Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Философия, культурология, религия, искусство /

Ламаизм

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 

 

                               я2ВВЕДЕНИЕ

          я1"я3Ламаизм"я1-термин, введённый в Европе, а в основу его положе-

       я1но тибетское слово "лама".  Оно означает буквально "выше  нет",

       я1"высочайший".

           я1В самом  тибетском  языке  слова  "я3ламаизмя1" нет,  а религия

       я1обозначается как чой ("закон" или  "учение"),  гелугпа  ("секта

       я1добродетели") или шасэр ("жёлтая шапка").

           я3Ламаизм я1- одна из реально существующих форм  буддизма.  Все

       я1основные  положения его учения базируются на буддийской литера-

       я1туре, постоянно опираются на авторитет легендарного "основателя

       я1буддизма" - будды Шакьямуни, культ я3ламаизма я1пронизан буддийски-

       я1ми представлениями.

                       я2ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЛАМАИЗМА

           я3Ламаизм я1как форма буддизма возник в VII-XIV вв. н. э. в Ти-

       я1бете и стал господствующей религией. я3Ламаизм я1- социальное явле-

       я1ние, порождённое конкретными условиями жизни тибетских крепост-

       я1ных и рабов и нашедшее  себе  последователей  среди  трудящихся

       я1Монголии, а затем среди бурят, тувинцев и калмыков именно пото-

       я1му,  что условия их общественной жизни со становлением развитых

       я1классовых антагонизмов в той или иной мере оказались сходными с

       я1теми, которые вызывали принятие буддизма тибетцами.

           я1Укрепление буддизма в Тибете и складывание его особой формы

       я1- я3ламаизма я1- путём непрерывных побед новой религии не было. Од-

       я1нако  наибольшее влияние на дальнейшую судьбу буддизма в Тибете

       я1имел знаменитый Атиша.  Он родился в 982 г.  в Бенгалии в коро-

       я1левской  семье,  стал  настоятелем  монастыря Викрамачила и был

       я1впоследствии провозглашён главой всех последователей махаяны  в

       я1царстве Магадха.

            я1Отвергнув первое  приглашение  тибетских князей,  он после

        я1новых настоятельных просьб,  уже в преклонном возрасте просле-

        я1довал,  сопровождаемый высокими почестями,  через Непал и поя-

        я1вился в 1040 г.  в Западном Тибете,  где  собрал  вокруг  себя

        я1большую группу индийских и тибетских монахов.  Атиша подчёрки-

        я1вал этические требования  буддизма,  строгую  организованность

        я1монашества,  чёткую  регламентацию культа и внедрение практики


                                    - 3 -

        я1созерцания.  Опираясь главным образом на  учение  мадхьямиков,

        я1Атиша  стал первым пропагандистом в Тибете тантрийской системы

        я1калачакра ("колесо времени"),  сыгравшей  впоследствии  особую

        я1роль в формировании важнейших доктрин я3ламаизмая1.

            я1Уже после  переноса  резиденции  в Центральный Тибет Атиша

        я1созвал в 1050 г. под своим представительством церковный собор,

        я1почитающийся  как  "седьмой собор буддийской церкви" и объеди-

        я1нивший на некоторое время не только всех монахов Тибета,  но и

        я1индийских пандитов. Собор этот торжественно провозгласил новое

        я1основание буддизма в Тибете. Умер Атиша в 1054 г. во время од-

        я1ной из своих многочисленных поездок по стране.

            я1Ученики Атиши,  среди которых был и его знаменитый биограф

        я1и составитель "правил школы Атиши" Бромонда (1004-1065),  про-

        я1должали  проводить линию на ограничение занятий монахами маги-

        я1ей, на укрепление монастырской дисциплины и выдвижение на пер-

        я1вый план требований религиозной морали.

              я2"Основатель Ламаизма"- Цзонкаба (1357-1419 гг.).

            я1Цзонкаба сыграл решающую роль в окончательной кристаллиза-

        я1ции я3ламаизмая1,  закрепил его важнейшие тенденции.  В том,  чего

        я1добивался Цзонкаба,  были элементы обновления,  и восстановле-

        я1ния,  и внесения принципиально нового.

            я1С 1394 г.,  поселившись в окрестностях Лхасы, Цзонкаба ок-

        я1ружает себя учениками, устанавливает строгие монашеские прави-

        я1ла и  начинает  свою  проповедническую  деятельность.  Не  раз

        я1высшие  ламы-красношапочники пытались подорвать его авторитет,

        я1но благодаря своей выдержке,  начитанности  и  красноречию  он

        я1всегда  выходил  из столкновений с ними победителем.  Первона-

        я1чально Цзонкаба называл свою общину "новой кадампой",  и  лишь

        я1позже  основанное  им направление - господствующее направление

        я1всего последуюшего и современного я3ламаизма я1-  получило  широко

        я1известное название гелугпа, т. е. "секта, или школа добродете-

        я1ли", а также шасэр, т. е. "жёлтая шапка" (шаммар-"красная шап-

        я1ка").

            я1К самому началу XV в. относят появление главного сочинения

        я1Цзонкабы,  носящего  название  "Великий  путь по ступеням муд-

        я1рости", известного обычно в сокращённом виде как Лам-рим ченпо

        я1или просто Ламрим.

            я1К концу жизни Цзонкаба составил "малый Ламрим", являющийся

        я1квинтэссенцией его главного труда. Сам Цзонкаба сказал об этом


                                    - 4 -

        я1руководстве: "Если спустя много времени кто-нибудь, кто слышал

        я1о  моих  делах,  почувствует желание видеть меня и говорить со

        я1мной, он может взять эту книгу и тогда он встретится со мной".

        я1Ламрим стал опорным документом всего последующего я3ламаизмая1.

            я1Оба названных произведения Цзонкабы - по существу  учебни-

        я1ки, излагающие принципы двух основных путей ведущих к "высшему

        я1совершенству".  Синтез этих двух  путей  составил  тот  "новый

        я1путь" спасения, который, будучи систематизированным Цзонкабой,

        я1и определяет сущность я3ламаизма я1как уже канонизированной  новой

        я1формой буддизма, выросшей и укоренившейся на основе тибетского

        я1феодализма.

            я1С целью  централизовать  и чётко иерархически организовать

        я1ламство Цзонкаба учредил сложную систему  церковной  иерархии,

        я1разработал примерный устав для ламаистских монастырей, устано-

        я1вил безбрачие для лам и, что было особенно важно, разрешил ла-

        я1мам иметь собственность. Во главе новой иерархии встали "живые

        я1боги" - земные воплощения различных высших божеств ламаистско-

        я1го  пантеона.  Сама  иерархическая  система давала возможность

        я1каждому ламе найти в ней своё место,  определявшееся  как  об-

        я1щественным положением и связями, так и в какой-то мере личными

        я1деловыми качествами и степенью  учёности.  Это  обеспечивалось

        я1установлением иерархии и специализации

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»