←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
ПЛАН
1. Немецкая классическая философия.
2. Диалектика Гегеля - высшее достижение немецкой классической философии.
3. Тождество бытия и мышления - исходный пункт философии Гегеля.
4. Логика Гегеля.
5. Философия природы.
6. Философия духа.
В конце 18 и начале 19 века Германия, преодолевая экономическую и политическую отсталость, приближалась к буржуазной революции, и "подобно тому как во Франции в 18 веке, в Германии в 19 веке фило софская революция предшествовала политическому перевороту". Маркс рассматривал немецкую классическую философию как немецкую теорию французской революции.
Важную роль в формировании немецкой философии сыграли достижения естество-знания и общественных наук : стали развиваться физика и химия, продвинулось вперед изучение органической п `ироды. Открытия в области математики. позволившие понять процессы в их точном количественном выражении, учение Ламарка об обусловленности развития организма окружающей средой, астроно ,ические, геологические, эмбриологи-ческие теории, а также теории развития человеческого общества - все это со всей остро-той и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как теоЕ
`ию и метод поз-нания действительности.
Одним из величайших умов человечества, основоположником классического немецкого идеализма, возродившим идеи диалектики, был И. Кант (1724-1804). Именно с Канта началась философия новейшего врем ени. Но не только в философии, но и в науке. Он считал, что для того чтобы решить проблемы бытия, морали и религии нужно знать воз-можности человеческого познания и установить его границы. Не .бходимые условия познания заложены в самом разуме и составляют основу знания. Они придают знанию характер необходимости и всеобщности. Он различал воспринимаемые человеком явле-ния веЕ
iей и вещи как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составля ющие содержание нашего опыта. В результате воздействия "вещей самих по себе" на органы чувств возникает хаос ощущений. При-водим мы этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. Миру явлений со-ответствует независимая от человеческого сознания сущность вещей - "вещи сами по себе". Абсолютное познание их невозможно. Они для нас только ноумены, т. е. умо-постигаемая, но н
е данная в опыте сущность.
Кант был убежден, что идеи пространства и времени человеку известны прежде воспри-ятий. Пространство и время идеальны, а не реальны. Чувственные впечатления связы-ваются между собой поср %дством суждений, в основе которых лежат категории, т. е. общие понятия, которые по Канту, суть "чисто логические" формы, характеризующие только "чистое мышление", а не его предмет. В своем у gении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось им как необходимый мо-мент познания. Но диалектика для него - лишь гносеологический принцип, она с cбъектив-на, т. к. отражает только противоречия мыслительной деятельности. Именно потому, что в ней противопоставляется содержание занятий и их логическая форма и предметом диалектики становятся сами эти формы в их отрыве от содержания знаний, Ленин назвал логику Канта "формальной".
Немецкая классическая философия после Канта разрабатывалась такими выдющи-мися философами, как И. Г. Фихте (1762-1814) и Ф. Шеллинг (1775-1854). Оба стреми-лись преодолеть кантовское противоп .ставление феномена и ноумена, обосновав познавательную активность в некотором едином принципе - в абсолютном Я (Фихте) и в абсолютном тождестве мышления и бытия (Шеллинг). Последний да
л тонкий анализ категорий диалектики, в частности свободы и необходимости, тождества, единого и многого и др., послужив предтечей гегелевской объективно-идеалистической диалектики. Его
изыскания в области философии природы оказали большое влияние на умы естествоиспытателей, а также на русскую философию.
Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля (1770-1831). Характеризуя историческое место Гегеля в развитии философии, Энгельс писал: "Свое завершение эта но
вейшая немецкая философия нашла в системе Гегеля, великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрер ывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития... .Для нас здесь безразлично, что Гегель не разрешил этой задачи.
Его историческая заслуга состояла в том, что он поставил ее". Как видно из слов Энгельса, выдающееся значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было изло &ено диалектическое миропонимание и соответ-ствующий ему диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую всю историю познания и иссл едующую наиболее общие закономерности развития объективной действительности. В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического сЕ
/особа мышления, в корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал, правда в идеалистической форме, законы и катег
ории диалектики.
Опираясь на диалектические идеи Канта, Фихте, Шеллинга, развивая их, Гегель вместе с тем отвергает ряд ошибочных положений, содержавшихся в учениях этих мыслите-лей. Гегель справедливо
расценивает кантовскую попытку исследовать человеческую способность познания вне истории познания, вне .реального ее применения как бесплодную схоластическую.
Столь же определенно выступил Гегель против субъективизма Канта и Фихте. Природа, по Гегелю, существует независимо от человека, а человеческое познание обладает объективным содержан ием. Отвергая кантовское субъективистское противопоставле-ние сущности и явления, Гегель учил, что явления столь же объективны, как и сущность, сущность является, т.е. обнаруживается в я влении, ввиду чего и явление существенно. Познавая явления, мы тем самым познаем и сущность.
Исходя из диалектического положения о единстве сущности и явления, Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости "вещи в себе"; в природе вещей нет никаких непреодолимых прегра $ для познания. "Скрытая сущность вселенной не обладает в себе силой, которая была бы в состоянии оказать сопротивление дерзновению познания, она должна перед ним открыться, развернуть пЕ%ред его глазами богатства и глубины своей природы и дать ему наслаждаться ими".
Гегель резко критиковал Шеллинга за недооценку роли логического мышления и логики вообще, за интуитивизм, который в конечном итоге привел Шеллинга к откровенному иррационализму. Одна ко, будучи идеалистом, Гегель не смог подвергнуть критике основ-ной идеалистический порок своих ближайших предшественников: для него, также как и для других идеалистов, природа является
производным от сверхприродного
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|