Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Философия, культурология, религия, искусство /

Личность и философия Сартра

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 

                             ОГЛАВЛЕНИЕ

 

       Введение............................................2

       глава 1 КОНЦЕПЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ.

       1 Регрессивно-продуктивный метод

     исследования личности.................................3

       2 Система эстетических воззрений Сартра............3

       глава 2 ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР САРТРА

       1 Философия свободы................................7

       2 Система эстетических воззрений Сартра............8

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................10

       БИБЛИОГРАФИЯ.......................................12

.

                                - 2 -

                              ВВЕДЕНИЕ

       Проблемы человеческого бытия неоднократно  занимали  умы

     философов  различных  направлений.  Вслед  за за философами

     эпохи   Возрождения,   продолжая   путь   антропологической

     философии  19 века,  философы 20 столетия осуществили новый

     поворот  к  человеку.   Среди   целого   ряда   направлений

     философских  учений  этого  времени  можно выделить одно из

     наиболее  влиятельных.  Речь  идет   об   экзистенциализме.

     Определенный  в  Советской  России как " крайне реакционная

     форма   современного   идеалистического   мракобесия",    в

     настоящее   время   экзистенциализм   представляет  большой

     интерес для  исследований,  так  ка  раскрывает  вечные,  а

     следовательно,   и   актуальные   по   сей   день   вопросы

     человеческого бытия.

       Жан-Поль Сартр  (1905-1980) - крупнейший философ 20 века,

     писатель,  драматург.  эссеист,  критик.  этик  и   эстетик

     родился   в   Париже,  выходец  из  крупной  протестантской

     буржуазии,  окончил Эколь Нормаль  и,  отслужив  положенный

     срок в армии, преподавал философию в одном из лицеев Гавра.

     Сам Сартр считал,  что был некрасив.  Он был на 3 см.  ниже

     своей  жены (известный философ Симон Де-Бовуар) Но он хотел

     прельщать  и  это  получалось  у  него  довольно  эффектно:

     неутомимый,   подшучивающий,   молниеносный.  Свою  иронию,

     иногда жестокую,  он компенсировал безграничной  щедростью.

     Его культура,  память, ненасытность творчеством и жизненной

     потребностью  поражали  всех  его  знакомых.  Кто  же   он,

     Жан-Поль Сартр? Каким образом познать, измерить эту фигуру,

     вошедшую в историю мировой философии?

.

                                - 3 -

                               глава 1

               КОНЦЕПЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ПО САРТРУ

       1 Регрессивно-продуктивный метод исследования личности.

       Сам Сартр    при    исследовании    творческой   личности

     руководствовался самостоятельно разработанным методом.  Это

     метод  включал в себя три основных принципа:  воспроизвести

     детство    творческой    личности,    раскрыть     механизм

     интериоризации     объективно    существующей    социальной

     реальности и экстериоризацию внутреннего мира, постигнуть,

     каким образом   творческая    личность    конструирует    и

     реконструирует   общество.   Этот   метод   Сартр  называет

     регрессивно - прогрессивным. С помощью этого метода философ

     изучал такие творческие личности,  как Ш.Бодлер, Г.Флобер и

     другие. Применим ли этот метод к самому его создателю?

       По словам Сартра," Мы живем в нашем детстве,  как в нашем

     будущем.  Оно  определяет  жесты  и  роли   в   перспективе

     будущего".  Известное произведение Сартра "Слова" на первый

     взгляд определяется  как  автобиографическая  повесть,  где

     писатель  довольно  подробно  рассказывает о своем детстве.

     Как Сартр определял,  исследуя детство творческой личности,

     речь следует вести не о механическом воспроизводстве фактов

     из жизни,  а о том,  чтобы вскрыть  механизмы,  которые  на

     прямую или косвенно повлияли на формирование личности этого

     человека.  Наверное,  это и было одной из главнейших  задач

     Сартра при написании "Слов".

       Эволюцию своей жизни философ рассматривает как  движение

     от  репродуктивности к творчеству.  Подразделение "Слов" на

     две главы  "Читать"  и  "Писать"  отображает  именно  такую

     схему.

       2 Система эстетических воззрений Сартра.

       С детства  маленький  Сартр  был  погружен  в  мир  книг.

     "Книги -  были  для  меня  птицами  и  гнездами,  домашними

     животными, конюшней   и   полями.   Книги  -  это  был  мир,


                                - 4 -

     отраженный в  зеркале",  -  писал  Сартр.  Может  быть,  эта

     зазеркальность, в  которой  пребывал мальчик,  впоследствии

     повлияла на проблему воображения.  По  этому  поводу  вышли

     следующие его  труды:  "Воображение"  (Париж,1936),  "Очерк

     теорий эмоций" (Париж,1939), "Воображаемое" (Париж,1940).

       "Воображаемое" предмет бытия,  который составляет предмет

     особого  интереса  Сартра.  Проблемы воображения,  в рамках

     антропоцентрической  теории  Сартра,   являются   связующим

     звеном между философией, литературой, искусством и

     человеком. И  именно  все  это  воплотил в своем творчестве

     французский   ученый.   Выстраивая   систему   эстетических

     воззрений,  Сартр  определился с существованием двух миров:

     реального (во времени и  пространстве)  и  ирреального  (не

     существующего ни во времени, ни в пространстве).

       Произведение искусства,  по Сартру,  ирреально.  Сознание

     воспринимает эстетический объект(например, портрет Карла 8)

     только  в  том  случае,   если   осуществляет   радикальную

     неантизацию    (феноменологическое    "уничтожение"    мира

     отвращающимся  от  него   сознанием,   которое   более   не

     воспринимает  его),  констатирует  себя  как  воображаемое.

     Реально же существует холст,  краски, рамка и т.п. Карл 8 -

     это  эстетический  объект,  который ирреален,  причем,  как

     считает  Сартр,  воображаемое   никогда   не   может   быть

     реализовано.  Нет  перехода  от  воображаемого к реальному.

     Реальное не нуждается в утверждении своей  реальности.  Это

     результат  ударов  кисти,  грунтовки  холста.  Но  это и не

     является  объектом  эстетических  оценок.  Освещая  картину

     лучом,  мы  тем  самым  не освещаем само существо,  которое

     изображено на данной картине. Сартр вводит понятие аналога.

     Художник,   создавая   картину,   создает   аналог   своего

     психического  образа.  Зрителю  следует   говорить   не   о

     реализации,  а  об  объективизации воображаемого.  Картина,

     таким образом,  должна пониматься 

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»