Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Философия, культурология, религия, искусство /

Ж.П. Сартра и его учение Экзистенциализм

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 

ЖАН        ПОЛЬ   САРТР   И   ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ.

" Экзистенциализм - это гуманизм". Название этой книги французс­кого философа , писателя и драматурга Жана Поля Сартра может

служить девизом экзистенциализма , как самое краткое и точное вы­ражение смысла и назначения целого направления современной филосо­фии .

Экзистенциализм , или философия существования ( от позднелатинс­кого existentia - существование) зародился в начале 20 века и в

течение нескольких десятилетий завоевал широкое признание и попу­лярность.Среди первых представителей экзистенциализма принято счи­тать русских философов Льва Шестова и Николая Бердяева , хотя ос-

новное развитие   это  течение  получило  после   1-ой   мировой   войны                                                                    в

трудах немецких   мыслителей   Мартина   Хайдеггера  и  Карла   Ясперса   и

в           сороковых годах  в  работах  Альбера   Камю ,  Жана   Поля   Сартра  и

Симоны   де   Бовуар.В   то  же   время                                            своими   предшественниками                         экзи-

стенциалисты                 считают Паскаля ,  Кьеркегора ,  Достоевского   и   Ницше .

В   философском   отношении                           на экзистенциализм   оказали   преобладающее

влияние              такое   направление                         как философия                 жизни ,  а   также                           фено-

менология   Гуссерля   и   Шеллера .

Экзистенциализм   как   яркое   проявление                                           нонкомформизма              явился

своеобразной реакцией                      на   духовный                    кризис ,  вызванный   войнами   и

страданиями .В   ситуации   безнадежности   и                                             душевной   растерянности

призыв   экзистенциалистов                            к   человеческой   подлинности ,  к   чувству

человеческого достоинства оказался источником мужества и нравстве­нной стойкости . Экзистенциалистски настроенная личность противопо­ставляла личное решение , волевой акт уверткам "трусливого разума". В этом смысле характерными являются слова Антуана Сент-Экзюпери :

" Франция приняла бой вопреки правде логиков . . . Логики были правы . Война для нас означала разгром . Но разве должна была

Франция   ради                    того ,  чтобы   избавить   себя   от   поражения ,  не  при-

нимать   боя  ?                        Не           думаю .  И   Франция   интуитивно   пришла   к  тому

же решению : никакие увещевания не заставили ее уклониться от боя . Дух в нашей стране взял верх над разумом ."

Именно   поэтому   экзистенциализм   нельзя                                          назвать   академической   док-

триной .Его основная тема - человеческое существование , судьба лич­ности в современном мире , вера и неверие , утрата и обретение смысла жизни , близкая любому художнику , писателю , поэту , с

одной стороны , делает это направление популярным среди художе­ственной интеллигенции ( Э. Хемингуэй ,С. Беккет , А. Сент- Экзюпери ), а с другой - побуждает самих экзистенциалистов обращаться к язы-

ку   искусства ( Сартр ,  Камю ,  Марсель ) .

Экзистенциализм тесно соприкасается с религиозным восприятием мира , причем это в равной степени относится как к религиоз-

ному           направлению экзистенциализма ( Ясперс , Марсель , Бердяев , Шестов),

так   и   к   атеистическому ( Хайдеггер ,  Сартр ,   Камю ,  Мерло-Понти ),

поскольку               важный   мотив                   экзистенциалистского   творчества - признание

того , что бог умер ( " из жалости к человеку", как часто цити­руют Ницше) , сопровождается утверждением невозможности и абсурд­ности жизни без бога .

Одним из крупнейших представителей атеистического экзистенци­ализма является и Жан Поль Сартр . Он родился в 1905 году,

образование получил в лицеях Ла-Рошели , кончил Высшую нормаль­ную школу в Париже по отделению философии , в 1934 году ста-

жировался во Французском институте в Берлине .Господствовавший тог­да во французской университетской культуре абстрактный идеализм

Брюнсвика   был   бессилен   что-либо                                       противопоставить                    идеологии   гит-

леризма , угрожавшего миру разрушением всех человеческих ценностей. Именно в эти годы всеобщей безысходности Сартр начал свою ли-

тературную и общественную деятельность . Известность Сартру принес­ли роман "Тошнота" (1938) и сборник рассказов "Стена" (1939) , в

которых   ярко   проявилось   мировоззрение                                          писателя .   В   самое   труд-

ное   для   Франции                          время ,в   годы   фашистской   оккупации   Сартр , вер-

ный   внутренним   убеждениям ,  был   активным   участником                                                     Движения  Соп-

ротивления ; тогда им была написана основная философская работа "Бытие и ничто", ставшая его докторской диссертацией . Но попу-

лярность Сартр приобрел в послевоенные годы , когда он , совме­щая общественную и литературную деятельность (Сартр был основате-

лем   и   директором                          журнала "Les   Temps   Modernes",  участником   много-

численных   движений   и   организаций) ,   проявил   себя                                                           как   писатель

и драматург , автор романной трилогии "Пути к свободе"(1945-1949), ряда пьес и автобиографической повести "Слова"(1964) , принесшей

ему высшее официальное признание - Нобелевскую премию ( от которой Сартр поспешил отказаться , не желая связывать свое имя с иде-

ологически ангажированным институтом ) . На закате своего творчес­кого пути Сартр все более заметно склонялся к левым , социа­листическим идеям , однако это не помешало ему выступить с

критикой марксизма как догматического , материалистического учения ("Марксизм и экзистенциализм") .Независимая жизненная позиция , бу-

нтарский               дух   Сартра                     достаточно   убедительно                           отражают   его   фило-

софское              мировоззрение ,   которое   внесло                                     значительный                 вклад              в

развитие                экзистенциализма .При                       этом                  идеи             Сартра              достаточно

точно             вписываются               в           рамки            базовой              теории   экзистенциализма ,

поэтому,   прежде   чем                            рассматривать   вклад                          французского   философа

как   таковой ,  в                             методологическом   плане                          представляется                    целесо-

образным             дать   общий   анализ   основных                                    положений экзистенциализма .

Экзистенциализм   как                         целостное   учение                       строится                на            принци-

пиально   новом                    понятии  такой   категории ,   как                                         бытие .   Экзистенци-

алисты                стремятся   понять                        бытие   как   нечто   непосредственное                                         и

преодолеть интеллектуализм

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»