←предыдущая следующая→
1 2 3
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОМОНОСОВА
я_я2ДУХОВНАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ГРЕЦИИ
Реферат
студента
факультета правоведения
Международного Университета
Бизнеса и Управления
Буньода Саидова
1996
- 2 -
Когда мы говорим о древней Элладе как непрерывном культурном
феномене, мы должны помнить о том, что, как и в любой культуре,
представления людей о мире и его основах подвержены эволюции. Во
времена расцвета греческих государств-полисов, когда в Афинах во-
царилась демократия, представления греков о богах уже сильно раз-
нились от тех сказочных, полунаивных представлений, какие были во
времена Гомера. Это видно по тому, какие изменения претерпел образ
Зевса - из громовержца, который ссорился с другими богами, был
капризен и злоупотреблял своей силой он превратился в разумного
правителя мира, где все совершается по его мудрым указаниям.
Наиболее наглядно перемены в греческой духовной культуре про-
являются в отношениях дионисийского и аполлонического начал. Этот
вопрос был детально проанализирован Фридрихом Ницше. По Ницше бог
Дионис символизировал для греков самосознание человека, живущего в
таинственном, чарующем, но и полном опасностей мире дикой природы.
Этот мир, в принципе непонятный для человека и хаотический, зако-
ном в нем является произвол богов, символизирующих силы природы.
Однако не один лишь страх вызывал этот мир у греческого человека:
для него было возможным и естественным растворение в этом хаосе,
ощущение счастья принадлежности к этому мистическому миру. Орудие
Диониса - опьянение ,не знающее преград,которое пробуждает душу от
тягостного сна потока форм и влечет ее в чарующую область жизни,
не знающую преград и подчинений. Именно подобного выхода за рамки
- 3 -
собственной ограниченности и трепета перед магией мира добивались
греки во время праздников, посвященных богу Дионису, из которых
наиболее известными нам являются ежегодно проходившие мистерии в
Элевсине. На этих празднествах грек постигал природу дионисийского
мира в экстазе, уносящем душу на крыльях сладостного безумия во
дворец Всепоглощающей Любви, понимавшейся, по-видимому, глубинной
сущностью мироздания. Ницше полагает, чтозначение дионисийских ор-
гий в искуплении мира и духовном просветлении, которое позволяет в
иные дни не быть раздавленным ужасом мира.
Мир Диониса - мир телесной символики, причем не ограниченной
масками и строгостью ритуала, а всецело подчиняющей пляски, ритми-
зующей все тело участника, соединяющей его со всеми и растворяющей
его во всем. Именно здесь Ницше видит истоки музыкальных гармоний,
ритмов и динамики. Он также полагает, что в дионисийских мистериях
лежат истоки великого искусства античной трагедии. "Неопровержимое
предание утверждает, чтогреческая трагедия в своей древнейшей фор-
ме имела своей темой исключительно страдания Диониса и что в тече-
нии довольно продолжительного времени единственный сценический ге-
рой был именно Дионис". Страдания Диониса, по Ницше, это страдания
бога - то есть существа высшего порядка, "единого существа мира",
"на себе испытывающего страдания индивидуации", запутанного в сети
индивидуальной воли. Ведь, по преданию, Дионис был разорван тита-
нами, "при этом намекается, что это раздробление, представляющее
дионисийское страдание по существу,подобно превращению в воздух,
- 4 -
воду, землю и огонь, что, следовательно, мы должны рассматривать
состояние индивидуации как источник и первооснову всякого страда-
ния, как нечто само по себе достойное осуждения".
"Из улыбки этого Диониса возникли олимпийские боги, из слез
его - люди", - так повествует предание, устанавливающее первенство
и животворное начало Диониса. Но оно несет в себе не только стра-
дание, но и парадоксальную радость, диктуемое надеждой на возрож-
дение: ведь погруженная в вечную печаль Деметра вновь познала ра-
дость, когда узнала о возможности вновь родить Диониса. А таковая
возможность указывает нам на необычайно древние корни динисийского
начала, лежащие в далеком первобытном сознании человека, который
заметил, что все в мире циклично: рождается и умирает, и поверил,
что умеревшее вновь возродится в свой черед.
Второе естество греческой культуры - гармонии порядка и со-
размерности - заложено в аполлоническом начале. Его олицетворение
- прекрасный образ молодого бога Аполлона, который настраивает лю-
дей на возвышенные чувства, ему принадлежит искусство, более всего
- музыка и поэзия, его дар - вдохновение и талант. Аполлон - гений
величавой гармонии. Из хаоса первозданного океана жизни он творит
мироздание, выделяя части, придавая им форму, наполняя их смыслом,
соразмерным с замыслом целостности. Это Мировой Художник и его
творческая мощь придает миру гармонию в границах стойкости, поряд-
ка, устойчивости и покоя, торжествующему и непрерывному. В отличие
от вечно умирающего-возрождающегося Диониса Аполлон бессмертен и
- 5 -
неизменен, ибо он - воплотившийся Дух, тогда как Дионис - стремя-
щийся развоплотиться. Ницше полагает, что аполлоническое - это
проявление инстинкта столь же древнего, как и тот, что проявляется
в дионисийском, однако противоположной направленности: это стрем-
ление всему найти свое место означает прежде всего найти место в
мире себе, обезопасить свою личность от дезинтеграции, согласив-
шись на ограниченность, но при этом подчинить идее этой ограничен-
ности весь мир. "Как бы мог иначе такой болезненно чувствительный,
такой неистовый в своих желаниях,такой склонный к страданию народ
вынести существование, если бы оно не было представлено ему в бо-
гах озаренным в столь ослепительном ореоле", - говорит Ницше. Так
Аполлон (в символическом смысле) порождает весь олимпийский панте-
он, установил миропорядок, в котором боги оправдывают человеческую
жизнь, сами живя этой жизнью.
Антиномия дионисийского и аполлонического начал определила
пути развития греческой культуры. Трагедия, родившаяся, по опреде-
лению Ницше "из духа музыки", который но категорически приписывает
Дионису, и получившая свою форму под влияниям аполлонических тен-
денций, сказания Гомера, великая греческая архитектура - все, что
сделало эллинскую культуру великой,
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|