Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Философия, культурология, религия, искусство /

Георгий Конисский - философ XVIII века

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 

                           КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ













                       РЕФЕРАТ  НА  ТЕМУ :




               ГЕОРГИЙ КОНИССКИЙ -- ФИЛОСОФ XVIII ВЕКА














      Выполнил работу                    Щербаков В.В., студент
                                         I курса группы К-1-4




      Научный руководитель               Иоселиани А.Д., доцент
                                         кафедры философии









 
                            МОСКВА -- 1995









                          ПЛАН  РЕФЕРАТА :


                   Введение.

             I. Жизнь и деятельность Георгия Конисского.

            II. Философские взгляды Георгия Конисского :

                 А). Деизм Конисского.

                 В). Наука и религия.

                 С). Теория познания.

                 D). Этическое учение.

                   Заключение. 
 
                   Использованная литература.
                  




























                     ВВЕДЕНИЕ.  


Известно, что в XV-XVII веках в славянском мире совершается процесс усвоения и переработки гуманистических идей не менее значительный, чем в Западной Европе. В этот период зарождается кризис средневекового феодального мировоззрения, опиравшегося на религию и теологию как на своё идуйное основание. И уже в начале XVIII века в России сложились прогрессивные для своего времени идеи о ценности образования и науки. Особо прививается в России тех времён техническое образование, растёт интерес к военному делу, мореплаванию и строительству. Однако, в духовной жизни общества православная церковь продолжает сохранять господствующее положение. Хотя по мере того как православная церковь обрастает огромными владениями и превращается в одного из самых крупных "феодалов", несомненно, возрастают скрытое сомнение и возмущение народных масс, испытывающих неимоверный гнёт. Общий кризис религии, наступающий с нарастанием антифеодального движения, особенно углубляют успехи естественных наук, в первую очередь астрономии, физики, биологии. Теология и наука, вера и разум -- извечные противники, в XVII-XVIII веках они сталкиваются особенно часто. Церковь, ещё довольно сильная, не желает уступать своих позиций в объяснении мира. 
Развитие естественных наук в России привело к тому, что в отечественной философии первой половины XVIII века утверждается вера в силу человеческого разума. Ученые делают решительный шаг к отмежеванию человеческого разума от религии, требуют научно обоснованного и базирующегося на опыте знания. Церковь принимает такое отмежевание, допуская, что природа, Вселенная -- это книга, где бог показал своё величие, и люди обязаны его познать; другая сфера -- мир социально-этических ценностей, область проявления божьей воли. Такое положение способствует внедрению в отечественную философию деистической системы мира. Наука превращается в могущественную основу мировосприятия. Под влиянием успехов естественных и точных наук в России идёт процесс изоляции науки от религии. Этот процесс углубляется утилитарным отношением к знаниям, к науке вообще. Делаются попытки создания русской философской терминологии с целью приближения философии к широким кругам, с желанием сделать доступными и употребимыми классические философские понятия.
Философское наследие отечественных учебных заведений первой половины XVIII века убеждает в том, что каждый философский курс, преподаваемый в них, -- продукт своей эпохи, вобравший в себя традиции и интересы ряда поколений. Профессора философии (в том числе и Г.Конисский), составляя свои философские курсы, умело сочетали достижения предшественников и насущные требования своего времени. Один из создателей таких академических философских курсов -- Георгий Конисский, профессор Киево-Могилянской академии. На примере этого философа можно ознакомиться со взглядами и мыслями, характерными для того времени.






    I. ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГЕОРГИЯ КОНИССКОГО.


Григорий (Георгий) Конисский родился 20 ноября 1717 года в городе Нежине на Украине. Отец его, Осип Иванович Конисский, принадлежал к высшему казацкому сословию (и был даже нежинским бургомистром). Род Конисских в XVIII веке -- это представители "новых людей", которые в результате реформ Петра I получили перспективу продвижения по служебной лестнице, в связи с чем им предоставлялась возможность увеличиватьсвои земельные владения (поддерживали абсолютизм, постоянно соперничали с родовитой знатью).
 В 1728 году одиннадцатилетним мальчиком Григорий поступает (очевидно, после окончания начальной полковой школы) в Киево-Могилянскую академию. Г.Конисский учился в академии во времена её наивысшего расцвета, когда здесь преподавали её лучшие выпускники, воспитанные на прогрессивных веяниях Нового времени,-- Стефан Калиновский, Сильвестр Кулябка, Михаил Козачинский, Симеон Тодорский. Профессора Академии широко пропагандируют идеи прогрессивных русских мыслителей-просветителей Антиоха Кантемира, Василия Татищева, Михаила Ломоносова. В 1743 году Конисский заканчивает полный курс Академии и попадает в число избранных выпускников -- самых подготовленных и одаренных,-- такие каждый год пополняют преподовательский состав. Конисский постригается в монахи Братского монастыря, где получает духовное имя -- Георгий (под этим именем он и вошёл в отечественную историю). Около 2 лет молодой иеромонах старательно и упорно готовился к преподавательской деятельности в родной alma mater. И в 1745 году Конисский становится за профессорскую кафедру и читает слушателям свой курс поэтики (в переводе с латинского -- "Правила поэтического искусства,почерпнутые из авторов, изучающих естество поэзии, кратко, с нужнейшими наблюдениями, собранные и в пользу студенческой молодёжи изложенные и истолкованные в родной академии 1746 года"). Конисский во многом следует положениям курса поэтики Ф.Прокоповича, страстным приверженцем дел и мыслей которого он был на протяжении всей жизни. 
В творчестве Конисского особое место занимает пьеса, которую он написал по традиции, существовавшей в академии, специально для праздника по случаю окончания курса поэтики. В этой драме автор выходит за рамки чисто академического поучения; его призыв к праведной жизни превращается в обличение существующих порядков. Здесь выразительно отражены типичные черты общественной жизни того времени: жестокое национальное угнетение трудового населения Украины и Белоруссии; захват казацкой верхушкой земель бедного казачества, осуществлявшийся с молчаливого согласия царизма и сопровождавшийся произволом суда и беззаконием. Конисский выступает защитником обиженных и угнетённых, критикует несправедливость порядков, разоблачает злодеяния и взяточничество судей и чиновников, осуждает угнетение и произвол помещиков и казацкой верхушки. В драме затрагивается и национальный вопрос, идея дружбы русского, украинского и белорусского народов занимает центральное место. Конисский клеймит позором произвол не только помещиков, но и духовенства. Тему критики католического и православного духовенства он продолжает на протяжении всей жизни.
Дошедший до наших дней философский курс Конисского -- яркое свидетельство того, что профессор знакомил слушателей с философией античного мира, с борьбой основных направлений в средневековой философии, с учениями мыслителей Нового времени - Лейбница, Вольфа, Декарта, Гассенди, -- с достижениями современной ему науки, в первую очередь астрономии и физики. Основные положения философского курса Г.Конисского как раз и отражают сложную обстановку переходного периода, борьбу новых идей со старыми авторитетами. Они являются выражением глубоких идейных противоречий своего времени, ярким свидетельством кризиса феодально-религиозной идеологии, начинавшегося под давлением рационализма и материалистических естественно-научных идей. Понимание Конисским задач философии как науки о земных вещах, о человеке и его счастье сближает его с философами-гуманистами.

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»