Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Философия, культурология, религия, искусство /

Духовная и художественная культура Древней Греции

←предыдущая  следующая→
1 2 3 

    МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОМОНОСОВА

 

               я_я2ДУХОВНАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ГРЕЦИИ

                                        Реферат

                                        студента

                                        факультета правоведения

                                        Международного Университета

                                        Бизнеса и Управления

                                        Буньода Саидова

                              1996


                              - 2 -

     Когда мы говорим о древней Элладе как непрерывном  культурном

феномене, мы  должны помнить о том,  что,  как и в любой культуре,

представления людей о мире и его основах подвержены  эволюции.  Во

времена расцвета греческих государств-полисов,  когда в Афинах во-

царилась демократия,  представления греков о богах уже сильно раз-

нились от тех сказочных,  полунаивных представлений, какие были во

времена Гомера. Это видно по тому, какие изменения претерпел образ

Зевса -  из  громовержца,  который ссорился с другими богами,  был

капризен и злоупотреблял своей силой он  превратился  в  разумного

правителя мира, где все совершается по его мудрым указаниям.

     Наиболее наглядно перемены в греческой духовной культуре про-

являются в отношениях дионисийского и аполлонического начал.  Этот

вопрос был детально проанализирован Фридрихом Ницше.  По Ницше бог

Дионис символизировал для греков самосознание человека, живущего в

таинственном, чарующем, но и полном опасностей мире дикой природы.

Этот мир,  в принципе непонятный для человека и хаотический, зако-

ном в нем является произвол богов,  символизирующих силы  природы.

Однако не  один лишь страх вызывал этот мир у греческого человека:

для него было возможным и естественным растворение в  этом  хаосе,

ощущение счастья принадлежности к этому мистическому миру.  Орудие

Диониса - опьянение ,не знающее преград,которое пробуждает душу от

тягостного сна  потока  форм и влечет ее в чарующую область жизни,

не знающую преград и подчинений.  Именно подобного выхода за рамки


                              - 3 -

собственной ограниченности  и трепета перед магией мира добивались

греки во время праздников,  посвященных богу Дионису,  из  которых

наиболее известными  нам  являются ежегодно проходившие мистерии в

Элевсине. На этих празднествах грек постигал природу дионисийского

мира в  экстазе,  уносящем  душу на крыльях сладостного безумия во

дворец Всепоглощающей Любви,  понимавшейся, по-видимому, глубинной

сущностью мироздания. Ницше полагает, чтозначение дионисийских ор-

гий в искуплении мира и духовном просветлении, которое позволяет в

иные дни не быть раздавленным ужасом мира.

     Мир Диониса - мир телесной символики,  причем не ограниченной

масками и строгостью ритуала, а всецело подчиняющей пляски, ритми-

зующей все тело участника, соединяющей его со всеми и растворяющей

его во всем. Именно здесь Ницше видит истоки музыкальных гармоний,

ритмов и динамики. Он также полагает, что в дионисийских мистериях

лежат истоки великого искусства античной трагедии. "Неопровержимое

предание утверждает, чтогреческая трагедия в своей древнейшей фор-

ме имела своей темой исключительно страдания Диониса и что в тече-

нии довольно продолжительного времени единственный сценический ге-

рой был именно Дионис". Страдания Диониса, по Ницше, это страдания

бога - то есть существа высшего порядка,  "единого существа мира",

"на себе испытывающего страдания индивидуации", запутанного в сети

индивидуальной воли.  Ведь, по преданию, Дионис был разорван тита-

нами, "при этом намекается,  что это раздробление,  представляющее

дионисийское страдание по существу,подобно превращению  в  воздух,


                              - 4 -

воду, землю и огонь,  что,  следовательно, мы должны рассматривать

состояние индивидуации как источник и первооснову всякого  страда-

ния, как нечто само по себе достойное осуждения".

     "Из улыбки этого Диониса возникли олимпийские боги,  из  слез

его - люди", - так повествует предание, устанавливающее первенство

и животворное начало Диониса.  Но оно несет в себе не только стра-

дание, но и парадоксальную радость,  диктуемое надеждой на возрож-

дение: ведь погруженная в вечную печаль Деметра вновь познала  ра-

дость, когда узнала о возможности вновь родить Диониса.  А таковая

возможность указывает нам на необычайно древние корни динисийского

начала, лежащие  в далеком первобытном сознании человека,  который

заметил, что все в мире циклично:  рождается и умирает, и поверил,

что умеревшее вновь возродится в свой черед.

     Второе естество греческой культуры - гармонии порядка  и  со-

размерности - заложено в аполлоническом начале.  Его олицетворение

- прекрасный образ молодого бога Аполлона, который настраивает лю-

дей на возвышенные чувства, ему принадлежит искусство, более всего

- музыка и поэзия, его дар - вдохновение и талант. Аполлон - гений

величавой гармонии.  Из хаоса первозданного океана жизни он творит

мироздание, выделяя части, придавая им форму, наполняя их смыслом,

соразмерным  с  замыслом  целостности.  Это Мировой Художник и его

творческая мощь придает миру гармонию в границах стойкости, поряд-

ка, устойчивости и покоя, торжествующему и непрерывному. В отличие

от вечно умирающего-возрождающегося Диониса Аполлон  бессмертен  и


                              - 5 -

неизменен,  ибо он - воплотившийся Дух, тогда как Дионис - стремя-

щийся развоплотиться.  Ницше полагает,  что аполлоническое  -  это

проявление инстинкта столь же древнего, как и тот, что проявляется

в дионисийском,  однако противоположной направленности: это стрем-

ление  всему  найти свое место означает прежде всего найти место в

мире себе,  обезопасить свою личность от дезинтеграции,  согласив-

шись на ограниченность, но при этом подчинить идее этой ограничен-

ности весь мир. "Как бы мог иначе такой болезненно чувствительный,

такой  неистовый в своих желаниях,такой склонный к страданию народ

вынести существование,  если бы оно не было представлено ему в бо-

гах озаренным в столь ослепительном ореоле",  - говорит Ницше. Так

Аполлон (в символическом смысле) порождает весь олимпийский панте-

он, установил миропорядок, в котором боги оправдывают человеческую

жизнь, сами живя этой жизнью.

     Антиномия дионисийского  и  аполлонического  начал определила

пути развития греческой культуры. Трагедия, родившаяся, по опреде-

лению Ницше "из духа музыки", который но категорически приписывает

Дионису, и получившая свою форму под влияниям аполлонических  тен-

денций, сказания Гомера,  великая греческая архитектура - все, что

сделало эллинскую культуру великой,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»