Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Философия, культурология, религия, искусство /

Миф и мистицизм в религиозных системах Японии и Индии

←предыдущая  следующая→
1 2 

МИФ И МИСТИЦИЗМ В РЕЛИГИОЗНЫХ СИСТЕМАХ

ЯПОНИИ И ИНДИИ.

-------------------------------------------

Появление "новых религий" как движений исторически нового, буржуаз-

ного типа представляло собой в Индии и Японии плавный, естественный

процесс, не сопровождавшийся системным кризисом религии в целом, по-

добным тому, какой пережила Европа при становление протестанизма.

Именно эта эволюционность, отсутсвие выраженной революции в религиоз-

ной сфере, по-видимому, и дали основание Н. Маркфарланду говорить об

отсутсвии в истории религий этих стран феномена, аналогичного Рефор-

мации. Между тем такой как бы естественный ход обновления, реоргани-

зации религиозной надстройкой совершенно закономерен для стран, где

религия традиционно представляла собой ячеистое, конгломератное обра-

зование и содержала и структуры, не связанные тесно с феодальной

надстройкой, и, следовательно, могущие быть использованными на новом

витке общественного развития без радикальной ломки исторически пред-

шествовавших структур.

Многообразие форм вероисповедной практики и религиозных течений в

Индии и Японии связаны с исконной природой автохтонных течений - ин-

дуизма и синтоизма, отсутствием их привязки к какому-то одному конк-

ретному основателю, с их уходящими в родо-племенное общество корнями.

Обе традиции - синкретическая японская, возникшая в результате синте-

за, смешения синтоизма и буддизма и испытавшая немалое воздействие

конфуцианства и даосизма, и индуистская, вобравшая в себя культы как

ведийских богов, так и божеств народов субконтинента, - превращали

Японию и Индию в страны "тысячи богов".

Cохранение политеизма уже само по себе создавало возможность склады-

вания многочисленных религиозных групп, объединявшихся по принципу

преимущественного поклонения кому-либо из многочисленных фигур рели-

гиозного пантеона: в Японии главным образом в виде культа ками - бо-

жеств и духов, населяющих и одухотворяющих всю природу, или горных

божеств, в Индии - в виде групп сампрадайя, выделяемых в зависимости

от почитания основных божеств индуизма - Вишну, Шивы, Брахмы и др.

Вместе с тем в реальности подавляющее большинство и японцев и индий-

цев никогда практически не отдавало исключительного предпочтения од-

ному из богов: различные божества связывались с теми или иными сфера-

ми человеческой жизни, природными явлениями, с поддержанием тех или

иных сторон общественной жизни и космическими процессами. В домашнем

ритауле и в религиозных паломничествах, составлявших важнейшую черту

религиозной жизни обеих стран, человек почитал множество сверхъ-

естественных существ.

Большое влияние на синтоизм Японии, оказало наложение политеизма из

Китая и Кореи, а именно махаянского буддизма с его представлениям о

бессчисленных буддах и бодхисаттвах. Их соединение при котором мест-

ные божества начинали трактоваться как защитники и покровители буд-

дизма, а будды и бодхисаттвы как спасители синтоистских божеств, ум-

ножило и закрепило внутриконфессиональный плюрализм религиозного мыш-

ления, когда весь видимый и невидимый мир представал ареной действия

сонма сверхъестественных сил в их сущностном, космическом единстве и

единстве человека.

Авторитетный исследователь религиозных традиций Японии Х.Б. Эрхарт,

пишет: "Одна из тем, которые красной нитью проходят через историю ре-

лигии в Японии, - близость человека, богов и природы. В этом кон-

тексте под богами могут пониматься как ками синто, так и будды и бод-

хисатвы (буддийские божества)... Тенденция иудео-христианской теоло-

гии выражается в представлении об иерархии, в которой на первом месте

божество, на втором человек, на третьем третируемая как "низкое" при-

рода. В религии японцев все три начала более или меннее равноправны.

Человек, боги и природа образуют треугольник гармонических отношений

и взаимосвязей... Гармония между человеком, богами и природой есть

краеугольный камень японской религии ".

Такой "краеугольный камень" синкретизма лежал в основе индуистского

мироощущения с той непринципиальной разницой, что он сложился на базе

одной религии. Сама эта религия тоже не представляла собой единого

целого, слагалась из множества течений, местных культов, была

настолько разнообразной в своих проявлениях, что позволяла и самим

приверженцам и некоторым исследователям определять ее как смешение

различных вероисповеданий, совокупность религиозных систем, связанных

воедино общим происхождением. В своем исследовании индуизма крупней-

ший индийский ученый Н.Чаудхури приходит к заключению: "... в конеч-

ном счете индуизм явился чрезвычайно развитой формой анимизма, не

проводившего пограничной черты между материальной и духовной сфера-

ми".

Из этого, пропитывающего все сферы бытия сверхъестественным началом

мифологического мировидения в обеих странах по мере эволюции социаль-

ных структур рождалось мировидение мистическое. На зависимость разви-

тости мистической традиции от политеизма обращает внимание амери-

канский религиовед Р. Зэнер: "Можно со всей определенностью утверж-

дать, что строго монотеистические религии в принципе не предрасполо-

жены сами по себе к мистицизму".

В современном религиоведении отсутствует единое понятие слова

"мистицизм". Ряд авторов связывают мистицизм с шаманизмом и магией,

рассматривая шаманизм как первоначальную форму мистицизма и как

исходную форму религии вообще. Мистицизм есть особая форма мировосп-

риятия, основанная на ощущении более или менее полной идентичности

духовного начала человека как субъекта культовой деятельности с сила-

ми, обуславливающими бытие всего мира, со сверхъестественной реаль-

ностью.

С мифологическим сознанием мистицизм роднит непосредственное пережи-

вание единства с этими силами, но разделяет то, что в первом случае

носителем этого сознания является группа, некий коллектив, из которо-

го индивид не вычленяет себя в качестве самоценной и отдельной от не-

го сущности, а во втором - отдельная личность, выпавшая в ходе об-

щественного развития из своего первичного социально-природного места

и ценой индивидуальных усилий восстанавливающая утраченную слиянность

на более высоком, филофизированном уровне. Вообще говоря, мифологи-

ческое сознание есть форма группового культового сознания, мистициз -

индивидуалистического.

Мифологическое сознание рождает мистицизм спонтанно, на том этапе,

когда оформляется институт священнослужителей. С двумя типами религи-

оного сознания - мифологическим и мистическим - был связан идентичный

состав религиозных деятелей. Носителями мистицизма выступало мона-

шество - буддийское в Японии, саньясины в Индии. А носителями мифоло-

гического сознания и в Японии, и в Индии являлись жрицы. Наконец, на

периферии, в рамках "народной религии" существовали многочисленные

фигуры, еще более архаичные, чем жрецы, но также связанные с мифоло-

гическим сознанием, - разнообразные шаманы, маги, чародеи, особенно

значимые для японской традиции. Если жречество представляло, условно

говоря, религиозную ветвь мифологического

←предыдущая  следующая→
1 2 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»