Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Философия, культурология, религия, искусство /

Концепция эволюционной этики

←предыдущая  следующая→
1 2 3 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СФЕРЫ БЫТА И УСЛУГ

 

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИИ

РЕФЕРАТ

Тема: " КОНЦЕПЦИЯ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ЭТИКИ "

Исполнил:                                                                      Бондарев Д.А.

Учереждение:                                                               

Проверил:

Москва, 1999г.


С О Д Е Р Ж А Н И Е

 TOC \o "1-2" В В Е Д Е Н И Е............................................................................................. PAGEREF _Toc452395326 \h 3 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003400350032003300390035003300320036000000

ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ЭТИКИ... PAGEREF _Toc452395327 \h 5 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003400350032003300390035003300320037000000

1. Исторические корни эволюционной этики........... PAGEREF _Toc452395328 \h 5 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003400350032003300390035003300320038000000

2. Отправная точка - животный мир.................................... PAGEREF _Toc452395329 \h 8 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003400350032003300390035003300320039000000

3. Поиск эволюционного субстрата морали............ PAGEREF _Toc452395330 \h 10 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003400350032003300390035003300330030000000

4. Философские проблемы эволюционной этики. PAGEREF _Toc452395331 \h 13 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003400350032003300390035003300330031000000

ОТВЕТЫ НА КРИТИКУ.......................................................................... PAGEREF _Toc452395332 \h 16 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003400350032003300390035003300330032000000

З А К Л Ю Ч Е Н И Е.................................................................................. PAGEREF _Toc452395333 \h 19 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003400350032003300390035003300330033000000

С П И С О К     Л И Т Е Р А Т У Р Ы...................................................... PAGEREF _Toc452395334 \h 21 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003400350032003300390035003300330034000000

.

     Научное представление о мире сегодня во многом  определяется эволюционным взглядом на развитие.  Революционное значение дарвинизма ныне признается сторонниками многих претендующих  на  научность и объективность материалистических философских учений. Особенно большое значение дарвиновским принципам придают  натуралистические течения философско-методологической мысли Запада [3].

     Современный натурализм представляет собой  довольно  пестрый конгломерат разнородных концепций, обладающих рядом общих положений, благодаря чему сам натурализм выглядит  довольно  устойчивым идейно-философским направлением.  Основной  его  тезис сводится к тому, что в мире нет ничего сверхъестественного,  а все естественное может  быть  познано  и понято посредством естественных наук.

Отличительные черты современного натурализма связаны с восстановлением в правах мировоззренческой ("метафизической") проблематики и с попытками опираться на принципы естественнонаучного  материализма [3].

     В связи с этим наиболее интересными представляются  две  концепции развития специфических человеческих качеств, таких как познание и мораль, - эволюционная эпистемология и эволюционная этика.


ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ЭТИКИ

1. Исторические корни эволюционной этики.

Эволюционная этика - идея того, что эволюционный процесс содержит в себе основания для полного понимания моральной природы человека, появилась даже раньше,  чем Чарльз Дарвин опубликовал в 1859 году "Происхождение видов". В XIX веке ее популяризацией занимался английский ученый-энциклопедист Герберт  Спенсер,  причем также эволюционные взгляды на природу морали приобрели значительную популярность в Великобритании и,  особенно,  в США,  где были известны под  названием "социальный дарвинизм".  О точности этого термина до сих пор ведутся споры,  так как достоверно не известны взгляды самого Дарвина на эту проблему. Став влиятельным,  социал-дарвинизм проник в сферу человеческих отношений в форме  одобрения борьбы  за  существование в обществе.  Так,  некоторые люди позволяли себе утверждать,  что успех достигнутый в этой борьбе - вещь хорошая с точки зрения морали.  Так поступал, например, Джон Д. Рокфеллер, заявлял, что закон крупного бизнеса есть закон природы и  что вполне правомерно успешно ведущим свои дела компаниям прижимать к стенке своих менее удачливых конкурентов.

В нашем  столетии  эволюционная этика не вызывала энтузиазма по ряду причин. Во-первых, став оправданием грубого стяжательства в предпринимательской  практике,  социал-дарвинизм  стал объектом критики большого количества людей. Стало ясно, что люди, оправдывающие свое  преуспевание эволюцией, занимаются всего лишь идейным самообслуживанием. Во-вторых, выяснилось, что многие попытки связать мораль  с биологией опирались на неадекватное понимание эволюционного процесса. Сам Спенсер утверждал, что эволюция прогрессирует от монады к человеку,  а внутри самого вида Homo от дикаря к англичанину. Следовательно, у человека есть моральный долг способствовать эволюционному процессу, если он уверен, что это может привести к чему-то более совершенному.  Однако,  теория  эволюции путем естественного  отбора сама по себе не дает прямых гарантий, что все должно становиться совершеннее. Идеи Спенсера генетически не выводятся из дарвинизма, а скорее связаны с доэволюционистскими христианскими представлениями о поступательном движении от тьмы к свету,  от зла к добру и т.п.  Третьей причиной,  по которой традиционная эволюционная этика  потерпела  поражение,  было  то, что философы  стали  в новом свете рассматривать взгляд,  впервые высказанный еще в XVII веке Давидом Юмом. Смысл его заключается в проведении четкой  границы между утверждениями факта и моральными утверждениями. Первые говорят нам лишь о том,  каковы  вещи,  моральные же утверждения являются предписаниями для действий и поступков. Утверждения о фактуальной стороне эволюционного  процесса сами по себе не могут быть императивами, вынуждающими нас к какому-либо действию.  Сам факт,  что если что-то возникло в процессе эволюции или  способствует ему, ничего не говорит о его истинности или ложности.  Так, не очень-то моральным представляется осуждать Всемирную организацию  здравоохранения  за то,  что она борется с болезнетворными вирусами - естественным явлением,  тем самым противодействуя эволюции [1].

Такое положение дел оставалось до 70-х годов нашего века. Новая концепция эволюционной этики связывается с исследователем социального поведения из Гарвардского университета Эдвардом О. Уилсоном, популяризацией  идей которого занимается канадский философ и методолог науки Майкл Рьюз.  Имя последнего ассоциируется у специалистов с таким активно развивающимся научным направлением, как

социобиология [3].


2. Отправная точка - животный мир.

Исходным пунктом анализа эволюционного взгляда  на  этические проблемы является  концепция  альтруизма  в  животном мире.  Хотя главной действующей силой эволюции и является естественный

←предыдущая  следующая→
1 2 3 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»