Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Философия, культурология, религия, искусство /

Диалектика

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 

1)Историческое развитие диалектического понимания мира.

2)Законы диалектики и категории.

 

      1.Постоянно развивающаяся борьба старого и нового,противоположного и противоречивого,возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам.

Сама эта борьба объективно предпологает необходимость диалектики-научной теории

развития,метода познания природы,общества и мышления.

       Всё,что происходит в мире,а именно:изменение,движение и развитие-подчиняется законам диалектики.Диалектика как наука составляет душу марксизма,представляет собой стройную систему экономических,социально-политических и философских взглядов и является бесценным творением человеческого разума.

        Чтобы понять диалектику,надо выяснить некоторые исходные положения.Диалектика

как термин используется в смысле отражение всеобщих законов движения и развития объективной действительности.

         Диалектика как понятие употребляется в трёх значениях:

1)Под дилектикой понимается совокупность объективных диалектических закономерностей ,

процессов,действующих в мире независимо от сознания человека.Это диалектика природы,

диалектика общества,диалектика мышления,взятая как объективная сторона мыслительного процесса.Это объективная реальность.

2)Субъективная диалектика,диалектическое мышление.Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании.

3)Философское учение о диалектике или теория диалектики.Выступает как отражение отражения.Называется учением о диалектике,теорией диалектики.

          Диалектика может быть материалистической и идеалистической.Мы рассматриваем материалистическую диалектику.Материалистическая диалектика представляется в виде целостной системы,в которой каждый закон,каждая категория занимают строго определён-

ное место и находятся во взаимосвязи с другими законами и категориями.Знание такой системы позволяет наиболее полно раскрыть содержание всеобщих свойств и связей действительности ,всеобщих форм бытия,диалектических закономерностей движения и развития.

           Диалектика как категория имеет ряд характеристик.Диалектика-наука о наиболее общих законах всякого движения.

            Ныне в науке аксиоматично и бесспорно положение о том,что наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и поэтому в результатах противоречия м/у ними быть не может.

             Современное естествознание признает наследственность приобретённых свойств и этим расширяет субъект опыта,распространяя его с индивида на род.

              Диалектика как теория развития.Гегель установил,что истина представляется не в виде собранных готовых догматических положений,истина заключается в самом процессе познания,в длительном историческом развитии науки,поднимающейся с низших ступеней на всё более высокие,но никогда не достигающей такой точки,от которой найдя абстрактную истину,не должна созерцать сложа руки.

               Все общественные порядки,сменяющие друг друга в ходе истории,представляют собой лишь приходящие ступени бесконечного развития человека от низшей ступени к высшей.Каждая ступень необходима и имеет свое оправдание для того времени и для тех условий,которым она обязана своим происхождением.Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного.

                Диалектика как учение о единстве противоположностей. "Диалектика-есть учение о том,как могут быть и бывают тождественными противоположности,-при каких условиях они бывают тождественны,превращаясь друг в друга-почему ум человека не должен брать эти противоположности,-за мёртвое-застывшие,а за живое-условные,

подвижные,превращающиеся одна в другую."

                 Диалектика как метод познания.По этому поводу К.Маркс писал:"Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского,но является его прямой противоположностью.Для Гегеля процесс мышления,который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный объект,есть демиург действительного.которое состовляет лишь его внешнее появление.У меня же наоборот идеальное есть нечто иное,

как материальное,пересаженное в человеческую головуи преобразованное в ней.

                  Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики,но

лишь,после освобождения её от её мистической формы,а это-то как раз и отличает от неё

мой метод."

                   Идея как предмет философии впервые был рассмотрен Платоном.Идея у Платона есть то изначальное целое,что при всём многообразии отдельных вещей делает их такими,а не иными;есть всеобщее,являющееся основой всех отдельных вещей.Быть сущностью вещей и общим многим вещам,быть существенным в них как бы их прообразом-таково свойство идеи.

                   Критика Аристотеля идеи Платона:-"идеи Платона как самостоятельные сущности,отделённые от чувственно воспринимаемых вещей,не объесняют ни бытия идей,ни познания вещей".

                   Идеи являются началом,объединяющим разрозненные факты в единое целое,

в систему,они обеспечивают дальнейшеедвижение познания,находят тенденцию вывода знания из тупикового или кризисного состояния.

                   Идея рождается из действительности в процессе предметно-практической деятельности,общения и рефлексии,изменяющих эту действительность.

                   Идея,в отличие от материи,есть конкретно-условное воспроизведение реальности в процессе её дальнейшего развёртывания,проект будущего развития действительности.

                   1)Метафизика.Философское учение о сверхчувственных принципах бытия.Она представляет собой философский метод,рассматривающий явления в их неизменности,вне системы,в независимости друг от друга,отрицающий внутренние противоречия как источник

их развития.

                   2)Догматизм-возникает на основе метафизики.Он как метод предпологает метафизически одностороннее,схематическое,окостеневшее мышление,оперирующее догмами.Слепая вера в авторитеты,защита устаревших положений составляют суть догматизма.В рабочем движении догматизм приводит к вульгаризации марксизма, оппортунизму,политическому авантюризму.  

                   3)Софистика-учение,основанное на преднамеренном нарушении законов логики,путем приложения различных уловок,выдумки,головоломки,мнимых доказательств.

                Софистика добивается кажущейся обоснованности субъективным путём,используя недостаточность логического и семантического анализа.

                   4)Эклектика-как метод предпологает механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов,взглядов,теорий,элементов.Например,материи и сознания,бытия и жизни.

                   Общим между категориями и законами является то,что и те,и другие отражают всеобщие законы бытия,всеобщие стороны и связи.Взаимопроникновение противоположно-

стей,взаимопереход количества и качества,повторение пройденного на новой основе, отражаемые в основных законах диалектики,так же универсальны,как отношение,причина и следствие,необходимое и случайное,форма и содержание,выражаемые в соответствующих категориях.

             Различие категорий и законов.

 

Различий категорий и законов возникайт на основе предмета отражения.

1.а) Категория отражают общие связи,отношения,свойства и стороны

объективной действительности;

   б) Законы отражают только всеобщие связи и отношения объективной

действительности,но не отражают свойства и стороны.

2. Категории и законы различаются по форме отражения.

   а) Категории

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»