Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Философия, культурология, религия, искусство /

Гегель

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 

 

                        ПЛАН                                 

1. Немецкая классическая философия.                          

2. Диалектика Гегеля - высшее достижение немецкой классической  философии.                                                     

3. Тождество бытия и мышления - исходный пункт философии Гегеля.

4. Логика Гегеля.                                               

5. Философия природы.                                          


6. Философия духа.                                               

В конце 18  и начале 19 века Германия,  преодолевая экономическую и политическую отсталость, приближалась к  буржуазной революции, и "подобно тому как во Франции в 18 веке, в Германии в 19 веке фило софская революция предшествовала политическому   перевороту". Маркс рассматривал немецкую классическую философию как немецкую  теорию французской революции.

Важную роль  в  формировании  немецкой  философии  сыграли    достижения  естество-знания и  общественных  наук : стали  развиваться физика  и химия, продвинулось вперед изучение органической п `ироды. Открытия в области математики. позволившие понять  процессы в их точном количественном выражении,  учение  Ламарка  об  обусловленности  развития организма окружающей средой, астроно ,ические, геологические, эмбриологи-ческие  теории, а также теории развития человеческого общества - все это со всей  остро-той и неизбежностью выдвигало на первый план  идею развития  как теоЕ

`ию и метод поз-нания действительности.

Одним из величайших умов человечества, основоположником классического немецкого  идеализма, возродившим идеи диалектики, был И. Кант (1724-1804). Именно с Канта началась философия новейшего врем ени. Но не только в философии, но и в науке. Он  считал, что для того чтобы решить проблемы бытия, морали и религии нужно знать  воз-можности человеческого познания и установить  его границы.  Не .бходимые условия  познания заложены в самом разуме и составляют  основу знания.  Они придают  знанию  характер необходимости и всеобщности. Он различал  воспринимаемые человеком  явле-ния веЕ

iей и вещи  как они  существуют сами  по себе.  Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только  явления вещей  (феномены), составля ющие содержание нашего опыта.  В результате  воздействия "вещей  самих по себе" на органы чувств возникает хаос ощущений.  При-водим мы этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. Миру явлений со-ответствует независимая  от  человеческого  сознания  сущность вещей  - "вещи  сами по себе". Абсолютное познание их  невозможно. Они  для нас только ноумены, т. е. умо-постигаемая, но н

е данная в опыте сущность.

Кант был убежден, что идеи пространства и времени  человеку известны прежде воспри-ятий. Пространство  и время  идеальны,  а  не реальны.  Чувственные впечатления связы-ваются между собой поср %дством суждений, в основе которых лежат категории, т. е. общие  понятия, которые  по Канту, суть  "чисто  логические"  формы,  характеризующие только "чистое мышление", а  не его предмет. В своем  у gении о  познании  Кант  большое место  отводил   диалектике:  противоречие   рассматривалось  им как необходимый  мо-мент познания. Но диалектика для него - лишь гносеологический принцип, она  с cбъектив-на, т. к. отражает только противоречия  мыслительной деятельности. Именно  потому,  что  в  ней  противопоставляется содержание  занятий и их  логическая  форма  и предметом  диалектики становятся  сами эти  формы в  их  отрыве  от  содержания  знаний,  Ленин  назвал логику  Канта "формальной".


Немецкая  классическая  философия  после  Канта  разрабатывалась  такими  выдющи-мися  философами,  как  И. Г. Фихте  (1762-1814)  и Ф. Шеллинг (1775-1854). Оба  стреми-лись  преодолеть   кантовское  противоп .ставление  феномена  и ноумена, обосновав   познавательную активность  в некотором  едином  принципе -  в абсолютном  Я (Фихте)  и в  абсолютном тождестве  мышления и бытия (Шеллинг). Последний да

л тонкий анализ   категорий  диалектики,  в  частности  свободы  и необходимости,  тождества, единого  и многого и др., послужив предтечей гегелевской объективно-идеалистической диалектики. Его

 изыскания  в области  философии природы  оказали большое влияние на умы естествоиспытателей, а также на русскую философию.

Высшим достижением немецкой классической философии являлась  диалектика Гегеля (1770-1831).  Характеризуя  историческое  место Гегеля в развитии философии, Энгельс писал: "Свое завершение эта  но


вейшая немецкая философия нашла в системе Гегеля, великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический  и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрер ывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку  раскрыть  внутреннюю  связь этого движения  и развития... .Для нас здесь безразлично,  что Гегель не разрешил этой задачи.

 Его историческая заслуга состояла в том, что он поставил ее". Как видно из слов Энгельса, выдающееся  значение философии Гегеля заключалось в том,  что в ней в систематической форме  было изло &ено диалектическое  миропонимание и соответ-ствующий ему диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику    как философскую науку,  обобщающую всю историю познания и иссл едующую наиболее общие закономерности развития объективной действительности. В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического сЕ

/особа мышления, в корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал, правда в идеалистической форме, законы и катег

ории диалектики.

Опираясь на диалектические идеи Канта, Фихте, Шеллинга, развивая  их,  Гегель   вместе  с тем отвергает ряд  ошибочных  положений, содержавшихся  в  учениях  этих  мыслите-лей. Гегель справедливо

 расценивает кантовскую попытку исследовать человеческую  способность  познания  вне истории  познания,  вне .реального ее применения как    бесплодную  схоластическую.

Столь же определенно выступил Гегель против субъективизма Канта и Фихте.  Природа,    по  Гегелю,  существует  независимо  от человека,  а человеческое  познание  обладает  объективным  содержан ием.  Отвергая  кантовское  субъективистское  противопоставле-ние сущности и явления, Гегель  учил, что явления столь же объективны, как  и сущность,   сущность  является, т.е. обнаруживается в я влении,  ввиду  чего  и явление  существенно.  Познавая явления, мы тем самым познаем и сущность.

Исходя  из  диалектического  положения  о  единстве  сущности  и явления,  Гегель  отверг  кантовское  учение  о  непознаваемости  "вещи в  себе";  в природе вещей нет никаких непреодолимых прегра $  для познания. "Скрытая сущность вселенной не обладает в  себе силой, которая  была бы в состоянии оказать  сопротивление  дерзновению  познания,  она  должна перед ним открыться,  развернуть пЕ%ред  его глазами  богатства и  глубины своей природы и дать ему наслаждаться ими".

Гегель резко критиковал Шеллинга  за недооценку  роли  логического мышления и логики   вообще, за  интуитивизм, который в  конечном итоге привел  Шеллинга  к  откровенному  иррационализму. Одна ко,  будучи  идеалистом, Гегель не смог подвергнуть критике основ-ной  идеалистический порок своих ближайших  предшественников: для  него, также  как  и  для других идеалистов, природа является

 производным от сверхприродного

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»