Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Философия, культурология, религия, искусство /

Галилео Галилей

←предыдущая  следующая→
1 2 3 

    Основоположником экспериментально-математического метода исс-

 ледования природы был великий итальянский ученый Галилео Галилей

 (1564- 1642).  Леонардо да Винчи дал лишь наброски такого метода

 изучения природы, Галилей же оставил развернутое изложение этого

 метода и сформулировал важнейшие принципы механического мира.

    Галилей родился  в  семье обедневшего дворянина в городе Пизе

 (недалеко от Флоренции).  Убедившись в бесплодии  схоластической

 учености он углубился в математические науки.  Став в дальнейшем

 профессором математики Падуанского университета,  ученый развер-

 нул  активную научно-исследовательскую деятельность,  особенно в

 области механики и астрономии.  Для торжества теории Коперника и

 идей,  высказанных Джордано Бруно,  а следовательно, и для прог-

 ресса материалистического мировоззрения вообще огромное значение

 имели  астрономические  открытия,  сделанные  Галилеем с помощью

 сконструированного им телескопа.  Он обнаружил кратеры и  хребты

 на Луне (в его представлении - "горы" и "моря"),  разглядел бес-

 численные,  скопления звезд,  образующих  Млечный  Путь,  увидел

 спутники,  Юпитера,  разглядел пятна на Солнце и т. д. Благодаря

 этим открытиям Галилей стяжал всеевропейскую славу "Колумба  не-

 ба".  Астрономические открытия Галилея, в первую очередь спутни-

 ков Юпитера,  стали наглядным доказательством истинности  гелио-

 центрической теории Коперника,  а явления,  наблюдаемые на Луне,

 представлявшейся планетой,  вполне аналогичной Земле, и пятна на

 Солнце подтверждали идею Бруно о физической однородности Земли и

 неба.  Открытие же звездного состава Млечного Пути явилось  кос-

 венным доказательством бесчисленности миров во Вселенной.

    Указанные открытия Галилея положили начало  его  ожесточенной

 полемике со схоластиками и церковниками, отстаивавшими аристоте-

 левско-птолемеевскую картину мира.  Если до сих пор католическая

 церковь по изложенным выше причинам была вынуждена терпеть возз-


 

                                - 2 -

 рения тех ученых, которые признавали теорию Коперника в качестве

 одной из гипотез,  а ее идеологи считали, что доказать эту гипо-

 тезу невозможно,  то теперь, когда эти доказательства появились,

 римская  церковь принимает решение запретить пропаганду взглядов

 Коперника даже в качестве гипотезы,  а сама книга Коперника вно-

 сится  в "Список запрещенных книг" (1616 г.).  Все это поставило

 деятельность Галилея под удар,  но он продолжал работать над со-

 вершенствованием  доказательств  истинности теории Коперника.  В

 этом отношении огромную роль сыграли работы Галилея и в  области

 механики.  Господствовавшая  в  эту эпоху схоластическая физика,

 основавшаяся на поверхностных наблюдениях и  умозрительных  вык-

 ладках,  была  засорена представлениями о движении вещей в соот-

 ветствии с их "природой" и целью,  о естественной тяжести и лег-

 кости тел, о "боязни пустоты", о совершенстве кругового движения

 и другими ненаучными домыслами,  которые сплелись  в  запутанный

 узел с религиозными догматами и библейскими мифами.  Галилей пу-

 тем ряда блестящих экспериментов постепенно распутал его и  соз-

 дал важнейшую отрасль механики - динамику, т. е. учение о движе-

 нии тел.

    Занимаясь вопросами механики, Галилей открыл ряд ее фундамен-

 тальных законов:  пропорциональность пути, проходимого падающими

 телами,  квадратам времени их падения; равенство скоростей паде-

 ния тел различного веса в  безвоздушной  среде  (вопреки  мнению

 Аристотеля  и  схоластиков о пропорциональности скорости падения

 тел их весу);  сохранение прямолинейного равномерного  движения,

 сообщенного какому-либо телу,  до тех пор, пока какое-либо внеш-

 нее воздействие не прекратит его (что впоследствии получило наз-

 вание закона инерции), и др.


                                - 3 -

    Философское значение законов механики,  открытых Галилеем,  и

 законов движения планет вокруг Солнца,  открытых Иоганном Кепле-

 ром (1571 - 1630),  было громадным.  Понятие закономерности, ес-

 тественной необходимости родилось,  можно сказать, вместе с воз-

 никновением философии.  Но эти первоначальные  понятия  были  не

 свободны  от значительных элементов антропоморфизма и мифологии,

 что послужило одним из гносеологических оснований их дальнейшего

 толкования в идеалистическом духе.  Открытие же законов механики

 Галилеем и законов движения планет Кеплером,  давшими строго ма-

 тематическую  трактовку понятия этих законов и освободившими по-

 нимание их от элементов антропоморфизма,  ставило это  понимание

 на физическую почву.  Тем самым впервые в истории развитие чело-

 веческого познания понятие закона природы приобретало строго на-

 учное содержание.

    Законы механики были применены Галилеем и для  доказательства

 теории Коперника,  которая была непонятна большинству людей,  не

 знавших этих законов. Например, с точки зрения "здравого рассуд-

 ка"  кажется  совершенно естественным,  что при движении Земли в

 мировом пространстве должен возникнуть сильнейший вихрь, сметаю-

 щий все с ее поверхности.  В этом и состоял один из самых "силь-

 ных" аргументов против теории Коперника.  Галилей же  установил,

 что равномерное движение тела нисколько не отражается на процес-

 сах,  совершающихся на его поверхности.  Например, на движущемся

 корабле падение тел происходит так же, как и на неподвижном. По-

 этому обнаружить равномерное и прямолинейное движение  Земли  на

 самой Земле.

    Все эти идеи великий ученый сформулировал В "Диалоге  о  двух

 главнейших  системах  мира - птолемеевой и коперниковой" (1632),


                                - 4 -

 научно доказавшем истинность теории Коперника.  Эта книга послу-

 жила поводом для обвинения Галилея со стороны католической церк-

 ви.  Ученый был привлечен к суду римской инквизицией;  в 1633 г.

 состоялся  его  знаменитый  процесс,  на котором он был вынужден

 формально отречься от своих "заблуждений". Его книга была запре-

 щена,  однако приостановить дальнейшее торжество идей Коперника,

 Бруно и Галилея церковь уже не могла.  Итальянский мыслитель вы-

 шел победителем.

    Используя теорию двойственной истины,  Галилей решительно от-

 делял науку от религии Он утверждал, например, что природа долж-

 на изучаться с помощью математики и опыта,  а не с помощью  Биб-

 лии.  В познании природы человек должен руководствоваться только

 собственным разумом.  Предмет науки - природа и человек. Предмет

 религии - "благочестие и послушание",  сфера моральных поступков

 человека.

    Исходя из этого,  Галилей пришел к выводу о возможности безг-

 раничного познания природы. Мыслитель и здесь вступал в конфликт

 с господствовавшими схоластическо-догматическими представлениями

←предыдущая  следующая→
1 2 3 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»