Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Философия, культурология, религия, искусство /

Культура эпохи античности

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 

            Термин "античность"  происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней  Греции  и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического  явления,  не  могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств:  с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э.  - гибели  римской  империи  под ударами варваров.

        Общими для античных государств были пути социального  развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом.  Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий.  Главными, стержневыми в  античной культуре били религия и мифология.  Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества.  Затем - античное рабовладение. Оно было не только основой экономики и общественной жизни, оно было и основой мировоззрения людей того времени. Далее следует выделить в качестве стержневых явления в античной культуре науку и художественную культуру. При изучении культуры древних Греции и Рима необходимо прежде всего сконцентрироваться на этих  доминантах  античной культуры.

        Античная (или древняя) Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности,  которые в той или иной  мере  нашли  своё развитие почти у всех европейских народов.

        Историю древней Греции принято делить на 5  периодов,  которые являются одновременно и культурными эпохами:

        - эгейский или критомикенский (III - II тыс. до н.э.),

        - гомеровский (XI - IX вв. до н.э.),

        - архаический (VIII - VI вв. до н.э.),

        - классический (V - IV вв. до н.э.),

        - эллинистический ( вторая половина IV -  середина  I  вв.  до  н.э.).

Наибольшего расцвета культура древней Греции достигла  в  классический период.

         Греческая религия складывалась в эгейскую эпоху  и  несомненно испытала влияние крито-микенских культов с их женскими божествами. Как у всех древних народов,  у греков были местные  общинные  культы,  боги-покровители отдельных городов-полисов, земледельческие боги. Но уже в глубокой древности наметилась тенденция поглощения местных богов великими богами Греции - Олимпийцами. Эта тенденция получила окончательное завершение в македонскую эпоху и была отражением культурного,  политического и  экономического объединения греческих полисов.  Но уже в гомеровскую эпоху культурная общность греков отчётливо  ими  осознавалась, что и отразилось в почитании общегреческих богов. Немалую роль в оформлении общегреческого пантеона сыграли эпическое творчество и  его творцы аэды.  В этом смысле старое изречение,  что "Гомер создал богов Греции", отражает какую-то историческую реальность.

        Вопрос о  происхождении  великих  богов  олимпийского пантеона чрезвычайно труден.  Образы этих богов очень сложны,  и каждый из  них пережил длительную эволюцию.  Основными богами греческого пантеона являются: Зевс,  Гера,  Посейдон, Афина, Артемида, Аполлон, Гермес, Дионис, Асклепий, Пан, Афродита, Арес, Гефест, Гестия. Характерной чертой древнегреческой религии был антропоморфизм -  обожествление  человека, представление о богах,  как о сильных, прекрасных людях, которые бессмертны и обладают вечной молодостью. Жили боги, по представлениям греков, на горе Олимп, расположенной на границе Фессалии и Македонии.

        Формы культа у греков были сравнительно просты. Наиболее обычной частью культа было жертвоприношение. Другими элементами культа были возложение венков на алтари,  украшение статуй богов,  их омовение, торжественные процессии, пение священных гимнов и молитв, иногда религиозные пляски.  Отправление общественного культа рассматривалось  как дело государственной важности. Помимо общественного культа существовал и частный,  домашний культ,  обряды его,  более скромные,  совершались главами семей и родов.  Жречество в Греции не составляло особой корпорации или замкнутого сословия.  Жрецы просто считались служителями при храмах; в  некоторых  случаях  они занимались гаданием,  прорицанием и врачеванием. Должность жреца была почётной,  но не  давала  непосредственной власти,  так как зачастую официальным культом руководили гражданские должностные лица. Греческие полисы в этом отношении сильно отличались от восточных деспотических государств с их засильем жречества.

        Следующая доминанта греческой культуры - мифология.  Греческая мифология -  это не только и не столько мир религиозных представлений, это мир греков вообще, это сложное и обширное целое, куда входят наряду с  собственно мифами также и исторические легенды и предания,  сказочные сюжеты,  литературные новеллы,  свободные вариации на мифологические темы.  Но  так как эти разнообразные элементы с трудом отделимы друг от друга, следует рассматривать эту широко понимаемую мифологию в целом.

        В числе мифов обнаруживается глубоко архаический  пласт  тотемистических мифов о Гиацинте, Нарциссе, Дафне, Аэдоне и др. Весьма характерными являются земледельческие мифы  о  Деметре  и  Персефоне,  о Триптолеме и  Якхе,  о  Дионисе - они олицетворяли посев и прорастание зерна и обрядовую практику землевладельцев.Важное значение принадлежало мифологическим олицетворениям элементов земной природы.

        Греки населили всю природу божественными существами:  в  рощах жили дриады, нимфы, козлоногие сатиры; в море - наяды и сирены ( птицы с головами женщин). Живы и красочны мифы, отражающие историческую смену культов:  о борьбе между поколениями богов.  о низвержении Кроносом своего отца Урана, о поедании им собственных детей и, наконец, о победе над ним сына его Зевса.

        Антропологический мотив почти отсутствует в греческой  мифологии. Она не даёт ясного ответа на вопрос о происхождении людей. По одному мифу создателем человека был титан Прометей. Во всяком случае характерно то, что в греческой мифологии боги не выступают в роли создателей мира и человека.

        Но если идея бога - творца была чужда мифологии греков, то образы культурных героев занимали в ней видное место.  В качестве  культурных героев выступают боги,  титаны и полубоги-герои, происходившие, по мнению греков,  от браков богов с людьми. Особенно известен и почитался Геракл,  совершивший 12 подвигов.  Это образ благородного героя, борющегося со злом и побеждающего его.  Титан  Прометей  принёс  людям благодатный огонь, дал им разум, знания, чем навлёк на себя гнев Зевса и подвергся страшной тысячелетней казни,  от которой много лет  спустя освободил его  Геракл.  Богине  Афине  приписывалось введение культуры оливкового дерева;  Деметре - хлебных злаков; Дионису - виноградарства и виноделия; Гермесу - изобретение мер и весов, чисел и письма; Апполону - обучение людей поэзии и музыке и другим искусствам.

        К образам  культурных героев близки и иногда от них неотличимы

полулегендарные - полуисторические фигуры законодателей и  устроителей городов, великих певцов,  поэтов и художников.  Таковым является образ Гомера - легендарного автора "Иллиады" и  "Одиссеи".  По  гомеровскому вопросу существует огромная литература, которую можно разделить на три основные группы:

        - теория индивидуального творчества (авторство Гомера);

        - теории народного эпоса;

       

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»