←предыдущая следующая→
1 2 3
\д\м ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕHHЫЙ ИНСТИТУТ РАДИОТЕХHИКИ, ЭЛЕКТРОHИКИ И АВТОМАТИКИ (ТЕХHИЧЕСКИЙ УHИВЕРСИТЕТ) Кафедра философии ДОКЛАД ПО КУРСУ "ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ" НА ТЕМУ: ФИЛОСОФИЯ И НАУКА. КОПЕРНИК Исполнитель: студент группы МФ-2-94 Васильев Р.В. Научный руководитель: Ручкина Г.Ф. Москва, 1995 год. \к План.\о Введение ..................................................... 3 Глава 1. Новое естествознание ................................ 4 Глава 2. Жизнь и творчество Николая Коперника ................ 5 Глава 3. Бессмертное сочинение Николая Коперника "О вращениях небесных сфер" ............................................... 8 Глава 4. Борьба за признание гелиоцентрической системы мира ..10 Использованная литература ....................................11 \д Введение.\о В середине XVI столетия гуманизм платоновской школы в Ита- лии перешел свой зенит, его основное время ушло. Во второй поло- вине XVI и в начале XVII в. на сцену выходит специфическая фило- софская область - философия природы. Философия природы - типич- ное выражение природы Ренессанса. Ее родиной была Италия, наибо- лее знаменитым представителем - Джордано Бруно. Приход философии природы был подготовлен всем предшествую- щим развитием гуманистической философии и культуры Ренессанса. В этот поворотный период человек открывает новые горизонты, прихо- дит к убеждению своего прочного, творческого и свободного зак- репления в этом мире, верит, что он способен познать естествен- ный характер мира и самого себя в нем. Идея незаменимой ценности и достоинства человека, идеалы свободы являются духовным клима- том, в котором рождается и новая философия природы, завершающая- ся пантеистическим материализмом Бруно. Философия природы Ренессанса исходила из античного фило- софского наследия - платонизма, стоического пантеизма, ионичес- кой философии. Она обращается к неортодоксальным традициям сред- невекового философского мышления, аверроистским и неоплатонист- ским пантеистическим направлениям. Характерным для философии природы в период Ренессанса является прежде всего отвращение к схоластике и схоластическому аристотелизму. \д Глава 1. НОВОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ.\о Параллельно с философией природы развивается новое естест- вознание, реализующее радикальную переоценку старых традиций и предпосылок. Оно приносит ряд эпохальных открытий, становится одним из важнейших источников новой философии. Отбрасываются господствовавшие в средние века философские и методологические основы науки, и создаются новые. Схоластическое учение о приро- де, высший уровень которого был достигнут парижской и оксфорд- скими школами в XIV в., в сущности никогда не переходило границ теоретических спекуляций. В противоположность этому ученые Ре- нессанса на первый план выдвигают опыт, исследование природы, экспериментальный метод исследований. Видное место завоевывает математика, принцип математизации науки соответствует основным прогрессивным тенденциям развития науки, научного и философского мышления. Новые тенденции в науке получили отражение в творчестве Ле- онардо да Винчи (1452-1519), Николая Коперника (1473-1543), Ио- ганна Кеплера (1571-1630) и Галилео Галилея (1546-1642). Важней- шим полем боя, на котором происходило сражение между новым и старым миром, между консервативными и прогрессивными силами об- щества, религией и наукой, была астрономия. Средневековое рели- гиозное учение было основано на представлении о Земле как богом избранной планета и о привилегированном положении человека во вселенной. Гениальная идея древнегреческого астронома Аристарха была полностью забыта (Аристарх из Самоса жил в III в. до н. э., греческий астроном и математик, выступил против геоцентрического учения, противопоставив ему свое, по сути дела первое в истории европейской астрономии гелиоцентрическое учение. За это был об- винен в безбожии). Николай Коперник разгромил искусственную сис- тему, основанную на геоцентрических представлениях, и создал ге- лиоцентрическую теорию. Его основной труд "О круговых движениях небесных тел" вышел в год его смерти. Учение Коперника было революционным событием в истории нау- ки. "Революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости и как бы повторило лютеровское сожжение папской буллы, было издание бессмертного творения, в котором Ко- перник бросил - хотя и робко и, так сказать, лишь на смертном одре - вызов церковному авторитету в вопросах природы. Отсюда начинает свое летоисчисление освобождение естествознания от тео- логии...",- писали Маркс К., Энгельс Ф. в своих сочинениях. \д Глава 2. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО НИКОЛАЯ КОПЕРНИКА\о Гениальный реформатор естествознания, основатель новой аст- рономии, Николай Коперник родился 19 февраля 1473 года в поль- ской городке Торуни, расположенном на Висле. К этому времени на Торунь, благодаря своему выгодному расположению, стал крупным торговым центром, через который шла оживленная торговля между странами Западной Европы, Польшей и Венгрией. Известно, что еще задолго до завоевания этих районов Польши крестоносцами в 30-х годах XIII столетия, на месте нынешнего го- рода было древнее славянское поселение. В 1233 году магистр ор- дена крестоносцев выдал ремесленному и купеческому поселку "пра- во города" и, таким образом, возник, наряду со старым Торунем, городом купцов и ремесленников, Новый Город (Новэ Място), засе- ленный в основном колонистами. Исключительно благоприятные эко- номические условия сделали Торунь одним из богатейших городов Польши, в состав которой он вошел в 1454 году. Отец великого астронома, Николай Коперник старший, уроженец тогдашней столицы Польши (наиболее вероятно, что он родился в 1420 году), древнего городка Кракова, был видным представителем купеческих кругов. Около 1460 года руководствуясь, по-видимому, своими торговыми интересами, он переехал из Кракова в Торунь, где и прожил остальную часть жизни. В Торуни Николай Копер- ник-старший женился на дочери председателя городского суда, Вар- варе Ватзенроде, происходившей из богатой старинной торуньской семьи. Бракосочетание состоялось между 1458 и 1463 годами (более точная дата неизвестна). От этого брака появилось четверо детей: старший сын Андрей, сестры Варвара и Екатерина, младший сын Ни- колай. Наиболее вероятный год рождения старшего брата, Андрея, 1464-й. Свое образование он начал в Краковском университете, а завершил в Италии. После возвращения на родину занимал должность каноника во Фромбурге, где и умер в 1518 или 1519 году. Старшая сестра Варвара постриглась в монахини и прожила жизнь в Цисте- рокском монастыре. Умерла, по-видимому, в 1517 году. Младшая сестра Екатерина вышла замуж за купца и члена муниципалитета в Торуни, Бартоломея Гертнера, после чего переехала с семьей в Краков. Коперник-отец умер в 1483 году, когда будущему ученому по- шел всего десятый год. После его смерти забота о семье переходит во властные руки брата матери, Луки Ватзетроде (1447-1512), сыг- равшего в жизни Николая Коперника исключительную роль. Он учился в лучших университетах того времени и, по-видимому, был незау- рядной личностью. В 1489 году умерла мать Коперника, Варвара Ватзенроде и за- бота о всех детях стала обязанностью дяди. Начальное
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|