вселенной и возрадовались приходу того,

кому удастся  пресечь  страдания  бытия.  Мудрец  Асита

предрек  новорожденному свершение великого религиозного

подвига.  Младенца назвали Сиддхартхой, что значит "вы-

полнивший свое назначение".

Повелитель шакьев Шуддходана не желал сыну  религиозной

карьеры. Он  оаружил ребенка роскошью,  скрывая от него

все теневые строны жизни,  дал ему  блестящее  светское

воспитание, женил на прелестной девушке, которая вскоре

подарила ему сына.

 Но однажды  во время прогулки по городу Гаутама встре-

тил покрытого  язвами  больного,  сгорбленного   годами

дряхлого старика, погребальную процессию и погруженного

в раздумья аскета.  Так он узнал о неизбежных для живых

существ страданиях.  И  в  ту же ночь он тайком покинул

дворец, чтобы в отшельничестве искать путь,  ведущий  к

избавлению от страданий.

В течение семи лет он безрезулбтатно предавал истязани-

ям свою  плоть  и размышлял над текстами священных книг

жрецов у брахманов.  И лишь перестав голодать  и  отка-

завшьсь от ложных премудростей,ГАутама путем внезапного

озарения, достигнутого долгим глубоким созерцанием, от-

крыл путь к спасению. Это случилось на берегу речка На-

иранджаны, в местечке Урувилва,  в  теперешней  БодхГае

(штат Бихар).  Сидя под священным деревом бодхи он поз-

нал "четыре благородные истины".

 Демон зла,  бог смерти Мара пытался заставить "прсвет-

ленного" отказаться от возвещения людям пути  спасения.

Он запугивал  его  страшными бурями,  своим грозным во-

инством, посылал своих прекрасных дочерей,  чтобы  соб-

лазнить его  радостями жизни.  Но Будда победил все,  в

тим числе и свои сомнения, и вскоре произнес в "Оленьем

парке", недалеко от Варанаси первую проповедь,  ставшую

основой вероучения буддизма.  Ее слушали пять его буду-

щих учеников и два оленя. В ней он кратко сформулировал

главнейшие положения новой религии.  После провозглаше-

ния "четырех благородных истин", окруженный все умножа-

ющимися учениками - последователями,  Будда ходил сорок

лет по городам и деревням долины Ганга,  творя чудеса и

проповедуя свое учение.

Умер Будда,  согласно  легенде,  в 80 лет в Кушинагаре,

который, как полагают,  соответствует  нынешней  Касие,

расположенной в восточний части штата Уттар Прадеш.  Он

лег под деревом бодхи в  "позу  льва"(на  правом  боку,

правая рука  под головой,  левая вытянута вдоль выпрям-

ленных ног)и обратился к собравшимся около него монахам

и мирянам со следующими словами: "Теперь, о монахи, мне

нечего больше сказать вам,  кроме того, сто все создан-

ное обречено  на разрушение!  Стремитесь всеми силами к

спасению". Уход  Будды  их  жихни   буддисты   называют

"mahaparinirvana" -  великим  переходом в нирвану.  Эта

дата почитается так же,  как и момент рождения Будды  и

момент "прозрения",  поэтому ее называют "трижды святым

днем".

 Современная наука  не дает однозначного ответа на воп-

рос об историчности Будды.  Однако многие исследователи

считают Шакьямуни исторической личностью.  Но следовать

при этом буддийской традиции,  которая считает его еди-

ноличным "основателем буддизма", нет оснований. "Совре-

менное состояние изученности вопроса, - пишет известный

советский ученый  Г.Ф.Ильин,  - позволяет считать,  что

Будда как единоличный создатель известного нам вероуче-

ния - личность неисторическая,  ибо буддизм складывался

в течение многих веков,  но Шакьямуни - основатель буд-

дийской монашеской  общины (или один из первых ее осно-

вателей), проповедник,  взгляды и практическая деятель-

ность которого имели большое значение при возникновении

буддийского вероучения,  вполне мог существовать реаль-

но".

 Задолго до возникновения буддизма Индия  имела  ориги-

нальные религиозные учения,  культуры и традиции. Слож-

ные общественные отношения и высокая городская  культу-

ра, включавшая  в  себя и письменность и развитые формы

искусства, существовали  здесь  одновременно  с  такими

древними очагами  мировой  культуры,  как Месопотамия и

древний Египет,  в ряде отношений превосходя последние.

Если уже  в религии энохи харрапской культуры (середина

3 тысячелетия до н.э.) обнаружены элементы,  вошедшие в

более поздние религиозные представления, то в 2 тысяче-

летии начали складываться те важные религиозные  тради-

ции, которые к началу 1 тысячелетия получили литератур-

ное оформление,  именуемое в истории  индийского  миро-

воззрения и ритуальной практики ведами. Ведизм, или ве-

дийская религия,  уже содержал черты,  характерные  для

более поздних индийских религий, в том числе и буддизма.

 К ним можно отнести представление о том,  что все  су-

ществующее живое  связано между собой во времени посто-

янными переходами из одного телесного состояния в  дру-

гое (переселение душ или перевоплощение), учение о кар-

ме, как о силе ,  определяющей  форму  этих  переходов.

Устойчивы оказались состав пантеона богов, а также вера

в ад и рай.  В более поздних религиях

←предыдущая  следующая→
1 2 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»