Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Философия, культурология, религия, искусство /

Место античности в мировой культуре

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 

Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана

Реферат по культурологии

Тема:

МЕСТО АНТИЧНОСТИ В ИСТОРИИ МИРОВОЙ

КУЛЬТУРЫ

Исполнил студент 1-го курса радиотехнического факультета

группы КМТ 3-11

ПОТАПОВ А.Е.

Москва 1995

О Г Л А В Л Е Н И Е

ВВЕДЕНИЕ............................................ 3

1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ............................. 6

2. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА..............................12

3. АНТИЧНАЯ НАУКА......................................16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................21 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................22

В В Е Д Е Н И Е

Во многовековой истории развития человеческого общества особая роль принадлежит античному периоду, что обусловлено, главным обра­зом, его вкладом в мировую культуру. При этом культура античности (как и культуры других эпох) рядом исследователей часто отождествля­ется с понятием "цивилизация", как это имеет место, например, во взглядах Э.Тэйлора. Отождествление этих понятий ведет к неясности в понимании самого содержания культуры.

В научной литературе существуют различные определения цивилиза­ции. В социально-философской литературе цивилизацией называется этап человеческой истории, следующий за варварством. Вместе с тем в лите­ратуре часто встречаются определения типа "европейская цивилизация", "американская цивилизация", "русская цивилизация" и другие, которые подчеркивают своеобразие региональных культур.

Понятие "цивилизация" происходит от латинского civilis (граж­данский, государственный, политический) и во многом совпадает по смыслу с понятием "культура". Первое понятие возникло и вошло в русскую мысль в 18 веке. Оно означало окультуривание человека в сис­теме государственного устройства, разумно устроенного общества. Вто­рое понятие еще со времен античности означало формирование, воспита­ние человеческой души, обуздание человеческих страстей. То есть, по­нятие "цивилизация" в определенном смысле поглотило понятие "культу­ра", оставив за ним то, что относится к формированию личного, твор­ческого начала в человеческой деятельности. В то же время за поняти-

ем  "цивилизация"  в  качестве одного из его определений закрепилась

характеристика материальной стороны человеческой деятельности. Соци­альные преобразования и научные достижения 20 века внесли много но­вого в понимание цивилизации, которую стали рассматривать как це­лостность экономической, социально-классовой, политической и духов­ной сфер жизни общества в определенных пространственных и временных границах.

Вопрос о взаимосвязи культуры и цивилизации представляется до­вольно запутанным из-за того, что они во многом перекрывают друг друга. Представители англоязычной литературы аппелируют в большей степени к понятию "цивилизация", а немецкие авторы - к понятию "культура".

В отечественной литературе еще в начале 19 века понятие "куль­тура" вообще не использовалась, заменяя его рассуждениями о просве­щении, воспитании, образовании, цивилизации. Русская социальная мысль стала использовать понятие "культура" в связи с рассуждениями о цивилизации где-то со второй половины 19 века. Так, П.Л.Лавров пи­сал: "Как только работа мысли на почве культуры обусловила общест­венную жизнь требованиями науки, искусства и нравственности, то культура перешла в цивилизацию, и человеческая история началась".

В настоящее время понятия "цивилизация" и "культура" часто употребляются и воспринимаются как равнозначные, взаимозаменяющие друг друга. И это представляется правомерным, поскольку культура в широком ее понимании и представляет собой цивилизацию.

Однако из этого не следует, что один термин может полностью за­менить другой. По мнению Н.Я.Бромлей, "когда мы говорим "цивилиза­ция",мы подразумеваем всю взаимосвязь показателей данного общества.

Когда мы говорим "культура" то речь может идти о духовной культуре, о материальной, либо о той и другой. Тут требуются специальные пояс­нения - какую культуру мы имеем ввиду".

По мнению И.Ф.Кефели, культура - процесс активной деятельности человека, направленной на освоение, познание и преобразование мира, совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и ду­ховных ценностей, отражающих уровень достижений человека в освоении мира. Большинство современных специалистов считают, что культурный процесс включает способы и методы создания орудий труда, предметов и вещей, необходимых человеку, и что овладение культурой предполагает освоения умений и знаний, необходимых для для труда, общения и поз­нания.

Таким образом, под культурой современная наука понимает все то, что создается людьми, в отличии от того, что существует в природе помимо человека, другими словами, всю творческую деятельность людей во всем ее многообразии, во всей ее многогранности. Под цивилизацией же мы понимаем один из периодов истории культуры. Периоды эти следу­ющие: дикость-"период преимущественно присвоения готовых продуктов природы" (Энгельс); варварство-эпоха, характеризующаяся изобретением глиняной посуды, общим усложнением орудий труда, начатками животно­водства и земледелия (в обычном словоупотреблении "варварство" сде­лалось обозначением грубости, жестокости, культурной отсталости и реакционности); цивилизация-эпоха, начинающаяся с изобретения алфа­витной письменности и характеризующаяся усложнением обрабатывающей промышленности, большим ростом производительности труда, непрерывным углублением классовых противоречий и основанной на этих противоречи­ях государственной организацией.

В истории человечества принято различать следующие основные ти­пы цивилизации: 1) древневосточные (Древний Египет, Месопотамия, Древний Китай, Древняя Индия и др.); 2) античная; 3) средневековая;

4) индустриальная; 5) современные восточные; 6) российская.

Между этими цивилизациями можно выявить преемственные связи, приводящие, в конечном счете, к общечеловеческой цивилизации совре­менной эпохи.

Следовательно цивилизация античности - один из периодов разви­тия культуры, которое происходило в границах Древней Греции и Древ­него Рима.

1. К У Л Ь Т У Р А  Д Р Е                               В Н Е Й  Г Р Е Ц                      И И

Греция четко делится на три части: северную, охватывающую Фес­салию и Эпир; центральную, ограниченную с севера Малийским и Пага­сейским заливами, а с юга - Коринфским и Сароническим; наконец, юж­ную, т. е. Пелопоннес. Климат древней Греции мало чем отличается от нынешнего. Средняя температура не претерпела изменений с античных времен. Она колеблется от 16 градусов в Фессалии, где климат ближе к континентальному, до 19 градусов на Кикладах.

В Греции совсем нет золота: его добывали уже за пределами Гре­ции - на острове Тасос, в Македонии и Фракии. Зато меди греки имели вдоволь, находя ее прежде всего на Эвбее, где название города Халки­да происходит от греческого слова, обозначающего медь. Также в Древ­ней Греции добывали ряд других черных и цветных металлов.

Горнодобывающий промысел находился в Афинах на высоком уровне развития: там умели необыкновенно искусно отыскивать новые залежи

ценных металлов,  а глубина шахт достигала 120 м. Еще важнее серебра

была для греческого искусства глина,  из которой делали кирпичи,  но

прежде всего керамику - в этом греки добились, как известно, высо­чайших художественных достижений. Наконец, весьма ценился и камень: благодаря ему возникли со временем греческие

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»