Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Философия, культурология, религия, искусство /

Культура как предмет исследования

←предыдущая  следующая→
1 2 3 

    МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОМОНОСОВА

 

                  я_я2КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

                                        Реферат

                                        студентки

                                        факультета экономики

                                        Международного Университета

                                        Бизнеса и Управления

                                        Юлии Масловой

                              1996


                              - 2 -

     В широком  смысле культура - это совокупность проявлений жиз-

ни, достижений и творчества отдельных людей, народов и всего чело-

вечества. Однако такое определение не много могло бы дать,  напри-

мер, инопланетянину для понимания смысла этого слова.  Ну и Бог  с

ними, с инопланетянами - наша задача другая. Куда лучше другое оп-

ределение, данное французским культурологом де  Бенуа:"Культура  -

это специфика человеческой деятельности, это то, что характеризует

человека как вид. Напрасны поиски человека до культуры, само появ-

ление его на арене естественной истории надлежит рассматривать как

культурный феномен".

     Рассматривая какую-либо культуру,  нельзя вырвать ее из  того

контекста времени  и  пространства,  в  котором она существует.  В

прошлом веке культурологи считали,  что можно говорить  только  об

одной культуре, которая олицетворяет конкретные стадии единого ду-

ховного процесса, так сказать, "культурную лествицу". С этой точки

зрения все  патриархальные  (а  тем более матриархальные) культуры

классифицировались в рамках единого первобытно-общинного  строя  и

однозначно оценивались  как  примитивные,  то  есть подлежащие (по

известному изящному термину) прогрессорской деятельности.

     Однако в том же столетии возникла противоположная мысль - что

эти культуры на самом деле имеют принципиальные различия, они пре-

дельно самобытны, и не имеют друг с другом ничего общего. Тогда-то

и родилась культурология как наука об  уникальности  и  несхожести

культур.


                              - 3 -

     Культурология рассматривает  свой  предмет  внутри пространс-

твенно-временного континуума,  обладающего  культурно-историческим

единством.  Такой смысл культурологи вкладывают в слово "эон". Ин-

тересно первоначальное значение этого слова:  греки  именовали  им

очень  длительный период в развитии мира.  В течение этого периода

точка равнодействия проходит через весь зодиак - это  ровно  двад-

цать  шесть тысяч лет!  Гностики называли этим словом божественные

силы,  исходящие от Абсолюта.  Мистический шлейф смыслов окутывает

это культурологическое понятие.

     Возьмем, к примеру,  понятие "Западная Европа". Один из самых

интересных культурологов А.Дж.Тойнби присваивает  Западной  Европе

статус  цивилизации,  что  для него означает не просто целостность

географическую,  историческую, общий генезис и историю, но конечно

же  все это в нераздельной слитности - единый мир,  в котором люди

способны понять друг друга. Общая культура как раз и означает воз-

можность  взаимопонимания,  когда  в слова и поступки вкладывается

понятный и общий для носителей этой культуры смысл,  то есть  при-

сутствие культурной идентичности.  Западная Европа,  родившаяся из

разрозненных колоний Римской империи первых веков нашей эры, утра-

тившей  свое былое могущество и доставшейся готтским завоевателям,

ставшая единой благодаря Карлу Великому и  Святой  Матери  Римской

Церкви, впитала  в  себя наследие эллинской культуры и порожденную

Востоком, но не привившуюся там христианскую религию. Родились со-

вершенно новые  нации и языки,  а главное - люди с абсолютно новым


                              - 4 -

самосознанием.

     По мнению  Фридриха  Ницше,  которое  поддерживает  и Ясперс,

Христианство явилось кризисом античной культуры. "Христианство по-

губило жатву античной культуры", - говорит Ницше. Он полагает, что

христианство разрушило всякую истину, которой человек жил ранее, и

прежде всего трагическое мироощущение досократических греков.  Вы-

теснение дионисийского начала аполлоническим,  которое завершилось

после Сократа и подготовило почву для насаждения нового христианс-

кого миропорядка, в основе которого лежат, по мнению Ницше, чистые

фикции: моральный миропорядок, бессмертие, грех, милость, искупле-

ние... Мрак  и  скука,  озаряемые кострами инквизиции,  воцарились

вплоть до эпохи Возрождения,  когда была предпринята попытка эман-

сипации античного духа и его слияния с христианством.  Результатом

Ренессанса явился весьма значительный культурный  подъем,  который

характеризуют хотя бы такие имена, как Леонардо Да Винчи, Каравад-

жо,  Рафаэль Санти,  Микеланджело... Люди не просто возвращались к

культуре античных предков, они смогли по-новому взглянуть на мир и

на себя самих. В картинах эпохи Возрождения не просто античные ал-

легории,  в них есть и свобода,  и трагедия,  и миф. И конечно же,

большим завоеванием эпохи Ренессанса оказалось оттеснение с  пози-

ций  абсолютного  владычества  умами и душами Римской Католической

Церкви.

     Большую роль  в  развитии  европейского самосознания сыграла,

конечно же, Реформация. Хотя протестантизм не был воспринят повсе-


                              - 5 -

местно во всей Европе, и бушевавшие в связи с этим войны поставили

ее на грань раскола, оказалось, тем не менее, что глубина внутрен-

него единства европейцев гораздо больше, чем религиозные противо-

речия между ними. Религиозный раскол Европе удалось пережить и ос-

таться единой.  Установилась новая иерархия ценностей,  католицизм

больше не являлся последней инстанцией среди прибежищ  европейской

души.

     Благодаря Локку,  Юму  и Декарту познание мира вышло на новый

уровень - родилась наука.  Несмотря на сопротивление Паскаля и не-

которых других,  развитие светской мысли и вообще светского образа

жизни было уже не остановить.  Усилия просветителей по эмансипации

общественного сознания привели к окончательному отстранению церкви

от управления общественным сознанием.  В результате  промышленного

переворота,  который вкупе со всеми вышеупомянутыми событиями XVII

- XVIII веков оказался одним из аспектов революции в сознании  ев-

ропейца на  первое место в иерархии его ценностей выходят экономи-

ческий успех, идеи прогресса, и равенства возможностей для всех.

     Конечно же, эти ценности для человека Востока или хотя бы ан-

тичности просто смешны,  и появление гения Ницше, обличающего при-

земленность и мертвенную скуку буржуазного самосознания европейцев

- явилось первой сколь великолепной, столь же и неудачной попыткой

изменить пути развития европейской культуры.  В полной мере

←предыдущая  следующая→
1 2 3 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»