Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Философия, культурология, религия, искусство /

Вопросы и ответы по экзамену

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 

1. Ф.: ее предназначение, смысл, функции. Категориальный инструментарий Ф.

Ф. - особая система знаний предназначенная для решения целого ряда

взаимосвязанных проблем, возникающих и в естественно научном исследовании и в

историческом познании, и в повседневной производственной и политической

деятельности.

Основные ф-ции: 1) синтез знаний и создание единой картины мира,

соответствующей определенному уровню развития наки, культуры и исторического

опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общей

методологии познания и деятельности человека в окружающем мире.

Каждая наука изучает свой круг проблем. Для этого вырабатывает собственные

понятия, к-рые применяются в строго определенной области для более или менее

ограниченного круга явлений. Однако, ни одна из наук, кроме Ф., не занимается

специальным вопросом, что такое "необходимость", "случайность", etc. хотя может

использовать их в своей области. Такие понятия являются предельно широкими,

всеобщими и универсальными. Они отражают всеобщие связи, взаимодействия и

условия существования любых вещей и называются категориями (см. глоссарий).

Основной вопрос: Основные задачи или проблемы касаются выяснения отношений

между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим нас

бытием.

2. Ф. как теоритическая основа мировоззрения. Культурно-исторические типы М.

Человек всегда задумывался над тем каково его место в мире, зачем он живет,чем,

смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть etc. Каждая эпоха и каждая

общественная группа или класс имеют какое-либо представление о решениии этих

вопросов. Сумма всех таких решений и ответов образуют М., к-ая вырыжается

посредством категорий. Оно играет особую, очень важную роль во всей

деятельности людей или как говорят обладает особой методологической ф-ей от

греч. methods-способ,путь logos-учение.В центре ф-их проблем стоят вопросы о М.

Одной из основных ф-ий Ф. является обоснование оправдание и анализ М. Ф.

теоритическое ядро М.

Исторические типы М.: Обусловленные той или иной исторической эпохой тем или

иным общественным классом, определенные нормы и принципы сознания стили

мышления. и в зависимости от того, совпадают ли интересы данного класса с

объективной тенденцией общественного развития, является ли он носителем более

прогрессивного способа пр-ва или нет, его М. по своему содержанию может быть

научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, революционным

или реакционным. Например: М. буржуазии когда она противотояла феодализму было

сначала прогрессивным, после утверждения у власти буржуазия и ее М. становится

консервативным или реакционным.

3. Генезис Ф., ее основные ист. типы.

Возникновение Ф. относится к глубокой древности. Зачатки Ф. знаний отчетливо

обнаруживаются в VI-V вв. до н.э. в Китае, Индии и наиболее развитых странах

Средиземноморского бассейна.

Важным фактором содействовавшим появлению Ф. и зарождению нового мировоззрения

было возникновение древнегреческой рабовладельческой демократии. Чтобы добится

власти необходимо было опровергнуть противника, т.е. доказать правоту, так

возникла особая форма обмена информацией - док-во. В итоге систематическое

мышление + математика наехали на мифологию, и возникновение нового М. стало

ист. необходимостью.

Итак, разложение мифологического М. стимулировало поиск новых форм объяснения

мира => развивается логика (Аристотель). Переход к феодальному обществу привел

к упадку самостоятельного значения античной Ф. Господствующей формой религии

стало христианство. Ф. почти на 1 тыс. лет становится служанкой богословия, но

полного застоя в средневековье не было. Освобождаясь от пут феодальных

отношений человек -> к самоутверждению, к более верному пониманию своего места

в мире. С этим стремлением связана эпоха Возрождения. С развитием науки

возникают гносеоцентрические программы (gnosis - знание). Одна - рационализм

(ratio - разум) - выдвигает на первый план логическое основание науки, другая -

эмпиризм (emperia - опыт) - знания возникают из опыта и наблюдений, внутри

каждого борятся материалисты и идеалисты.

Развитие науки в общественной жизни XVIII-XIX вв. обнаруживает узость всех

прежних Ф. систем. Рабочий класс -> к своему освобождению не может его

осуществить без нового рев. М., без новой Ф. Ее создают Маркс и Энгельс. В

первой четверти XX в. развитие Ф. марксизма было связано с Лениным.

XX в. в своей культурно-ист. эволюции вызвал к жизни множество Ф. течений таких

как: неопозитивизм (задача о логическом анализе языка науки), неотомизм,

прагматизм (принцип практичности), etc.

4. Ф. древнего Востока.

ФДВ на протяжении нескольких тысячелетий может быть приурочена к трем центрам:

древнеиндийская, древнекитайская цивилизации и древняя цивилизация Среднего

Востока. ФДВ развилась из мифологических сюжетов этих цивилизаций.

Причины возникновения: 1.социально-экономическая (переход от меди к железу)

2.товарно-ден. отнош. 3.ослабление родо-племенных связей 4.первое гос-во 5.

духовная жизнь.

В Индии процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой брожения умов".

Ф. возникает в Индии как критика брахманизма. Основные ф-ие школы: аджика

(адживика) (фатально-натуралистическое учение), джайнизм (познание мира),

буддизм (попытка осознать духовное и телесное). Индийская Ф. систематически

излагалась в сутрах Веды - первые священные книги древней Индии, результатом

дальнейшей разработки канонов учения стали Брахманы (I тыс. до н.э. ритуальные

тексты), араньяки ("лесные книги для отшельников" середина I тыс. до н.э.),

упанишады ("знания полученные у ног учителя" до II тыс. до н.э.). Для

древнеиндийской школы хар-ны:1.внимание к вопросам поиска сущности чел. и

окружающего мира 2.признание тождества между микро- и макрокосмосом 3.признание

существование 4-х уровней бытия: телесный, уровень сост. из жизненного я,

уровень состоящий из сознания, сост. обобщающее в себе все три уровня - "атман"

В Китай процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой борющихся царств".

Первые ф-ы бродяги критиковали мифологию. Ф-ы крутые Конфуций и Лао-дзы. Для

древнего Китая хар-на опора на священные книги - "пятикнижие". Аскеты, бродячие

мудрецы - первые критики мифологиии, подготовили эпоху борющихся царств. Уже в

наиболее ранней из книг упоминается два принципа янь и инь олицитворяют два

взаимодополняющих начала (муж. и жен.). Позже включена категории ци -

нематериальная субстанция, что пронизывает весь космос. Расцвет приходится на

время существования 6 классических школ.

Буддизм - зародился в Индии в VI-V вв. до н.э., видит освобождение от страданий

на пути нравственого совершенствования, удаления от мира и достижения путем

особых духовных медитаций и физических упражнений состояния нирваны. В первых

веках нашей эры буддийская религия терпевает поражение.

5. Космологизм ранней древнегреческой Ф.

На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и

Ф. За этот период были созданы новое немиф. М., новая

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»