←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
РЕФЕРАТ
по философии
.
- 2 -
яш2.0
П Л А Н
1. Введение. Мировоззрение и его исторические типы.
2. Мифология:
а) мифология как форма общественного сознания;
б) мифология - исторический тип мировоззрения;
в) изучение и развитие мифологии.
3. Миф и мифологичность:
а) сущность мифа;
б) основные категории мифа.
4. Миф и религия.
5. Миф XX века.
6. Литература.
яш1.5
.
- 3 -
1. Введение. Мировоззрение и его исторические типы.
Мировоззрение - система общественных представлений о мире в
целом, о совершающихся в нем природных и социальных процессах, об
отношении человека к окружающей действительности.
Мировоззрение - сложное, разностороннее и многоплановое об-
разование.
Оно имеет многослойную структуру.
Мировоззрение, его структура и содержание не являются чем-то
раз и навсегда данным статичным неизменным. На ранних этапах ис-
торического развития изменялась роль отдельных компонентов в сис-
теме мировоззрения, со временем обновлялось и обогащалось его со-
держание.
В зависимости от того, какие взгляды преобладают в той или
иной совокупности представлений о мире в целом, а также в зависи-
мости от способа включения соответствующих взглядов и представле-
ний в структуру мировоззрения, способа их обоснования, можно го-
ворить о разных типах мировоззрения. В разных обществах, у разных
классов господствуют разные типы мировоззрения.
.
- 4 -
2. Мифология.
а) мифология как форма общественного сознания.
Мифология - форма общественного сознания; способ понимания
природной и социальной действительности на разных стадиях общест-
венного развития.
В общественном сознании первобытного общества мифология не-
сомненно доминировала. Мифология в основном ориентирована на пре-
одоление фундаментальных антиполий человеческого существования,
на гармонизацию личности, общества и природы. Предпосылкой мифо-
логической "логики" служили неспособность человека выделить себя
из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления,
на неотделившегося от эмоциональной аффективной среды.Следствием
было метафорическое сопоставление природных и культурных объектов,
очеловечивание окружающей природной среды,в том числе одушевление
фрагментов космоса. Мифологическому мышлению свойственно отчетли-
вое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и сло-
ва, существа и его имени, пространственных и временных отношений,
происхождения и сущности, безразличия к противоречию и т.п. Объ-
екты сближались по вторичным чувственным качествам, смежности в
пространстве и времени, выступали в качестве знаков других пред-
метов и т.п. Научный принцип объяснения заменялся в мифологии то-
тальным генетизмом и этиологизмом: объяснение вещи и мира в целом
сводилось к рассказу о происхождении и творении. Мифологии свойс-
твенно резкое разграничение мифологического, раннего (сокрально-
го) и текущего, последующего (профанного) времени. Все происходя-
щее в мифическом времени приобретает значение парадигмы и преце-
дента, т.е. образца для воспроизведения. Моделирование оказывает-
ся специфической функцией мифа. Если научное обобщение строится
на основе логической иерархии от конкретного к абстрактному и от
причин к следствиям, то мифологическое оперирует конкретным и
персональным, использованным в качестве знака, так что иерархии
причин и следствий соответствует гипостазирование, иерархия мифо-
логических существ, имеющая систематически ценное значение. То,
что в научном анализе выступает как сходство или иной вид отноше-
ния, в мифологии выглядит как тождество, а логическому разделению
на признаки в мифологии соответствует разделение на части. Миф
обычно совмещает в себе два аспекта:
диахронический (рассказ о прошлом)
- 5 -
синхронический (объяснение настоящего или будущего).
Содержание мифа представлялось первобытному сознанию реаль-
ным и даже в высшем смысле реальным, т.к. воплощало коллективный
"надежный" опыт осмысления действительности множества поколений,
который служил предметом веры, а не критики. Мифы утверждали при-
нятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкци-
онировали определенные нормы поведения.
Мифологическое мироощущение выражалось не только в повест-
вованиях, но и в действах (обрядах, танцах). Миф и обряд в древ-
них культурах составляли известное единство - мировоззренческое,
функциональное, структурное, являя собой как бы два аспекта пер-
вобытной культуры - словесный и действенный, "теоретический" и
"практический".
б) Мифология - исторический тип мировоззрения.
На ранних этапах истории выраставшие из материальной практи-
ки эмпирические знания об окружающей действительности служили
ориентиром в повседневной жизни и первоисточником формирования
мировоззрения. Первобытные эмпирические знания тесно переплета-
лись с мифологическими и религиозными представлениями.Эти предс-
тавления являлись фантастическим отражением действительности, вы-
ражением бессилия человека перед стихийными силами природы и ил-
люзорным преодолением этого бессилия.
Мировоззрение всегда представляет собой интегральный резуль-
тат всего многокомпонентного духовного развития данной эпохи.
Мифология - это своеобразная форма проявления мировоззрения
древнего общества. Поскольку в ней имеются представления о
сверхъестественном, она содержит элементы религии. В мифологии
отразились также и нравственные взгляды, и эстетическое отношение
человека к действительности. Образы мифологии в различном осмыс-
лении часто использовались искусством. В идеологии нового и но-
вейшего времени понятие мифа используется для обозначения различ-
ного рода иллюзорных представлений, оказывающих влияние на массо-
вое сознание.
в) Изучение и развитие мифологии.
Первые попытки рационального переосмысления мифологического
материала предпринимались еще в античности, причем преобладало
- 6 -
аллегорическое истолкование мифологии (у софистов, стоиков, пифа-
горейцев). Платон притивопоставил наряду с мифологией философс-
ко-символическую ее интерпретацию. Эвгемер (IV-III вв. до н.э.)
видел в мифических образах обожествление исторических деятелей,
положив начало "эвгемерическому"
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|