←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В. Ломоносова
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Аспирантки 1-го
года обучения
Морозовой Е.Н.
Москва, 1997
1. Введение
2. Основные философы и школы досократовской философии:
2.1. Милетская школа
2.2. Гераклит Эфесский
2.3. Элеаты
2.4. Пифагорейское учение
2.5. Эмпедокл
2.6. Анаксагор
2.7. Древнегреческие атомисты
3. Заключение
Греческая античная философия сформировалась в VII - VI вв. до нашей эры. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.
В развитии античной философии можно приблизительно выделить четыре основных этапа:
I. - от формирования собственно греческого философского мышления до перелома V - IV вв. до нашей эры - как правило, определяется как досократовский, а философы, работавшие в это время, - как досократики.
II. - приблизительно с половины V в. и существенная часть IV в. до нашей эры - определяется как классический. Он характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона, Аристотеля.
- конец IV - II вв. до нашей эры - в подавляющем большинстве работ определяется как эллинистический. В отличие от классического периода, когда возникли значительные философские системы, в это время на арену выступает целый ряд всевозможных философских направлений и школ.
- I в. до нашей эры - V - VI вв. нашей эры - т.н. римский период.
Далее речь будет идти о первом этапе развития древнегреческой философии.
Произведения досократовских философов сохранились только во
фрагментах и лишь исключительно благодаря цитированию и критике более поздних
античных авторов. Из этих фрагментов весьма сложно выводить цельные философские
взгляды. Такие цитаты имеются, например, в работе Диогена Лаэртского «О жизни,
учениях и изречениях знаменитых философов», а также трудах Платона
Также как и в предшествующей мифологии, почти у всех греческих авторов можно найти тенденции обращения к природе, космосу. Однако подход мифологии и первых философов к данной проблематике отличается коренным образом. Согласно Гегелю, философия в собственном смысле слова возникает вместе в постановкой вопроса о сущности, который не только сформулирован, но и решен вне рамок методологии и терминологии мифологического мышление. Возникновение философии связано с определенным уровнем абстрактного (рационального мышления), которое способно отразить действительность иным способом, чем при помощи аллегории или мифологической персонификации. Так вот у истоков собственно греческой философии стоит стремление рационально ответить на вопросы, что является основным принципом мира (или космоса) и какие принципы или силы определяют его развитие.
Вопрос о первоначале является основным в онтологии
древнегреческих философов. И в этом смысле философия перекликается с
мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику. Но если мифология
стремится решить этот вопрос по принципу - кто родил сущее, то философы ищут
субстенциальное начало - из чего все произошло.
Для упрощения дальнейшего изложения здесь следует отметить, что для обозначения
первоосновы, первопринципа, из которого возникает все остальное, в греческой
философии употреблялись два термина: СТОЙХЕЙОН, означающий элемент, ядро,
основу в логическом смысле слова, и АРХЭ, означающий первоматерию, праматерию,
исходное состояние вещей, древнейшую форму в историческом смысле слова
Помимо вопроса о первооснове почти все досократовские философы обращались к проблеме объяснения природных явлений, движения, а некоторые - и проблеме познания. Далее будет показано, каких взглядов придерживался каждый из наиболее видных философов первого этапа по этим проблемам.
Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего.
На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. И хотя отдельные представители милетской школы этот вопрос решают по-разному, их взгляды имеют общий знаменатель: основу мира они видят в определенном материальном принципе. Можно сказать, что эта первая греческая философская школа стихийно тяготеет к материализму. Разумеется, вопрос о взаимном отношении материального и духовного принципов еще не ставился, он был сформулирован позже. Представители милетской школы интуитивно понимали мир как материальный. Вместе со стихийным материализмом в мышлении этих философов проявляется и «наивная» диалектика, с помощью понятийных средств которой они стремятся постичь мир в динамике его развития и перемен. На основной вопрос предшествующей космогонии о первопричине мира они давали, в отличие от всех мифологических концепций, вполне материалистический ответ, хотя еще и наивный.
Первый из ионических философов - Фалес из Милета - жил приблизительно в 640-562 гг. до нашей эры. Разносторонние познания Фалеса (в области астрономии, геометрии, арифметики) имели определенное влияние на развитие его философского мышления. Так, например, геометрия в то время была настолько развитой наукой, что являлась определенной основой научной абстракции. Именно это и повлияло на взгляды Фалеса, направленные на постижение сущности мира.
Основой всего сущего Фалес считал воду. Эта мысль появляется
уже в дофилософской космогонии. Однако подход Фалеса полностью от нее отличен.
Воду он понимал не как конкретную форму или персонификацию мифологической силы,
а как аморфное, текущее сосредоточение материи. При этом «вода» Фалеса означает
основополагающий принцип как в смысле «стойхейон», так и в смысле «архе».
Аристотель, излагая учение Фалеса, употреблял два выражения: вода как элемент
материи, стихия природы и вода как первооснова, общее, субстрат всех вещей,
первоначало, видоизменения которого и дают различные состояния
Другим выдающимся милетским философом был Анаксимандр (611-546 гг. до нашей эры).
Подобно Фалесу, он стихийно тяготел к материализму. Также как Фалес, Анаксимандр ставил вопрос о начале мира. Он утверждал, что «первоначалом и основой является беспредельное (APEIRON),
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
|
|