Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Философия, культурология, религия, искусство /

Вольтер и философия французкого Просвещения

←предыдущая  следующая→
1 2 3 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ ИМЕНИ СЕРГО ОРДЖОНИКИДЗЕ

 

Кафедра философии.

На тему

«Вольтер и философия Французского Просвещения »

                                         Выполнил:    Фахрутдинов Ф.Р.

                                                  Национальная экономика

                                                  4 курс, 2 группа 

                        

Москва 1998


Период развития Просвещения может быть условно ограничен двумя датами: годом смерти Людовика XIV (1715), положившим конец эпохе «блистательного» абсолютизма, и годом штурма Бастилии (1789).

Кульминацией просветительского философского течения  был примерно 1751 год, в котором вышел в свет первый  том знаменитой «Энциклопедии», не оставившей равнодушными ни врагов, ни друзей.

Французские философы середины ХVIII в. выработали классическую форму просветительской идеологии, послужившей образцом и примером для родственных им  по духу мыслителей во многих странах – Северной Америке, России, Польше, Германии,– где также сложились,  хотя и по-разному, условия для антифеодальных выступлений. Более сложными были отношения с британской  прогрессивной мыслью,– хотя в Англии просветительские идеи возникли раньше, но вследствие определенных  социальных причин лишь в ослабленном виде, однако  философия Локка с ее анализом проблем человека многому научила зачинателей аналогичного движения на  континенте Европы, – Вольтера, Кондильяка  и  других.  Но вскоре именно во Франции Просвещение и просветительский материализм получили наибольшее развитие  и приобрели классическую форму.

Каковы основные черты просветительской идеологии?  Прежде всего это убежденность в особой, решающей  роли состояния просвещения и знаний в социальном развитии. Причина всех бедствий и несчастий людей,– заявляет Гельвеций,– состоит в невежестве.  Преодолеть свое печальное положение, выйти из него  люди смогут только через просвещение, а рост его неодолим. В умах идет «скрытая и непрерывная революция  и... с течением времени само невежество себя дискредитирует». Будучи основным рычагом устранения  феодальных отношений, деспотизма, фанатизма и произвола, просвещение, согласно данной концепции, воздействует либо с помощью «просвещенного монарха», «разумного мужа-правителя», либо путем постепенного распространения знаний и истинных понятий в  народе, что так или иначе определяющим образом скажется на дальнейших социальных процессах. Ж.-Ж. Руссо возлагал главные надежды на развитие морального  сознания, но и он не был свободен от идеи «мудрого  :законодателя».

Характернейшей особенностью мировоззрения Просвещения был специфический «рационализм» главнейших ее представителей, который может быть выражен в  простой, но требующей пояснения формуле «законы  природы суть законы разума». При анализе этой формулы нужно учесть и то общее, что было у нее с рационализмом Декарта (и отчасти с будущим рационализмом  Гегеля).

Общее заключалось в убеждении, что мир сложился  как стройное, внутреннее единое целое, в соответствии  с простыми и логически связными законами механики.  Выдвинувшись на первое место среди других наук еще  в предыдущем столетии, механика вместе с примыкающими к ней ветвями математики и астрономией утвердила в умах ученых и передовых философов стремление  объяснить мир в ясных и самоочевидных понятиях. Кинематика, математика, логика составили неразлучную  троицу, которую рационализм ХVII в. понял в смысле  отождествления ее звеньев: разумное стали предельно  уподоблять механическому и выводить одно из другого.  Гоббс усмотрел в обществе продукт целесообразно примененного искусства, то есть вариант механизма, построенного на основании доводов разума. Гольбах рассматривает природу и ее законы как учителя человеческого разума, его источник и мерило. Соединение двух  путей тесно переплело «разумность познания» и «разумность природы»: в невежестве стали видеть не только  помеху на пути собственно познавательной деятельности, но и преграду на пути к установлению практически  разумного отношения к миру, а это последнее стали понимать как раскрытие некоей изначальной разумности  самого мироздания. Но деисты и материалисты по-разному истолковали разумность мироздания,– для первых  она означала лишь проявление «мудрости» верховного  творца, а для вторых – нечто совершенно иное.

 Иными словами, в мировоззрении Просвещения вырисовывается цепочка равенств:  естественное = разумное = полезное = благое = законное = познаваемое = осуществимое. Эта цепочка выражает исторический и гносеологический оптимизм просветителей, их натуралистическую ориентацию. Данную схему не разрушили ни деистические оговорки Вольтера  и Руссо, ни стремление последнего возвысить нравственное просвещение над чисто умственным, теоретическим.  По своей критической направленности она соответствовала задачам времени и в применении к современной  действительности она означала, что положение во Франции середины ХVIII в. «неразумно», но «разум» должен  победить и восстановить свои права во всех областях  жизни. Просветительская философия в своих приложениях была философией сугубо «политической»: критика  существующих порядков составляла ее главный нерв.  Но с этим в ней было связано и противопоставление  существующему того «естественного идеала», реализация которого утвердила бы в жизни «царство разума». 

Вольтер (1694 – 1778) сыграл главную  роль в том, чтобы просветительское движение развилось, окрепло и приобрело многих сторонников. Имя «Вольтер» было одним из 137 различных  псевдонимов Франсуа Мари Аруэ, обладавшего многосторонними талантами философа, историка, драматурга,  романиста, поэта и публициста. Как идеолог предреволюционной буржуазии, он открыл дорогу ее союзу с другими слоями «третьего сословия», но его дворянский  камзол и привязанность к кругам просвещенной знати  обусловили немало компромиссных черт в его мировоззрении. Понятие «вольтерьянства» стало многоликим:  приверженцами его идей объявляли себя и аристократы, падкие на все модное и в силу этого кокетничавшие  антиклерикализмом, и действительные его последователи-просветители, увидевшие в нем признанного вождя  антиклерикальной партии. Враг деспотизма и насилия,  он защищал в то же время теорию просвещенного абсолютизма и недоверчиво отнесся к буржуазной олигархии. Призыв Вольтера, патриарха свободомыслия, «раздавите гадину!» гремел по всей стране, но сам он опасался широких, массовых движений и  избегал участвовать в них.

Вольтер развивал философские воззрения в духе «деизма разума». В рамках этих воззрений он набросал  представление о боге как о «философе на троне неба»,  «великом геометре» и «бесконечно искусном работнике», законодателе правил природы и морали и судье  над людьми. Бог повелел один раз, и «вселенная повинуется постоянно». Правда, функции наказания и вознаграждения выходили за пределы «классических» деистических взглядов, согласно которым,– как остроумно  заметил В. Гюго,– бог задремал в вольтеровском кресле, но не это было главным в учении Вольтера, ибо он  отрицал всякую пользу обрядов и молений. Главным  было то, что Вольтер противопоставил свое учение христианству с его сказками о грехопадении и спасении и  бичевал моральные доктрины всех существующих «мировых» религий. В то же время с помощью социальных  аргументов он отвергал атеизм, полагая, что религия,  хотя бы и в самой абстрактной, деистической ее форме,  призвана быть плотиной для чувств разбушевавшейся  «черни». Впрочем, в 60-х годах Вольтер писал уже только о «вероятности» деизма, но в отношении атеизма остался при

←предыдущая  следующая→
1 2 3 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»