←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
я2ВВЕДЕНИЕ
я1"я3Ламаизм"я1-термин, введённый в Европе, а в основу его положе-
я1но тибетское слово "лама". Оно означает буквально "выше нет",
я1"высочайший".
я1В самом тибетском языке слова "я3ламаизмя1" нет, а религия
я1обозначается как чой ("закон" или "учение"), гелугпа ("секта
я1добродетели") или шасэр ("жёлтая шапка").
я3Ламаизм я1- одна из реально существующих форм буддизма. Все
я1основные положения его учения базируются на буддийской литера-
я1туре, постоянно опираются на авторитет легендарного "основателя
я1буддизма" - будды Шакьямуни, культ я3ламаизма я1пронизан буддийски-
я1ми представлениями.
я2ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЛАМАИЗМА
я3Ламаизм я1как форма буддизма возник в VII-XIV вв. н. э. в Ти-
я1бете и стал господствующей религией. я3Ламаизм я1- социальное явле-
я1ние, порождённое конкретными условиями жизни тибетских крепост-
я1ных и рабов и нашедшее себе последователей среди трудящихся
я1Монголии, а затем среди бурят, тувинцев и калмыков именно пото-
я1му, что условия их общественной жизни со становлением развитых
я1классовых антагонизмов в той или иной мере оказались сходными с
я1теми, которые вызывали принятие буддизма тибетцами.
я1Укрепление буддизма в Тибете и складывание его особой формы
я1- я3ламаизма я1- путём непрерывных побед новой религии не было. Од-
я1нако наибольшее влияние на дальнейшую судьбу буддизма в Тибете
я1имел знаменитый Атиша. Он родился в 982 г. в Бенгалии в коро-
я1левской семье, стал настоятелем монастыря Викрамачила и был
я1впоследствии провозглашён главой всех последователей махаяны в
я1царстве Магадха.
я1Отвергнув первое приглашение тибетских князей, он после
я1новых настоятельных просьб, уже в преклонном возрасте просле-
я1довал, сопровождаемый высокими почестями, через Непал и поя-
я1вился в 1040 г. в Западном Тибете, где собрал вокруг себя
я1большую группу индийских и тибетских монахов. Атиша подчёрки-
я1вал этические требования буддизма, строгую организованность
я1монашества, чёткую регламентацию культа и внедрение практики
- 3 -
я1созерцания. Опираясь главным образом на учение мадхьямиков,
я1Атиша стал первым пропагандистом в Тибете тантрийской системы
я1калачакра ("колесо времени"), сыгравшей впоследствии особую
я1роль в формировании важнейших доктрин я3ламаизмая1.
я1Уже после переноса резиденции в Центральный Тибет Атиша
я1созвал в 1050 г. под своим представительством церковный собор,
я1почитающийся как "седьмой собор буддийской церкви" и объеди-
я1нивший на некоторое время не только всех монахов Тибета, но и
я1индийских пандитов. Собор этот торжественно провозгласил новое
я1основание буддизма в Тибете. Умер Атиша в 1054 г. во время од-
я1ной из своих многочисленных поездок по стране.
я1Ученики Атиши, среди которых был и его знаменитый биограф
я1и составитель "правил школы Атиши" Бромонда (1004-1065), про-
я1должали проводить линию на ограничение занятий монахами маги-
я1ей, на укрепление монастырской дисциплины и выдвижение на пер-
я1вый план требований религиозной морали.
я2"Основатель Ламаизма"- Цзонкаба (1357-1419 гг.).
я1Цзонкаба сыграл решающую роль в окончательной кристаллиза-
я1ции я3ламаизмая1, закрепил его важнейшие тенденции. В том, чего
я1добивался Цзонкаба, были элементы обновления, и восстановле-
я1ния, и внесения принципиально нового.
я1С 1394 г., поселившись в окрестностях Лхасы, Цзонкаба ок-
я1ружает себя учениками, устанавливает строгие монашеские прави-
я1ла и начинает свою проповедническую деятельность. Не раз
я1высшие ламы-красношапочники пытались подорвать его авторитет,
я1но благодаря своей выдержке, начитанности и красноречию он
я1всегда выходил из столкновений с ними победителем. Первона-
я1чально Цзонкаба называл свою общину "новой кадампой", и лишь
я1позже основанное им направление - господствующее направление
я1всего последуюшего и современного я3ламаизма я1- получило широко
я1известное название гелугпа, т. е. "секта, или школа добродете-
я1ли", а также шасэр, т. е. "жёлтая шапка" (шаммар-"красная шап-
я1ка").
я1К самому началу XV в. относят появление главного сочинения
я1Цзонкабы, носящего название "Великий путь по ступеням муд-
я1рости", известного обычно в сокращённом виде как Лам-рим ченпо
я1или просто Ламрим.
я1К концу жизни Цзонкаба составил "малый Ламрим", являющийся
я1квинтэссенцией его главного труда. Сам Цзонкаба сказал об этом
- 4 -
я1руководстве: "Если спустя много времени кто-нибудь, кто слышал
я1о моих делах, почувствует желание видеть меня и говорить со
я1мной, он может взять эту книгу и тогда он встретится со мной".
я1Ламрим стал опорным документом всего последующего я3ламаизмая1.
я1Оба названных произведения Цзонкабы - по существу учебни-
я1ки, излагающие принципы двух основных путей ведущих к "высшему
я1совершенству". Синтез этих двух путей составил тот "новый
я1путь" спасения, который, будучи систематизированным Цзонкабой,
я1и определяет сущность я3ламаизма я1как уже канонизированной новой
я1формой буддизма, выросшей и укоренившейся на основе тибетского
я1феодализма.
я1С целью централизовать и чётко иерархически организовать
я1ламство Цзонкаба учредил сложную систему церковной иерархии,
я1разработал примерный устав для ламаистских монастырей, устано-
я1вил безбрачие для лам и, что было особенно важно, разрешил ла-
я1мам иметь собственность. Во главе новой иерархии встали "живые
я1боги" - земные воплощения различных высших божеств ламаистско-
я1го пантеона. Сама иерархическая система давала возможность
я1каждому ламе найти в ней своё место, определявшееся как об-
я1щественным положением и связями, так и в какой-то мере личными
я1деловыми качествами и степенью учёности. Это обеспечивалось
я1установлением иерархии и специализации
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
|
|