Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Философия, культурология, религия, искусство /

Личность Владимира Соловьева

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 

\05\p\дC О Д Е Р Ж А Н И Е\*

\М\10\Д

I. Кто такой Вл. Соловьев . . . . . . . . . . . . . . 2

II. Его предшественники . . . . . . . . . . . . . . . 5

III. Система мировоззрения Вл. Соловьева . . . . . . . 6

IV. Общие черты социально-исторических изысканий . . . 10

V. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

\К\10\О Имя Владимира Сергеевича Соловьева достаточно долгое

время было в опале и сейчас многие из нас открывают его для

себя впервые. В связи с этим, думается, было бы не лишним дать

краткое жизнеописание этого Человека, действительно с большой

буквы.

Родившись в семье не менее знаменитого русского исто-

рика, написавшего историю России в 29-и томах, Вл. Соловьев с

момента своего рождения был окружен высоконравственными и

высокоинтеллектуальными людьми. Дед его, Михаил Васильевич Со-

ловьев, был протоиерей. "О нем сохранилось предание как о че-

ловеке и возвышенно настроенном, и в то же время весьма склон-

ном к юмору, любившему остроумно шутить и вести себя весьма

непринужденно. Его внуки собирались у него по воскресеньям,

причем все были убеждены, что добрый дедушка беседует с Богом

и Бог тоже беседует с ним. И если отцу Вл. Соловьев, пожалуй,

обязан своим интеллектуальным стартом, то дед его, безусловно,

оказал влияние на религиозное начало. Однажды он подвел вось-

милетнего Владимира к алтарю и в искренней молитве благословил

его на служение Богу.

Стоит заметить, что у Вл. Соловьева, как и у его деда

было это удивительное радостное ощущение жизни. Д. Н. Овсяни-

ко-Куликовский сравнивая Франциска Ассизского и Владимира Со-

ловьева, пишет по этому поводу : "Космическая радость бытия и

чувство бессмертия у него (у Ф. А.) Д не производные Д интел-

лектуального порядка Д величины и не фикция, а "непосредствен-

но данные" экзальтированного сознания, очарованного наитием

божества. Из всех возможных Д и невозможных Д миров мисти-

ческий мир Франциска Ассизского представляется если не самым

лучшим, то, бесспорно, самым радостным... И прежде всего, в

этом, для нас столь фантастическом мире отнюдь не скучно : там

много радости, много невинной веселости, там слышен порою без-

заботный смех, там встретим незлую шутку, и добрый юмор. Боль-

шою ошибкой было бы считать, что мистики \Р\10\Дэтого типа \К\10\ОД люди уг-

рюмый, всегда погруженные в замогильные чаяния, чуждые живой

жизни и земных радостей... Мистики, как Франциск и наш Соловь-

ев, конечно аскеты, но их аскетзм в своем роде умеренный, не

доходящий до юродства...Д мистики типа Франциска и Соловьева

\Р\10\Двовсе не фанатики \К\10\О. Их вера несокрушима, как и их мистическая

экзальтация, но у них нет того порабощения личности гнету

властной идеи, которое составляет сущность фанатизма. Это Д

люди, внутренне свободные, широкие, гуманные; строгие к себе,

они снисходительны к другим."

Здесь надо заметить, что один из аспектов мистики в

понимании Соловьева Д отнюдь не что-то невозможное и глупое, а

наоборот, цельное восприятие жизни, при котором каждому явле-

нию придается какой-то свой смысл, но не с пафосом и страшном

выражении на лице, как часто делают наши "колдуны", но с той

же легкостью, с какой мы понимаем правила сложения. Однако

вернемся к первоначальному предмету нашего разговора. Юному

Соловьеву часто снились вещие сны и являлись видения. Заглянув

вперед, отметим, что София, один из краеугольных камней миро-

воззрения Вл. Соловьева являлась ему трижды. В тринадцать лет

Вл. Соловьев пережил религиозный кризис. Нигилизм побеждает.

Выбросив в сад иконы, Соловьев встает на материалистическую

точку зрения, его идеалами стали социализм и коммунизм. Позже,

однако, Соловьев осознал несостоятельность как коммунизма Д

"упрощенной философии" так и всего материализма в целом, как

односторонней системы. Только изучив Шеллинга и Гегеля, Вл.

Соловьев создает собственную философскую систему. Окончив в

1859 г. гимназию с золотой медалью, Вл. Соловьев поступает в

Московский университет, на физико-математический факультет,

где изучались также и все естественные науки. Он увлекался

тогда биологией, но , вероятно, это был не его путь, и, прова-

лив один из экзаменов на II курсе, Вл. Соловьев переходит на

историко-филологический факультет и всерьез занимается филосо-

фией.

С этого момента начинается подлинно научная деятель-

ность. Первая его серьезная работа Д магистерская диссертация

"Кризис западной философии ( против позитивистов ) сразу обра-

щает на себя внимание. Язык его прост и убедителен, что, одна-

ко, сочетается с глубиной и широтой исторического материала.

После защиты диссертации Вл. Соловьев Получает должность до-

цента на кафедре философии Московского университета, затем на

год уезжает в Британию, где работает в Британском музее. Вер-

нувшись в Россию, он, по причине склоки, переводится в Петер-

бургский университет. После прочтения лекции, в которой он

призывал императора Александра III помиловать первомартовцев,

Вл. Соловьеву запрещают чтение публичных лекций. Вскоре он сам

уходит из университета, что, по-видимому, было связано с его

нежеланием продолжать педагогическую деятельность. Объяснить

это нежелание можно, пожалуй тем, что ему, как человеку в

высшей степени творческому, отзывавшемуся каждому порыву тво-

рящей души, было трудно сдерживать себя в рамках универси-

тетских распорядков и т.п.

Вл. Соловьев начинает усиленно работать в области фи-

лософии религии, теософии. Именно к этому периоду его деятель-

ности относится работа "Россия и вселенская церковь", посвя-

щенная проблеме образования новой религии, включающей в себя

все положительные черты многочисленных направлений христи-

анства. Забегая вперед, скажем, что мысль эта не покидает фи-

лософов и посей день. Одним из значительных трудов в этой об-

ласти можно назвать "Розу Мира" Даниила Андреева. В своей кни-

ге он идет еще дальше, чем Вл. Соловьев и рисует картину ин-

террелигии, включающей в себя в той или иной степени все рели-

гиозные системы мира. Но об этом Д позже.

В последние годы своей жизни Вл. Соловьев опять вер-

нулся к философии, создает такие работы, как "Красота в приро-

де", "Смысл любви", "Понятие о боге ( В защиту философии )

Спинозы", "Теоретическая философия". Особое место в этом ряду

занимает "Оправдание добра". Труд этот заслуживает отдельного

разговора, поэтому мы остановимся на нем попозже.

Понимая, что идеи его и идеалы еще очень далеки от

воплощения в жизнь, остро переживая дисгармонию общества, Вл.

Соловьев приходит в уныние. В последний год своей жизни он

рисует мрачные картины конца света и описывает в своих "Трех

разговора " явление антихриста. После этой работы Вл. Соловьев

уже ничего не пишет.

Крупнейший русский философ, прекрасный поэт и один из

замечательных людей эпохи Д Вл. Соловьев, ушел < из этого

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»