Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Философия, культурология, религия, искусство /

Коперник

←предыдущая  следующая→
1 2 3 

\д\м          ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                     ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ


              МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕHHЫЙ ИНСТИТУТ
            РАДИОТЕХHИКИ, ЭЛЕКТРОHИКИ И АВТОМАТИКИ
                   (ТЕХHИЧЕСКИЙ УHИВЕРСИТЕТ)


                       Кафедра философии





                            ДОКЛАД
                   ПО КУРСУ "ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ"
                            НА ТЕМУ:

                   ФИЛОСОФИЯ И НАУКА. КОПЕРНИК






                            Исполнитель: студент группы МФ-2-94
                                                  Васильев Р.В.

                            Научный руководитель: Ручкина Г.Ф.











                          Москва, 1995 год.

\к                             План.\о
Введение ..................................................... 3
Глава 1. Новое естествознание ................................ 4
Глава 2. Жизнь и творчество Николая Коперника ................ 5
Глава 3.  Бессмертное сочинение Николая Коперника  "О  вращениях
небесных сфер" ............................................... 8
Глава 4. Борьба за признание гелиоцентрической системы мира ..10
Использованная литература ....................................11

\д                           Введение.\о

     В середине XVI столетия гуманизм платоновской школы в  Ита-
лии перешел свой зенит, его основное время ушло. Во второй поло-
вине XVI и в начале XVII в. на сцену выходит специфическая фило-
софская область - философия природы.  Философия природы - типич-
ное выражение природы Ренессанса. Ее родиной была Италия, наибо-
лее знаменитым представителем - Джордано Бруно.
     Приход философии природы был подготовлен всем  предшествую-
щим развитием гуманистической философии и культуры Ренессанса. В
этот поворотный период человек открывает новые горизонты, прихо-
дит к  убеждению своего прочного,  творческого и свободного зак-
репления в этом мире,  верит, что он способен познать естествен-
ный характер мира и самого себя в нем. Идея незаменимой ценности
и достоинства человека,  идеалы свободы являются духовным клима-
том, в котором рождается и новая философия природы, завершающая-
ся пантеистическим материализмом Бруно.
     Философия природы  Ренессанса  исходила  из античного фило-
софского наследия - платонизма,  стоического пантеизма, ионичес-
кой философии. Она обращается к неортодоксальным традициям сред-
невекового философского мышления,  аверроистским и неоплатонист-
ским пантеистическим  направлениям.  Характерным  для  философии
природы в период Ренессанса является прежде всего  отвращение  к
схоластике и схоластическому аристотелизму.

\д              Глава 1. НОВОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ.\о

     Параллельно с  философией природы развивается новое естест-
вознание, реализующее радикальную переоценку старых  традиций  и
предпосылок. Оно  приносит  ряд эпохальных открытий,  становится
одним из важнейших  источников  новой  философии.  Отбрасываются
господствовавшие в  средние  века философские и методологические
основы науки, и создаются  новые. Схоластическое учение о приро-
де, высший  уровень  которого был достигнут парижской и оксфорд-
скими школами в XIV в.,  в сущности никогда не переходило границ
теоретических спекуляций.  В  противоположность этому ученые Ре-
нессанса на первый план выдвигают  опыт,  исследование  природы,
экспериментальный метод  исследований.  Видное место завоевывает
математика, принцип математизации науки  соответствует  основным
прогрессивным тенденциям развития науки, научного и философского
мышления.
     Новые тенденции в науке получили отражение в творчестве Ле-
онардо да Винчи (1452-1519),  Николая Коперника (1473-1543), Ио-
ганна Кеплера (1571-1630) и Галилео Галилея (1546-1642). Важней-
шим полем боя,  на котором происходило сражение  между  новым  и
старым миром,  между консервативными и прогрессивными силами об-
щества, религией и наукой,  была астрономия. Средневековое рели-
гиозное учение  было основано на представлении о Земле как богом
избранной планета и о привилегированном  положении  человека  во
вселенной. Гениальная  идея древнегреческого астронома Аристарха
была полностью забыта (Аристарх из Самоса жил в III в. до н. э.,
греческий астроном и математик, выступил против геоцентрического
учения, противопоставив ему свое,  по сути дела первое в истории
европейской астрономии гелиоцентрическое учение.  За это был об-
винен в безбожии). Николай Коперник разгромил искусственную сис-
тему, основанную на геоцентрических представлениях, и создал ге-
лиоцентрическую теорию.  Его основной труд "О круговых движениях
небесных тел" вышел в год его смерти.
     Учение Коперника было революционным событием в истории нау-
ки. "Революционным актом, которым исследование природы заявило о
своей независимости и  как  бы  повторило  лютеровское  сожжение
папской буллы, было издание бессмертного творения, в котором Ко-
перник бросил - хотя и робко и,  так сказать,  лишь на  смертном
одре -  вызов  церковному авторитету в вопросах природы.  Отсюда
начинает свое летоисчисление освобождение естествознания от тео-
логии...",- писали Маркс К., Энгельс Ф. в своих сочинениях.

\д        Глава 2. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО НИКОЛАЯ КОПЕРНИКА\о

     Гениальный реформатор естествознания, основатель новой аст-
рономии, Николай Коперник родился 19 февраля 1473 года  в  поль-
ской городке Торуни,  расположенном на Висле. К этому времени на
Торунь, благодаря своему выгодному  расположению,  стал  крупным
торговым центром,  через  который  шла оживленная торговля между
странами Западной Европы, Польшей и Венгрией.
     Известно, что еще задолго до завоевания этих районов Польши
крестоносцами в 30-х годах XIII столетия, на месте нынешнего го-
рода было древнее славянское поселение.  В 1233 году магистр ор-
дена крестоносцев выдал ремесленному и купеческому поселку "пра-
во города" и,  таким образом,  возник, наряду со старым Торунем,
городом купцов и ремесленников,  Новый Город (Новэ Място), засе-
ленный в основном колонистами.  Исключительно благоприятные эко-
номические условия сделали Торунь одним  из  богатейших  городов
Польши, в состав которой он вошел в 1454 году.
     Отец великого астронома, Николай Коперник старший, уроженец
тогдашней столицы  Польши  (наиболее вероятно,  что он родился в
1420 году),  древнего городка Кракова, был видным представителем
купеческих кругов.  Около 1460 года руководствуясь, по-видимому,
своими торговыми интересами,  он переехал из Кракова  в  Торунь,
где и  прожил  остальную  часть  жизни.  В Торуни Николай Копер-
ник-старший женился на дочери председателя городского суда, Вар-
варе Ватзенроде,  происходившей  из богатой старинной торуньской
семьи. Бракосочетание состоялось между 1458 и 1463 годами (более
точная дата неизвестна). От этого брака появилось четверо детей:
старший сын Андрей,  сестры Варвара и Екатерина, младший сын Ни-
колай. Наиболее  вероятный год рождения старшего брата,  Андрея,
1464-й. Свое образование он начал в Краковском  университете,  а
завершил в Италии. После возвращения на родину занимал должность
каноника во Фромбурге,  где и умер в 1518 или 1519 году. Старшая
сестра Варвара  постриглась  в монахини и прожила жизнь в Цисте-
рокском монастыре.  Умерла,  по-видимому,  в 1517 году.  Младшая
сестра Екатерина  вышла  замуж за купца и члена муниципалитета в
Торуни, Бартоломея Гертнера,  после чего переехала  с  семьей  в
Краков.
     Коперник-отец умер в 1483 году,  когда будущему ученому по-
шел всего десятый год. После его смерти забота о семье переходит
во властные руки брата матери, Луки Ватзетроде (1447-1512), сыг-
равшего в жизни Николая Коперника исключительную роль. Он учился
в лучших университетах того времени и,  по-видимому,  был незау-
рядной личностью.
     В 1489 году умерла мать Коперника, Варвара Ватзенроде и за-
бота о всех детях стала обязанностью дяди.
     Начальное

←предыдущая  следующая→
1 2 3 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»