|
|||||||||
КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ |
формирования личности. Человек перестает быть "заданным" своим соци- |
||||||||
ОТ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДО РЕФОРМАЦИИ |
альным статусом и набором социальных ролей в иерархически органи- |
||||||||
зованном обществе, а становится чем-то в результате своих собственных |
|||||||||
усилий. Как видим, и здесь гуманисты и реформаторы сходятся во |
|||||||||
Эпоха Возрождения - Ренессанс. |
Считается, что начало эпохи |
взгляде на человека как на личность способную и нуждающуюся в само- |
|||||||
было в Италии и связано с Флоренцией XV века. Отсюда набирал силу |
изменении, однако пути и цели, ими обнаруженные, различны. |
||||||||
этот мощный культурный переворот, вовлекая другие области Италии, |
Глубокий переворот, переживаемый ренессанской Европой, не мог |
||||||||
затем Франции, Испании, сообщая свои идеи и открытия художниками |
не коснуться и католической церкви. С одной стороны, папы, разделявшие |
||||||||
мыслителям Германии, Англии, Нидерландов, Польши, Чехии, Венгрии, |
античные интересы соотечественников-гуманистов, способствовали со- |
||||||||
балканских государств, заражая уверенностью в новых возмозможностях |
биранию древних рукописей и толкованию античной филисофии, занима- |
||||||||
человека. Впервые Европа могла объединиться на почве идей, имевших |
лись меценатством. С другой стороны, их политика, отстаивающая собст- |
||||||||
не ортодоксально-религиозный, но общечеловеческий, гуманистический |
венные земельные, экономические и властные приоритеты, способст- |
||||||||
характер. Рождением идеи о безграничных возможностях человека, но и |
вовала дрейфу церкви от положения первого феодала средневековой |
||||||||
не только идеи, рождением ее деятельного носитиля - нового субъекта |
Европы к положению первого среди равных светских дворов в много- |
||||||||
культуры - гуманиста. Так вошла эпоха Возрождения в историю чело- |
численных королевствах тогдашней Италии. Кроме того Рим, не забывал |
||||||||
веческой культуры. |
своих интересов и за пределами Италии и по возможности удерживал в |
||||||||
Процесс этот не был простым и мягким. Северное Возрождение |
своих руках все идеологические влияния. |
||||||||
наследовало идеи итальянских гуманистов, но породило и свою культур- |
Соседство государств, несовместимое, на первый взгляд, оказы- |
||||||||
ную форму реакции на эти идеи, воплотившуюся в движение Рефор- |
вается внутренне связанным той общей почвой христианской культуры, на |
||||||||
мации, охватившей большую часть Европы, что привело к жестоким |
которой к концу XIII века разросся до чудовищных размеров, обретя поли- |
||||||||
религиозным и национальным войнам. Италия, Испания, Франция, юг |
тическое и экономическое могущество, институт папской курии с подчи- |
||||||||
Германии пережили эпоху Контрреформации - восстанавления автори- |
ненными ей епископствами, проводивший светскую политику, участ- |
||||||||
тета католической Церкви, чему способствовали костры инквизиции. |
вующий в национальных и гражданских войнах. |
||||||||
1600 год - год казни Дж. Бруно, основания английской Ост-Индийской |
Утопизм гуманистов в вопросах веры сделал их идеи уязвимыми как |
||||||||
компании, время замысла шекспировского "Гамлета" - определил конец |
для католической церкви, которая поспешила внести большую часть |
||||||||
эпохи - эпохи перехода от старых времен к Новому времени. |
шедевров гуманизма в "Индекс запрещенных книг", так и для протес- |
||||||||
В экономике - это эпоха Великих географических открытий и перво- |
тантов. Таким образом еще раз обнажился глубоко противоречивый ха- |
||||||||
начального накопления капитала, сменившаяся жестоким дележом коло- |
рактер гуманистической культуры, как в ее отношениях с недавним куль- |
||||||||
ний и эксплуатацией завоеванного населения, что привело к колониаль- |
турным прошлым, так и в отношениях с ближайшими духовными |
||||||||
ным войнам; в политике - борьба за самостоятельность городов - коммун |
наследниками. |
||||||||
и союзов торговых городов завершившаяся складыванием монархи- |
Однако Возрождением было сделано открытие еще одной сферы |
||||||||
ческих абсолютистских государств, в которых за сословными интересами |
практического творчества человека, мимо которого проходила до этого |
||||||||
настойчиво просматривались интересы молодых буржуа, а бюргерская |
европейская культура. Речь идет о художественном творчестве. Конечно и |
||||||||
культура становится культурой национальной. Европа к началу XVII века |
в Античности и в Средневековье создавалось искусство, однако ни в той, |
||||||||
со всей определенностью поделилась на протестантов и католиков, а это |
ни в другой культуре, по разным причинам, труд художника, архитектора, |
||||||||
никак не могли предвидеть итальянские гуманисты, еще самосовер- |
скульптора не считался самоценным творчеством. Гуманисты же, раз- |
||||||||
шенствующего индивида, гармонично существующего и в природе, и в |
глядев в человеке - создании Божьем высшую способность к самос- |
||||||||
человеческом обществе. |
тоятельному творению, нашли в художниках не только своих едино- |
||||||||
Эпоха от Возрождения до Реформации внутренне противоречива, |
мышленников; в их произведениях им виделась реализация Богоподобной |
||||||||
переходна от старого к Новому времени и растянулась она во многих |
деятельности. Как Бог создавал мир, так и скульптор из камня или ху- |
||||||||
регионах Европы более чем на три столетия. Гуманисты, формулируя |
дожник на полотне творит прекрасный и совершенный мир. Художник по- |
||||||||
идеал свободной личности, ее безграничных познавательных и деятель- |
этому не просто ремесленник, мастер, знающий тайны своего искусства, |
||||||||
ных возможностей, сознательно ограждали себя от старых традицион- |
он еще и ученый, но не только. Художник эпохи Возрождения еще и изо- |
||||||||
ных форм натуральной жизни с ее феодальным правом, ортодоксаль- |
бретатель. Саму живопись Леонардо да Винчи называл "тонким изобре- |
||||||||
ным католичеством и религиозным послушанием. Они провозглашали |
тением", но любое конструирование - механический, мы бы теперь ска- |
||||||||
идеалы новой буржуазной культуры, но оказалось, что жизнь далека от |
зали, инженерный труд тоже одинаково ценен, ибо реализует разные спо- |
||||||||
этих идеалов. Противоречие эпохи состояло не только в том, что на |
собности человеческой натуры. Вот почему в одном лице Леонардо да |
||||||||
смену средневековому образу жизни приходили другие - с городскими |
Винчи, Микельанджело, Леона Батиста Альберти, Альбрехта Дюрера и |
||||||||
мануфактурами, дальними торговыми путями, необходимостью само- |
многих других гуманистов мы находим сочетание столь многих и казалось |
||||||||
стоятельных решений, а значит, требованием положиться на себя, а не |
бы далеких друг от друга способностей: поэтическое дарование, умение |
||||||||
на помощь привычного патриархального круга людей. Противоречие |
создавать военную технику, мастерство скульптора, талант художника, |
||||||||
эпохи заключалось еще в том, что возможности культуры, обнаруженные |
архитектора, теоретика искусства, тонкого критика и ценителя прекрасного. |
||||||||
гуманистами в новой жизни, не могли столь идеально и красиво, как они |
Искусство стало светским занятием, оно все более отдалялось от правил |
||||||||
думали, реализоваться. |
ремесленных мастерских, становилось делом свободным и индивидуаль- |
||||||||
Конечно, история всегда событийна и факты говорят сами за себя. |
ным: за каждым именем художника ощущался свой неповторимый взгляд |
||||||||
Непрерывные войны, страшные эпидемии чумы, оставлявшими пустыми |
на мир. Развитие взаимоотношения между автором и героем в ренессанс- |
||||||||
целые города, жестокость первых колонизаторов и первые классовые |
кой литературе от поэзии и новелистики к драме положили начало лите- |
||||||||
столкновения - восстания городских низов и борьба за привелегии высшей |
ратуре Нового времени - авантюрному, психологическому, реалистичес- |
||||||||
городской знати, пылавшие костры инквизиции, где люди сжигались |
кому роману, трагедии, драме, развитию разнообразных форм лирической |
||||||||
сотнями, а в ведьмовстве обвиняли детей, продажность тиранов и |
поэзии. |
||||||||
"светские привычки" пап, открыто устраивающих свадьбы своих много- |
Все изменения явились необходимыми и достаточными условиями |
||||||||
численных отпрысков, турецкое владычество, ставшее для Европы |
для того, чтобы Европа вступила в Новой время - время страшных со- |
||||||||
реальностью и, наконец, религиозные войны - все это повседневность |
бытий, новых социальных бурь и катаклизмов, первых буржуазных рево- |
||||||||
эпохи. |
люций, колониальных войн и освоения новых земель. |
||||||||
Открытием эпохи Возрождения был пристальный взгляд назад, в |
Со временем же и идеалы гуманизма и практицизм протестантов |
||||||||
поименовало эпоху Возрождения или, по-итальянски, Ренессанса). |
вошли в равной степени вошли в культуру Западной Европы. |
||||||||
глубь веков, во время уже прожитое людьми, населявшими когда-то Рим |
|||||||||
Древний и Великийгород (возрождение Античности - название данное |
|||||||||
самими гуманистами - и поименовало эпоху Возрождения или, по- |
|||||||||
итальянски, Ренессанса). |
|||||||||
Гуманисты, оглядываясь в Античность, оставались безусловными |
|||||||||
христианами. В собственной жизни, в своих гуманитарных студиях они |
|||||||||
соединили два равновеликих мира - Античность и Христианское средне- |
|||||||||
вековье. Таким образом, Возрождение задает неизвестное доныне вре- |
|||||||||
менное единство - духовную историю человечества. Оставаясь хрис- |
|||||||||
тианами и не посягая на права Святой церкви, не отрекаясь от Всевыш- |
|||||||||
него, а лишь стараясь прояснить Его главный замысел относительно |
|||||||||
человека, гуманисты вписали в реальный мир итальянской, а затем и |
|||||||||
всей европейской повседневности труды, дни, язык и ученые занятия |
|||||||||
древних римлян и греков. Европа впервые ощутила живую связь времен. |
|||||||||
К закату Возрождения это ощущение утратится и Гамлет произнесет ро- |
|||||||||
ковые слова: "Распалась связь времен...". |
|||||||||
И гуманисты и реформаторы по-своему готовили Европу к новому |
|||||||||
повороту в культуре, ими же и были найдены слова, обозначающие и |
|||||||||
поныне эпоху, начавшуюся с XVII столетия - эпоху Нового времени. И те и |
|||||||||
другие предвидели и старались по-своему осуществить идею единства |
|||||||||
человеческой культуры в ее истории. |
|||||||||
Термин "гуманизм" неоднозначен и имеет разный смысл в разных |
|||||||||
культурах. Ввели его "новые люди" эпохи Возрождения, перетолковав по- |
|||||||||
своему античного философа и оратора Цицерона. У них это означало |
|||||||||
ревностное изучение всего, что состовляет целостность человеческого |
|||||||||
духа, так как "humanitas" у Цицерона обозначает полноту и нераздельность |
|||||||||
многообразной природы человека. |
|||||||||
Начиналось же все в особой культурной среде - группах гуманистов |
|||||||||
с обновления целей культурной деятельности - создания нового субъекта |
|||||||||
культуры. По сути, это был процесс зарождения европейской интелегенции |
|||||||||
сознательного носителя образованности и духовности, которая берет на |
|||||||||
себя роль культурного переустроителя общества. Состав этих групп был |
|||||||||
очень пестрым: чиновники и государи, профессора университетов и пере- |
|||||||||
писчики, дипломаты и духовенство, частные воспитатели и светские дамы. |
|||||||||
Все они различались - сословной принадлежносью и богатством, своей |
|||||||||
деятельностью и местом, где они жили. Так, Лоренцо Медичи был го- |
|||||||||
сударем, Сандро Боттичелли - цеховым мастером, что и делало его ху- |
|||||||||
дожником, Пико делла Мирандола - графом, а Лоренцо Бониконтри - |
|||||||||
офицером, наемником герцога Сфорца. Их гуманистические занятия были |
|||||||||
частным делом, увлечением, хотя иногда и полезным для карьеры, ибо |
|||||||||
создавало репутацию, славу, давало поддержку, приносило богатые |
|||||||||
подарки. Кто-то делал карьеру благодоря талантам и образованности, а |
|||||||||
кто-то впадал в нищету. |
|||||||||
Свободное время делало свободную личность, реализующую |
|||||||||
собственную одаренность, благодоря собственной воле, энергии, |
|||||||||
настойчивости и колоссальной трудоспособности. |
|||||||||
Плодом этих ученых занятий явилась оригинальная концепция, в |
|||||||||
которой был найден синтез античных и христианских идеалов. Эту кон- |
|||||||||
цепцию можно назвать христианским пантеизмом, в котором Природа и Бог |
|||||||||
сливаются в одно неразрывное целое. Весь мир, по мысли гуманистов, |
|||||||||
создан Богом, в нем разлита Божья благодать и мудрость. "Природа, то |
|||||||||
есть Бог" - такую формулу использовал, например, Альберти в своих |
|||||||||
трактатах, подчеркивая что Природа - Бог правит не только людьми, но и |
|||||||||
животными, птицами, рыбами и прочими тварями. В жизни наблюдалось |
|||||||||
иное, но гуманисты полагали, что равенство заложено в человеке, дано |
|||||||||
ему в его безграничных возможностях, задача же каждого человека |
|||||||||
реализовать себя. |
|||||||||
Возрождение породило титанов по мысли, силе чувств и харак- |
|||||||||
теров, однако не только Гамлет и король Лир, но и титанические образы |
|||||||||
тиранов в трагедиях Шекспира имели своих прототипов в реальности. В |
|||||||||
мироощущении этих "героев" мир и сам человек не выражали собой |
|||||||||
универсальность Божественного творения. Человек становился сово- |
|||||||||
купностью разных "личин". |
|||||||||
Яркая, контрастная, предельная во всех проявлениях личночть |
|||||||||
царила в этом мире, где происходило утверждение автономности чело- |
|||||||||
веческого "Я". Сила часто становилась основой права без морали. "Цель |
|||||||||
оправдывает средства" - формула Никколо Макиавелли, гуманиста и |
|||||||||
царедворца, стала оправданием многих темных дел не только того |
|||||||||
времени. |
|||||||||
Реформация. |
Попыткой преодолеть противоречия раннебуржуаз- |
||||||||
ной культуры, а также традиционное влияние католической церкви стала |
|||||||||
идеология нового движения в заальпийской Европе, получившего наз- |
|||||||||
вание Реформации. |
|||||||||
Реформация началась в Германии и связана с именем Мартина |
|||||||||
Лютера, августинского священника, профессора аристотелевской диа- |
|||||||||
лектики Виттенбергского университета. В ходе Реформации возникла |
|||||||||
новая церковь и новое вероиповедание в рамках христианской веры - |
|||||||||
протестантизм. Это название, вошедшее в историю, возникло на |
|||||||||
Шпейерском рейхстаге 1529 года, где сторонники Лютера выступили с |
|||||||||
протестом против отмены решения этого же рейхстага 1526 года о пре- |
|||||||||
доставлении права выбора вероиповедания населению их территории. |
|||||||||
Поводом к выступлению против Римской церкви стали проповеди Лютера |
|||||||||
против торговли индульгенциями. В День всех святых - 31 октября 1517 |
|||||||||
года Лютер прибил на дверях дворцовой церкви в Виттенберге свои зна- |
|||||||||
менитые 95 тезисов, в которых оспаривал право церкви отпускать грехи |
|||||||||
человека. |
|||||||||
Лютер утверждал, что христианин спасается только через полное |
|||||||||
самоуничижение, символ которого Голгофа, и что любые попытки отыскать |
|||||||||
более прочные тому гарантии фантастичны и кощунственны. |
|||||||||
В культуре Средневековья человек, по католическому вероучению, |
|||||||||
понимается как греховное существо по природе. |
|||||||||
Лютер свидетельствовал о человеке как о грешном и обвинняемом, |
|||||||||
но апеллировал к человеку судящему. Реформатор хотел бы, чтобы вся |
|||||||||
присутствующая в человеке энергия ненависти ко злу была изъята из мира |
|||||||||
и обращена вовнутрь - против того нравственного убожества, которое |
|||||||||
каждый должен найти в себе самом. |
|||||||||
И гуманисты, и реформаторы решают по сути одну и ту же задачу: |
|||||||||
пытаются определить место, найти точку опоры человеку в новом, |
|||||||||
раннекапиталистическом мире, в котором отношения "личной зависимости" |
|||||||||
уступают место отношениям "вещной зависимости". Реформаторы про- |
|||||||||
возглашают идею ничтожества человека. Но это унижение пара- |
|||||||||
доксальным образом оборачивается немыслимым ранее приблежением к |
|||||||||
Богу простого человека - мирянина и грешника. |
|||||||||
Реформация начала с того, что "раздавила" человека. Но в этой |
|||||||||
раздавленности как бы уравняла людей и их шансы на стартовой пло- |
|||||||||
щадке жизни. Почему, спрашивает Лютер, "твою тело, твоя жизнь, дос- |
|||||||||
тояние и честь так свободны, а мои - нет, хотя мы одинаково являемся |
|||||||||
христианами, одинаково крещены, имеем единую веру, одинаковые души |
|||||||||
и все остальное у нас одинаково? Этим Лютер и вслед за ним другие ре- |
|||||||||
форматоры лишили идею неравенства людей религиозной санкции. Про- |
|||||||||
тестантизм в рамках национальных культур создал социально-психоло- |
|||||||||
гические условия, укрепляющие "вертикальные" связи элит и масс, раз- |
|||||||||
мывающие границы между "верхами" и "низами" общества. |
|||||||||
Возникает неизвестная ни Средневековью, ни Античности проблема |
|
|