Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Философия, культурология, религия, искусство /

Мифологический тип мировоззрения

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 

                             РЕФЕРАТ

                          по философии

.

                              - 2 -

 

яш2.0

                             П Л А Н

     1. Введение. Мировоззрение и его исторические типы.

     2. Мифология:

        а) мифология как форма общественного сознания;

        б) мифология - исторический тип мировоззрения;

        в) изучение и развитие мифологии.

     3. Миф и мифологичность:

        а) сущность мифа;

        б) основные категории мифа.

     4. Миф и религия.

     5. Миф XX века.

     6. Литература.

яш1.5

.

                              - 3 -

       1. Введение. Мировоззрение и его исторические типы.

     Мировоззрение - система общественных представлений о мире  в

целом, о совершающихся в нем природных и социальных процессах, об

отношении человека к окружающей действительности.

     Мировоззрение - сложное,  разностороннее и многоплановое об-

разование.

     Оно имеет многослойную структуру.

     Мировоззрение, его структура и содержание не являются чем-то

раз и навсегда данным статичным неизменным.  На ранних этапах ис-

торического развития изменялась роль отдельных компонентов в сис-

теме мировоззрения, со временем обновлялось и обогащалось его со-

держание.

     В зависимости  от того,  какие взгляды преобладают в той или

иной совокупности представлений о мире в целом, а также в зависи-

мости от способа включения соответствующих взглядов и представле-

ний в структуру мировоззрения,  способа их обоснования, можно го-

ворить о разных типах мировоззрения. В разных обществах, у разных

классов господствуют разные типы мировоззрения.

.

                              - 4 -

                          2. Мифология.

         а) мифология как форма общественного сознания.

     Мифология - форма общественного сознания;  способ  понимания

природной и социальной действительности на разных стадиях общест-

венного развития.

     В общественном  сознании первобытного общества мифология не-

сомненно доминировала. Мифология в основном ориентирована на пре-

одоление фундаментальных  антиполий  человеческого существования,

на гармонизацию личности,  общества и природы. Предпосылкой мифо-

логической "логики"  служили неспособность человека выделить себя

из окружающей среды и нерасчлененность мифологического  мышления,

на неотделившегося  от эмоциональной аффективной среды.Следствием

было метафорическое сопоставление природных и культурных объектов,

очеловечивание окружающей природной среды,в том числе одушевление

фрагментов космоса. Мифологическому мышлению свойственно отчетли-

вое разделение субъекта и объекта,  предмета и знака, вещи и сло-

ва, существа и его имени, пространственных и временных отношений,

происхождения и сущности,  безразличия к противоречию и т.п. Объ-

екты сближались по вторичным чувственным качествам,  смежности  в

пространстве и времени,  выступали в качестве знаков других пред-

метов и т.п. Научный принцип объяснения заменялся в мифологии то-

тальным генетизмом и этиологизмом: объяснение вещи и мира в целом

сводилось к рассказу о происхождении и творении. Мифологии свойс-

твенно резкое разграничение мифологического,  раннего (сокрально-

го) и текущего, последующего (профанного) времени. Все происходя-

щее в  мифическом времени приобретает значение парадигмы и преце-

дента, т.е. образца для воспроизведения. Моделирование оказывает-

ся специфической  функцией мифа.  Если научное обобщение строится

на основе логической иерархии от конкретного к абстрактному и  от

причин к  следствиям,  то  мифологическое  оперирует конкретным и

персональным, использованным в качестве знака,  так что  иерархии

причин и следствий соответствует гипостазирование, иерархия мифо-

логических существ,  имеющая систематически ценное значение.  То,

что в научном анализе выступает как сходство или иной вид отноше-

ния, в мифологии выглядит как тождество, а логическому разделению

на признаки  в  мифологии соответствует разделение на части.  Миф

обычно совмещает в себе два аспекта:

     диахронический (рассказ о прошлом)


                              - 5 -

     синхронический (объяснение настоящего или будущего).

     Содержание мифа  представлялось первобытному сознанию реаль-

ным и даже в высшем смысле реальным,  т.к. воплощало коллективный

"надежный" опыт  осмысления действительности множества поколений,

который служил предметом веры, а не критики. Мифы утверждали при-

нятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкци-

онировали определенные нормы поведения.

      Мифологическое мироощущение  выражалось не только в повест-

вованиях, но и в действах (обрядах,  танцах). Миф и обряд в древ-

них культурах  составляли известное единство - мировоззренческое,

функциональное, структурное,  являя собой как бы два аспекта пер-

вобытной культуры  -  словесный и действенный,  "теоретический" и

"практический".

         б) Мифология - исторический тип мировоззрения.

     На ранних этапах истории выраставшие из материальной практи-

ки эмпирические знания  об  окружающей  действительности  служили

ориентиром в  повседневной  жизни  и первоисточником формирования

мировоззрения. Первобытные эмпирические знания  тесно  переплета-

лись с  мифологическими и религиозными представлениями.Эти предс-

тавления являлись фантастическим отражением действительности, вы-

ражением бессилия  человека перед стихийными силами природы и ил-

люзорным преодолением этого бессилия.

     Мировоззрение всегда представляет собой интегральный резуль-

тат всего многокомпонентного духовного развития данной эпохи.

     Мифология -  это своеобразная форма проявления мировоззрения

древнего  общества.  Поскольку  в  ней  имеются  представления  о

сверхъестественном, она  содержит  элементы религии.  В мифологии

отразились также и нравственные взгляды, и эстетическое отношение

человека к действительности.  Образы мифологии в различном осмыс-

лении часто использовались искусством.  В идеологии нового и  но-

вейшего времени понятие мифа используется для обозначения различ-

ного рода иллюзорных представлений, оказывающих влияние на массо-

вое сознание.

                в) Изучение и развитие мифологии.

     Первые попытки рационального переосмысления  мифологического

материала предпринимались  еще  в античности,  причем преобладало


                              - 6 -

аллегорическое истолкование мифологии (у софистов, стоиков, пифа-

горейцев). Платон  притивопоставил  наряду с мифологией философс-

ко-символическую ее интерпретацию.  Эвгемер (IV-III вв.  до н.э.)

видел в  мифических  образах обожествление исторических деятелей,

положив начало "эвгемерическому"

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»