←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
\05\p\дC О Д Е Р Ж А Н И Е\*
\М\10\Д
I. Кто такой Вл. Соловьев . . . . . . . . . . . . . . 2
II. Его предшественники . . . . . . . . . . . . . . . 5
III. Система мировоззрения Вл. Соловьева . . . . . . . 6
IV. Общие черты социально-исторических изысканий . . . 10
V. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
\К\10\О Имя Владимира Сергеевича Соловьева достаточно долгое
время было в опале и сейчас многие из нас открывают его для
себя впервые. В связи с этим, думается, было бы не лишним дать
краткое жизнеописание этого Человека, действительно с большой
буквы.
Родившись в семье не менее знаменитого русского исто-
рика, написавшего историю России в 29-и томах, Вл. Соловьев с
момента своего рождения был окружен высоконравственными и
высокоинтеллектуальными людьми. Дед его, Михаил Васильевич Со-
ловьев, был протоиерей. "О нем сохранилось предание как о че-
ловеке и возвышенно настроенном, и в то же время весьма склон-
ном к юмору, любившему остроумно шутить и вести себя весьма
непринужденно. Его внуки собирались у него по воскресеньям,
причем все были убеждены, что добрый дедушка беседует с Богом
и Бог тоже беседует с ним. И если отцу Вл. Соловьев, пожалуй,
обязан своим интеллектуальным стартом, то дед его, безусловно,
оказал влияние на религиозное начало. Однажды он подвел вось-
милетнего Владимира к алтарю и в искренней молитве благословил
его на служение Богу.
Стоит заметить, что у Вл. Соловьева, как и у его деда
было это удивительное радостное ощущение жизни. Д. Н. Овсяни-
ко-Куликовский сравнивая Франциска Ассизского и Владимира Со-
ловьева, пишет по этому поводу : "Космическая радость бытия и
чувство бессмертия у него (у Ф. А.) Д не производные Д интел-
лектуального порядка Д величины и не фикция, а "непосредствен-
но данные" экзальтированного сознания, очарованного наитием
божества. Из всех возможных Д и невозможных Д миров мисти-
ческий мир Франциска Ассизского представляется если не самым
лучшим, то, бесспорно, самым радостным... И прежде всего, в
этом, для нас столь фантастическом мире отнюдь не скучно : там
много радости, много невинной веселости, там слышен порою без-
заботный смех, там встретим незлую шутку, и добрый юмор. Боль-
шою ошибкой было бы считать, что мистики \Р\10\Дэтого типа \К\10\ОД люди уг-
рюмый, всегда погруженные в замогильные чаяния, чуждые живой
жизни и земных радостей... Мистики, как Франциск и наш Соловь-
ев, конечно аскеты, но их аскетзм в своем роде умеренный, не
доходящий до юродства...Д мистики типа Франциска и Соловьева
\Р\10\Двовсе не фанатики \К\10\О. Их вера несокрушима, как и их мистическая
экзальтация, но у них нет того порабощения личности гнету
властной идеи, которое составляет сущность фанатизма. Это Д
люди, внутренне свободные, широкие, гуманные; строгие к себе,
они снисходительны к другим."
Здесь надо заметить, что один из аспектов мистики в
понимании Соловьева Д отнюдь не что-то невозможное и глупое, а
наоборот, цельное восприятие жизни, при котором каждому явле-
нию придается какой-то свой смысл, но не с пафосом и страшном
выражении на лице, как часто делают наши "колдуны", но с той
же легкостью, с какой мы понимаем правила сложения. Однако
вернемся к первоначальному предмету нашего разговора. Юному
Соловьеву часто снились вещие сны и являлись видения. Заглянув
вперед, отметим, что София, один из краеугольных камней миро-
воззрения Вл. Соловьева являлась ему трижды. В тринадцать лет
Вл. Соловьев пережил религиозный кризис. Нигилизм побеждает.
Выбросив в сад иконы, Соловьев встает на материалистическую
точку зрения, его идеалами стали социализм и коммунизм. Позже,
однако, Соловьев осознал несостоятельность как коммунизма Д
"упрощенной философии" так и всего материализма в целом, как
односторонней системы. Только изучив Шеллинга и Гегеля, Вл.
Соловьев создает собственную философскую систему. Окончив в
1859 г. гимназию с золотой медалью, Вл. Соловьев поступает в
Московский университет, на физико-математический факультет,
где изучались также и все естественные науки. Он увлекался
тогда биологией, но , вероятно, это был не его путь, и, прова-
лив один из экзаменов на II курсе, Вл. Соловьев переходит на
историко-филологический факультет и всерьез занимается филосо-
фией.
С этого момента начинается подлинно научная деятель-
ность. Первая его серьезная работа Д магистерская диссертация
"Кризис западной философии ( против позитивистов ) сразу обра-
щает на себя внимание. Язык его прост и убедителен, что, одна-
ко, сочетается с глубиной и широтой исторического материала.
После защиты диссертации Вл. Соловьев Получает должность до-
цента на кафедре философии Московского университета, затем на
год уезжает в Британию, где работает в Британском музее. Вер-
нувшись в Россию, он, по причине склоки, переводится в Петер-
бургский университет. После прочтения лекции, в которой он
призывал императора Александра III помиловать первомартовцев,
Вл. Соловьеву запрещают чтение публичных лекций. Вскоре он сам
уходит из университета, что, по-видимому, было связано с его
нежеланием продолжать педагогическую деятельность. Объяснить
это нежелание можно, пожалуй тем, что ему, как человеку в
высшей степени творческому, отзывавшемуся каждому порыву тво-
рящей души, было трудно сдерживать себя в рамках универси-
тетских распорядков и т.п.
Вл. Соловьев начинает усиленно работать в области фи-
лософии религии, теософии. Именно к этому периоду его деятель-
ности относится работа "Россия и вселенская церковь", посвя-
щенная проблеме образования новой религии, включающей в себя
все положительные черты многочисленных направлений христи-
анства. Забегая вперед, скажем, что мысль эта не покидает фи-
лософов и посей день. Одним из значительных трудов в этой об-
ласти можно назвать "Розу Мира" Даниила Андреева. В своей кни-
ге он идет еще дальше, чем Вл. Соловьев и рисует картину ин-
террелигии, включающей в себя в той или иной степени все рели-
гиозные системы мира. Но об этом Д позже.
В последние годы своей жизни Вл. Соловьев опять вер-
нулся к философии, создает такие работы, как "Красота в приро-
де", "Смысл любви", "Понятие о боге ( В защиту философии )
Спинозы", "Теоретическая философия". Особое место в этом ряду
занимает "Оправдание добра". Труд этот заслуживает отдельного
разговора, поэтому мы остановимся на нем попозже.
Понимая, что идеи его и идеалы еще очень далеки от
воплощения в жизнь, остро переживая дисгармонию общества, Вл.
Соловьев приходит в уныние. В последний год своей жизни он
рисует мрачные картины конца света и описывает в своих "Трех
разговора " явление антихриста. После этой работы Вл. Соловьев
уже ничего не пишет.
Крупнейший русский философ, прекрасный поэт и один из
замечательных людей эпохи Д Вл. Соловьев, ушел < из этого
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|