Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Философия, культурология, религия, искусство /

Методы научного познания мира

←предыдущая  следующая→
1 2 3 

 

Научный метод как таковой подразделяется на методы, используемые на каждом уровне исследований. Выделяются, таким образом, эмпирические и теоретические методы.

К эмпирическим методам относятся:

v   наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности;

v   описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах;

v   измерение – сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам;

v   эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий.

К теоретическим методам относятся:

v   формализация – построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности;

v   аксиоматизация – построение теорий на основе аксиом (утверждений, доказательства истинности которых не требуется);

v   гипотетико-дедуктивный метод – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

Другим принципом классификации является сфера использования метода: применение не только в науке, но и в других отраслях человеческой деятельности; применение во всех областях науки, применение в отдельных разделах науки (специфические методы). Соответственно, всеобщие, общенаучные и конкретно-научные методы.

К всеобщим методам относятся:

АНАЛИЗ — расчленение целостного предмета на составные части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения;

СИНТЕЗ — соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое;

АБСТРАГИРОВАНИЕ — отвлечение от ряда несущественных для данного исследования свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений;

ОБОБЩЕНИЕ — прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов;

ИНДУКЦИЯ — метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок;

ДЕДУКЦИЯ — способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера;

АНАЛОГИЯ — прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках;

МОДЕЛИРОВАНИЕ — изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя;

КЛАССИФИКАЦИЯ — разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком (особенно часто используется в описательных науках— многих разделах биологии, геологии, географии, кристаллографии и т.п.).

Большое значение в современной науке приобрели СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, позволяющие определять средние значения. характеризующие всю совокупность изучаемых предметов. “Применяя статистический метод, мы не можем предсказать поведение отдельного индивидуума совокупности. Мы можем только предсказать вероятность того, что он будет вести себя некоторым определенным образом...Статистические законы можно применять только к большим совокупностям, но не к отдельным индивидуумам, образующим эти совокупности” (А.Эйнштейн, Л.Инфельд).

Характерной особенностью современного естествознания яв­ляется также то, что методы исследования все в большей степени влияют на его результат.

Методы изучения биологии.

Для изучения живой природы биологи применяют различные методы. Наблюдение позволяет выявить объекты и явления. Сравнение дает возможность установить закономерности, общие для разных явлений в живой природе. В эксперименте или в опыте создается ситуация, помогающая выявить те или иные свойства биологических объектов. Исторический метод позволяет на основе данных о современном органическом мире и его прошлом познавать процессы развития живой природы. Кроме этих основных методов применяется много других.

При изучении биологических объектов используется самая различная техника: микроскопы, ультрацентрифуги, разнообразные химические анализаторы, компьютеры и множество других приборов, позволяющих раскрыть тайны живой материи. Свой вклад в изучение биологии вносят специалисты, казалось бы, далекие от биологии: химики, физики, математики, инженеры и многие другие.

УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВЫХ СИСТЕМ.

По современным представлениям жизнь — это процесс существования сложных биологических систем, состоящих из крупных органических молекул и способных самовоспроизводиться и поддерживать свое существование в результате обмена энергией и веществом с окружающей средой.

Каждая клетка в организм в целом представляют собой совокупность упорядоченно взаимодействующих структур (органеллы, клетки, ткани, органы), т. е. являются системами.

В настоящее время различают несколько структурно-функциональных уровней организации живой материи: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой и биосферно-биогеоценотический. Общая биология изучает законы, характер­ные для всех уровней организации жизни.

На молекулярном уровне исследуется роль биологически важных молекул (белки, нуклеиновый кислоты, липиды, полисахариды и др.) в росте и развитии организмов, хранении и передачи наследственной информации, в обмене веществ и превращении энергии  в живых клетках и других явлениях.

Клеточный уровень предусматривает изучение структурной организации клетки. Учение о клетке, или цитоло­гия, включающая цитоморфологию, цитофизиологию, цитогенетику и цитохимию, позволяет установить физиолого-биохимические и структурно-функциональные связи между клетками в различных тканях и органах.

Тканевый и органный уровни позволяют изучить строение, функции, механизм действия, происхождение, эволюцию и индивидуальное развитие тканей и органов растений и животных.

На организменном уровне изучаются процессы и явления, происходящие в особи (индивидууме), и механизмы согласованного функционирования её органов и жизнедеятельности организма, приспособительные изменения и поведение организмов в различных экологических условиях.

Популяционно-видовой уровень живого принципиально отличается от организменного. Если продолжительность жизни особей любого живого организма определена генетически, и они неизбежно умирают, исчерпав запрограммированные возможности своего развития, то популяция способна при подходящих условиях среды развиваться неограниченно долго. Состав и динамика популяций, т.е. совокупностей особей одного вида, имеющих общий генофонд и населяющих определенное пространство с относительно однородными условиями обитания, являются предметом изучения генетики, морфологии, экологии и других разделов биологии.

На самом высоком, биосферно-биогенетическом, или экосистемном, уровне изучаются взаимоотношения организма и среды, миграция живого вещества, пути и закономерности протекания энергетических круговоротов и другие процессы, происходящие в экосистемах.

КОНЦЕПЦИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ.

Существует пять концепций возникновения жизни:

v   креационизм — божественное сотворение живого;

v   концепция многократного самопроизвольного зарождения жизни из неживого вещества (ее придерживался еще Аристотель, который считал, что живое может возникать и в результате разложения почвы);

v   концепция стационарного состояния, в соответствии с которой жизнь существовала всегда;

v   концепция панспермии — внеземного происхождения жизни;

v  

←предыдущая  следующая→
1 2 3 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»