←предыдущая следующая→
1 2 3 4
ЖАН ПОЛЬ САРТР И ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ.
" Экзистенциализм - это гуманизм". Название этой книги французского философа , писателя и драматурга Жана Поля Сартра может
служить девизом экзистенциализма , как самое краткое и точное выражение смысла и назначения целого направления современной философии .
Экзистенциализм , или философия существования ( от позднелатинского existentia - существование) зародился в начале 20 века и в
течение нескольких десятилетий завоевал широкое признание и популярность.Среди первых представителей экзистенциализма принято считать русских философов Льва Шестова и Николая Бердяева , хотя ос-
новное развитие это течение получило после 1-ой мировой войны в
трудах немецких мыслителей Мартина Хайдеггера и Карла Ясперса и
в сороковых годах в работах Альбера Камю , Жана Поля Сартра и
Симоны де Бовуар.В то же время своими предшественниками экзи-
стенциалисты считают Паскаля , Кьеркегора , Достоевского и Ницше .
В философском отношении на экзистенциализм оказали преобладающее
влияние такое направление как философия жизни , а также фено-
менология Гуссерля и Шеллера .
Экзистенциализм как яркое проявление нонкомформизма явился
своеобразной реакцией на духовный кризис , вызванный войнами и
страданиями .В ситуации безнадежности и душевной растерянности
призыв экзистенциалистов к человеческой подлинности , к чувству
человеческого достоинства оказался источником мужества и нравственной стойкости . Экзистенциалистски настроенная личность противопоставляла личное решение , волевой акт уверткам "трусливого разума". В этом смысле характерными являются слова Антуана Сент-Экзюпери :
" Франция приняла бой вопреки правде логиков . . . Логики были правы . Война для нас означала разгром . Но разве должна была
Франция ради того , чтобы избавить себя от поражения , не при-
нимать боя ? Не думаю . И Франция интуитивно пришла к тому
же решению : никакие увещевания не заставили ее уклониться от боя . Дух в нашей стране взял верх над разумом ."
Именно поэтому экзистенциализм нельзя назвать академической док-
триной .Его основная тема - человеческое существование , судьба личности в современном мире , вера и неверие , утрата и обретение смысла жизни , близкая любому художнику , писателю , поэту , с
одной стороны , делает это направление популярным среди художественной интеллигенции ( Э. Хемингуэй ,С. Беккет , А. Сент- Экзюпери ), а с другой - побуждает самих экзистенциалистов обращаться к язы-
ку искусства ( Сартр , Камю , Марсель ) .
Экзистенциализм тесно соприкасается с религиозным восприятием мира , причем это в равной степени относится как к религиоз-
ному направлению экзистенциализма ( Ясперс , Марсель , Бердяев , Шестов),
так и к атеистическому ( Хайдеггер , Сартр , Камю , Мерло-Понти ),
поскольку важный мотив экзистенциалистского творчества - признание
того , что бог умер ( " из жалости к человеку", как часто цитируют Ницше) , сопровождается утверждением невозможности и абсурдности жизни без бога .
Одним из крупнейших представителей атеистического экзистенциализма является и Жан Поль Сартр . Он родился в 1905 году,
образование получил в лицеях Ла-Рошели , кончил Высшую нормальную школу в Париже по отделению философии , в 1934 году ста-
жировался во Французском институте в Берлине .Господствовавший тогда во французской университетской культуре абстрактный идеализм
Брюнсвика был бессилен что-либо противопоставить идеологии гит-
леризма , угрожавшего миру разрушением всех человеческих ценностей. Именно в эти годы всеобщей безысходности Сартр начал свою ли-
тературную и общественную деятельность . Известность Сартру принесли роман "Тошнота" (1938) и сборник рассказов "Стена" (1939) , в
которых ярко проявилось мировоззрение писателя . В самое труд-
ное для Франции время ,в годы фашистской оккупации Сартр , вер-
ный внутренним убеждениям , был активным участником Движения Соп-
ротивления ; тогда им была написана основная философская работа "Бытие и ничто", ставшая его докторской диссертацией . Но попу-
лярность Сартр приобрел в послевоенные годы , когда он , совмещая общественную и литературную деятельность (Сартр был основате-
лем и директором журнала "Les Temps Modernes", участником много-
численных движений и организаций) , проявил себя как писатель
и драматург , автор романной трилогии "Пути к свободе"(1945-1949), ряда пьес и автобиографической повести "Слова"(1964) , принесшей
ему высшее официальное признание - Нобелевскую премию ( от которой Сартр поспешил отказаться , не желая связывать свое имя с иде-
ологически ангажированным институтом ) . На закате своего творческого пути Сартр все более заметно склонялся к левым , социалистическим идеям , однако это не помешало ему выступить с
критикой марксизма как догматического , материалистического учения ("Марксизм и экзистенциализм") .Независимая жизненная позиция , бу-
нтарский дух Сартра достаточно убедительно отражают его фило-
софское мировоззрение , которое внесло значительный вклад в
развитие экзистенциализма .При этом идеи Сартра достаточно
точно вписываются в рамки базовой теории экзистенциализма ,
поэтому, прежде чем рассматривать вклад французского философа
как таковой , в методологическом плане представляется целесо-
образным дать общий анализ основных положений экзистенциализма .
Экзистенциализм как целостное учение строится на принци-
пиально новом понятии такой категории , как бытие . Экзистенци-
алисты стремятся понять бытие как нечто непосредственное и
преодолеть интеллектуализм
←предыдущая следующая→
1 2 3 4
|
|