Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Философия, культурология, религия, искусство /

Д. Беркли и Д. Юма

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 

 

                           СОДЕРЖАНИЕ.

               Введение........................2

               Биография Джорджа Беркли........3

               Философия Джорджа Беркли........4

               Биография Давида Юма............12

               Философия Давида Юма............13

               Заключение......................22

               Литература......................23

.

                                - 2 -

                               ВВЕДЕНИЕ.

               Реферат посвящен   исследованию   философских

          концепций известных британских  мыслителей  Давида

          Юма и Джорджа Беркли.Период их творчества был вре-

          менем необычайного подьема и  развития  английской

          философии.  Ф.Бекон,  Т.Гоббс,  Д.Локк, Д.Беркли и

          Д.Юм - эти имена известны всем.Их творчество опре-

          делило  основы   главных   философских    течений:

          идеализма и материализма.

              Почему же  мы  обращаемся  к творчеству Юма и

          Беркли? Дело в том, что в недавнем прошлом именно

          эти  философы в нашей стране подвергались большой

          критике с позиций  материализма.  Их  философские

          концепции излагались как реакционные. Но хотелось

          бы рассмотреть их непредвзято,  так как сформиро-

          вать  свое  мировоззрение,  независимую жизненную

          позицию и ценностные идеалы невозможно,  опираясь

          на  расхожие мения и стереотипы.  Будем следовать

          принципу  о  котором   говорил   Джордж   Беркли:

          "Единственное  преимущество  на которое я претен-

          дую,- это то,  что я всегда мыслил  и  судил  са-

          мостоятельно".

               Кроме того хотелось бы,  по мере возможности,

          сравнить взгляды двух философов,  чье миропонима-

          ние формировалось в одинаковых условиях,  в одина-

          ковой среде.

.

                           - 3 -

                 БИОГРАФИЯ ДЖОРДЖА БЕРКЛИ.

     Джордж Беркли родился 12 марта 1685 года на юге  Ирландии

в Килкрени.  Он был старшим из семи детей в семье мелкопомест-

ного дворянина Уильяма Беркли. В 1675 г. Джордж начал  учебу в

Килкенни,а через  пять лет  продолжил  ее в  колледже Троицы в

Дублине.

     В 1704 г. Беркли получил первую ученую  степень бакалавра

искусств, в 1707 г.звание научного сотрудника и начал препода-

вание в колледже. В том же году были опубликованы анонимно его

первые научные произведения -  два трактата по математике. Два

года спустя Беркли получил первый сан священнослужителя.

     В 1709 вышла в свет первая работа Беркли,предвещающая его

философское учение  -  "Новая  теория зрения".В следующем году

Беркли издает "Трактат  о  началах  человеческого  знания",где

высказывает свои философские взгляды,новую философскую концеп-

цию.

     В 1713  г.  Беркли  в  качестве  капеллана лорда Петербо-

ро,чрезвычайного посла при дворе сицилийского короля,отправля-

ется в Италию.Тогда же он пишет одно из своих важнейших произ-

ведений - "Три диалога между Гиласом и Филонусом".На следующий

год Беркли вернулся на родину,а в 1716 г. снова едет в Италию,

на этот раз в  качестве гувернера (откуда он вернулся в Лондон

в 1721 г.).

     В сентябре 1728 года Беркли с  целью  миссионерской  дея-

тельности отправляется на Род-Айленд. Незадолго до своего оть-

езда сорокатрехлетний Беркли женился на Анне Форстер.Их семей-

ная жизнь была счастливой.Как и в семье его отца,у Беркли было

семеро детей,к которым он относился с большой любовью.

     Не дождавшись обещанных ассигнований на постройку коллед-

жа,Беркли возвращается осенью 1731 года в Лондон. Сразу  после

приезда Беркли публикует свою работу - "Алсифрон", где отстаи-

вает христианское вероучение и религиозную  мораль. За "Алсиф-

роном"  последовало   философско-математическое   произведение

"Аналитик".

     В мае 1734 г. Беркли был посвящен в духовный сан епископа

Клойнского,после чего он вернулся в  Ирландию  и  поселился  в


                           - 4 -

местечке Клойн,где  провел  практически  всю оставшуюся жизнь.

Последним произведением Беркли был изданный в 1744 году  "Сей-

рис",в котором были причудливо переплетены терапия,философия и

мистика.

     В  августе 1752 г. Джордж  Беркли  покинул  свою  епархию

и переехал в Оксфорд, где 14 января 1753 г. он умер.

             ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ДЖОРДЖА БЕРКЛИ.

                     Исходные позиции.

     Философское учение Джорджа Беркли направлено  на  опро-

вержение материализма и обоснование религии.  Для этих целей

он  использовал  номиналистические  принципы,  установленные

Уильямом Оккамом.

     "Все,что существует,единично".  Это   номиналистическое

основоположение служит для Беркли отправным пунктом,  из ко-

торого спедует,что ничто соответствующее действительности не

может  быть  неединичным  и абстрактные понятия суть понятия

ложные. Но они, по Беркли, не только ложны, но и невозможны,

это  философские фантомы.  "...Я не могу образовывать отвле-

ченные представления вообще..." "Если ты  можешь  образовать

мысленно  отчетливое  абстрактное представление...то я усту-

паю...Можешь?  А если не можешь,то с твоей стороны  было  бы

неразумно настаивать дольше на существовании того,  о чем ты

не имеешь представления". Беркли различает общие и абстракт-

ные  идеи.Первые-это такие,которые могут быть восприняты как

наглядные представления.  "Я отрицаю абсолютно,-пишет  он  в

"Трактате",-существование  не  общих идей,а лишь отвлеченных

общих идей...".  Беркли различает при этом два вида отвлече-

ния.  При  первом  из них представляются отдельные части или

свойства предмета,которые в действительности могут существо-

вать  порознь.При  втором  виде  отвлечения-такие  которые в

действительности неотделимы друг от друга. Их то и отвергает

Беркли  как  иллюзорные,как  пустые  слова,которым  не соот-

ветствует  никакое  восприятие.В  качестве  примеров   таких

абстрактных  понятий приводятся:протяжение,движение,  число,


                          - 5 -

пространство,  время,  счастье,  добро.Нельзя,уверяет  Берк-

ли,образовать  отчетливое абстрактное представление о движе-

нии или протяжении без  конкретных  чувственных  качеств,как

скорое и медленное,большое и малое,круглое и четырехугольное

и т. п. Нельзя образовать и абстрактную идею круга,четырехи-

ли  трехугольника,  "который не будет ни равносторонним,  ни

неравносторонним, ни равнобедренным" .

     В отличие от фикции  абстрактных  понятий  общие  поня-

тия-это  единичные 

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»