←предыдущая следующая→
1 2
МИФ И МИСТИЦИЗМ В РЕЛИГИОЗНЫХ СИСТЕМАХ
ЯПОНИИ И ИНДИИ.
-------------------------------------------
Появление "новых религий" как движений исторически нового, буржуаз-
ного типа представляло собой в Индии и Японии плавный, естественный
процесс, не сопровождавшийся системным кризисом религии в целом, по-
добным тому, какой пережила Европа при становление протестанизма.
Именно эта эволюционность, отсутсвие выраженной революции в религиоз-
ной сфере, по-видимому, и дали основание Н. Маркфарланду говорить об
отсутсвии в истории религий этих стран феномена, аналогичного Рефор-
мации. Между тем такой как бы естественный ход обновления, реоргани-
зации религиозной надстройкой совершенно закономерен для стран, где
религия традиционно представляла собой ячеистое, конгломератное обра-
зование и содержала и структуры, не связанные тесно с феодальной
надстройкой, и, следовательно, могущие быть использованными на новом
витке общественного развития без радикальной ломки исторически пред-
шествовавших структур.
Многообразие форм вероисповедной практики и религиозных течений в
Индии и Японии связаны с исконной природой автохтонных течений - ин-
дуизма и синтоизма, отсутствием их привязки к какому-то одному конк-
ретному основателю, с их уходящими в родо-племенное общество корнями.
Обе традиции - синкретическая японская, возникшая в результате синте-
за, смешения синтоизма и буддизма и испытавшая немалое воздействие
конфуцианства и даосизма, и индуистская, вобравшая в себя культы как
ведийских богов, так и божеств народов субконтинента, - превращали
Японию и Индию в страны "тысячи богов".
Cохранение политеизма уже само по себе создавало возможность склады-
вания многочисленных религиозных групп, объединявшихся по принципу
преимущественного поклонения кому-либо из многочисленных фигур рели-
гиозного пантеона: в Японии главным образом в виде культа ками - бо-
жеств и духов, населяющих и одухотворяющих всю природу, или горных
божеств, в Индии - в виде групп сампрадайя, выделяемых в зависимости
от почитания основных божеств индуизма - Вишну, Шивы, Брахмы и др.
Вместе с тем в реальности подавляющее большинство и японцев и индий-
цев никогда практически не отдавало исключительного предпочтения од-
ному из богов: различные божества связывались с теми или иными сфера-
ми человеческой жизни, природными явлениями, с поддержанием тех или
иных сторон общественной жизни и космическими процессами. В домашнем
ритауле и в религиозных паломничествах, составлявших важнейшую черту
религиозной жизни обеих стран, человек почитал множество сверхъ-
естественных существ.
Большое влияние на синтоизм Японии, оказало наложение политеизма из
Китая и Кореи, а именно махаянского буддизма с его представлениям о
бессчисленных буддах и бодхисаттвах. Их соединение при котором мест-
ные божества начинали трактоваться как защитники и покровители буд-
дизма, а будды и бодхисаттвы как спасители синтоистских божеств, ум-
ножило и закрепило внутриконфессиональный плюрализм религиозного мыш-
ления, когда весь видимый и невидимый мир представал ареной действия
сонма сверхъестественных сил в их сущностном, космическом единстве и
единстве человека.
Авторитетный исследователь религиозных традиций Японии Х.Б. Эрхарт,
пишет: "Одна из тем, которые красной нитью проходят через историю ре-
лигии в Японии, - близость человека, богов и природы. В этом кон-
тексте под богами могут пониматься как ками синто, так и будды и бод-
хисатвы (буддийские божества)... Тенденция иудео-христианской теоло-
гии выражается в представлении об иерархии, в которой на первом месте
божество, на втором человек, на третьем третируемая как "низкое" при-
рода. В религии японцев все три начала более или меннее равноправны.
Человек, боги и природа образуют треугольник гармонических отношений
и взаимосвязей... Гармония между человеком, богами и природой есть
краеугольный камень японской религии ".
Такой "краеугольный камень" синкретизма лежал в основе индуистского
мироощущения с той непринципиальной разницой, что он сложился на базе
одной религии. Сама эта религия тоже не представляла собой единого
целого, слагалась из множества течений, местных культов, была
настолько разнообразной в своих проявлениях, что позволяла и самим
приверженцам и некоторым исследователям определять ее как смешение
различных вероисповеданий, совокупность религиозных систем, связанных
воедино общим происхождением. В своем исследовании индуизма крупней-
ший индийский ученый Н.Чаудхури приходит к заключению: "... в конеч-
ном счете индуизм явился чрезвычайно развитой формой анимизма, не
проводившего пограничной черты между материальной и духовной сфера-
ми".
Из этого, пропитывающего все сферы бытия сверхъестественным началом
мифологического мировидения в обеих странах по мере эволюции социаль-
ных структур рождалось мировидение мистическое. На зависимость разви-
тости мистической традиции от политеизма обращает внимание амери-
канский религиовед Р. Зэнер: "Можно со всей определенностью утверж-
дать, что строго монотеистические религии в принципе не предрасполо-
жены сами по себе к мистицизму".
В современном религиоведении отсутствует единое понятие слова
"мистицизм". Ряд авторов связывают мистицизм с шаманизмом и магией,
рассматривая шаманизм как первоначальную форму мистицизма и как
исходную форму религии вообще. Мистицизм есть особая форма мировосп-
риятия, основанная на ощущении более или менее полной идентичности
духовного начала человека как субъекта культовой деятельности с сила-
ми, обуславливающими бытие всего мира, со сверхъестественной реаль-
ностью.
С мифологическим сознанием мистицизм роднит непосредственное пережи-
вание единства с этими силами, но разделяет то, что в первом случае
носителем этого сознания является группа, некий коллектив, из которо-
го индивид не вычленяет себя в качестве самоценной и отдельной от не-
го сущности, а во втором - отдельная личность, выпавшая в ходе об-
щественного развития из своего первичного социально-природного места
и ценой индивидуальных усилий восстанавливающая утраченную слиянность
на более высоком, филофизированном уровне. Вообще говоря, мифологи-
ческое сознание есть форма группового культового сознания, мистициз -
индивидуалистического.
Мифологическое сознание рождает мистицизм спонтанно, на том этапе,
когда оформляется институт священнослужителей. С двумя типами религи-
оного сознания - мифологическим и мистическим - был связан идентичный
состав религиозных деятелей. Носителями мистицизма выступало мона-
шество - буддийское в Японии, саньясины в Индии. А носителями мифоло-
гического сознания и в Японии, и в Индии являлись жрицы. Наконец, на
периферии, в рамках "народной религии" существовали многочисленные
фигуры, еще более архаичные, чем жрецы, но также связанные с мифоло-
гическим сознанием, - разнообразные шаманы, маги, чародеи, особенно
значимые для японской традиции. Если жречество представляло, условно
говоря, религиозную ветвь мифологического
←предыдущая следующая→
1 2
|
|