Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Философия, культурология, религия, искусство /

Мифы древности и происхождение мира и людей. Особенности мифологических представлений об обществе и человеке

←предыдущая  следующая→
1 2 

                                (1-2)

             я2МИФЫ ДРЕВНОСТИ О ПРОИСХОЖДЕНИИ МИРА И ЛЮДЕЙ.

               я2ОСОБЕННОСТИ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

                      я2ОБ ОБЩЕСТВЕ И ЧЕЛОВЕКЕ.

 

            я_я2ПЛАНя.я0:

1) Что такое миф? Происхождение мифа.

2) Основные тематические циклы мифов и их содержание.

3) Особенности мифологического сознания.

я11) Что такое миф? Происхождение мифа.

  Что такое  мифы?  В  обыденном  понимании  - это прежде всего антич-

ные,библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и челове-

ка,рассказы о  деяниях  древних богов и героев - Зевсе,Апполоне,Диони-

се,Геракле,аргонавтах,искавших "золотое руно",Троянской войне и  злок-

лючениях Одиссея.

  Само слово "миф"  имеет  древнегреческое  происхождение  и  означает

именно "предание","сказание".Европейским  народам  вплоть  до XVI-XVII

вв. были известны лишь знаменитые и поныне  греческие  и  римские  ми-

фы,позже им  стало  известно об арабских,индейских,германских,славянс-

ких,индийских сказаниях и их героях.Со временем сначала ученым,а потом

и более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии,Оке-

ании,Африки.Выяснилось,что в основе  священных  книг  христиан,мусуль-

ман,буддистов также лежат различные,подвергшиеся переработке мифологи-

ческие предания.

  Что удивительно:  обнаружилось,что на определенной стадии историчес-

кого развития более или менее развитая мифология существовала  практи-

чески у  всех  известных науке народов,что некоторые сюжеты и рассказы

в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов.

  Так встал  вопрос  о  я_происхождении  мифая..Сегодня большинство ученых

склоняются к тому мнению,что секрет происхождения мифа следует  искать

в том,что  мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания

и осмысления мира,понимания природы,общества и человека.Миф возник  из

потребности древних людей в осознании окружающей его природной и соци-

альной стихии,сущности человека.

  Об особенностях  этого  способа  осмысления  мира  будет сказано ни-

же,после того,как мы рассмотрим вопрос о содержании мифических  сказа-

ний.

2) Основные тематические циклы мифов и их содержание.

  Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято  выде-

лять несколько важнейших циклов.Назовем их:

* космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной,

* антропогонические  мифы - мифы о происхождении человека и человечес-

  кого общества,

* мифы  о  культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или

  иных культурных благ,

* эсхатологические мифы - мифы о "конце света",конце времен.

  Остановимся подробнее на характеристике этих мифических циклов.

  я2Космогонические мифыя0,как правило делятся на две группы:

      я1мифы развития   я0             |       я1мифы творения

                                   |

В мифах развития происхождениях ми-|В мифах творения акцент делается на

ра и Вселенной объясняется эволю-  |утверждении о том, что мир сотворен

цией,превращением некоего бесфор-  |из каких-то первоначальных  элемен-

менного первоначального состояния, |тов (огня,воды,воздуха,земли)

предшествующего миру и Вселенной.  |сверхестественным существом -богом,

Это могут быть хаос (древнегречес- |колдуном,творцом (творец может

кая мифология),небытие (древнееги- |иметь облик человека или животного-

петская,скандинавская и др. мифоло-|гагары,вороны,койота).Самый извест-

гия)."...все было в состоянии неиз-|ный пример мифов творения-библейский

вестности,все холодное,все в молча-|рассказ о семи днях творения:"И ска-

нии:все бездвижное,тихое,и прост-  |зал Бог:да будет свет...и отделил

ранство неба было пусто..." - из   |Бог свет от тьмы.И назвал Бог  свет

мифов Центральной Америки.         |днем,а тьму ночью..."

  Очень часто  эти  мотивы  сочетаются в одном мифе:подробное описание

первоначального состояния завершается подробным рассказом  об  обстоя-

тельствах творения Вселенной.

  я2Антропогонические мифыя0 являются составной частью мифов космогоничес-

ких.Согласно многим мифам,человек сотворяется  и  самых  разнообразных

материалов: орехов,дерева,праха,глины.Чаще всего,творец создает снача-

ла мужчину,потом женщину.Первый человек обычно наделен даром  бессмер-

тия,но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества

(таков библейский Адам,вкусивший  плодов  с  древа  познания  добра  и

зла).У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека

от предка-животного (обезьяны,медведя,ворона,лебедя).

  я2Мифы о культурных герояхя0 повествую о том,как человечество овладевало

секретами ремесла,земледелия,оседлой  жизни,пользования  огнем - иначе

говоря,как в его жизнь внедрялись те или иные  культурные  блага.Самый

знаменитый миф  подобного  рода  -  древнегреческое  сказание о Проме-

тее,двоюродном брате Зевса.Прометей (в дословном переводе -  "мыслящий

прежде","предвидящий") наделил  разумом жалких людей,научил их строить

дома,корабли,заниматься ремеслами,носить одежды,считать,писать  и  чи-

тать,различать времена  года,приносить жертвы богам,гадать,внедрил го-

сударственные начала и правила совместной жизни.Прометей дал  человеку

огонь,за что  и был покаран Зевсом:прикованный к горам Кавказа,он тер-

пит страшные мучения - орел выклевывает ему печень,ежедневно вырастаю-

щую вновь.

  я2Эсхатологические мифыя0  повествуют о судьбе человечества,о пришествии

"конца света" и наступлении "конца времен".Наибольшее значение в куль-

турно-историческом процессе   сыграли   эсхатологические   представле-

ния,сформулированные в  знаменитом  библейском   "Апокалипсисе":грядет

второе пришествие  Христа - Он придет не как жертва,а как Страшный Су-

дия,подвергающий Суду живых и мертвых.Наступит "конец  времен",и  пра-

ведники будут предопределены к жизни вечной,грешники же к вечным муче-

ниям.

я13) Особенности мифологического сознанияя0.

  Сказанного достаточно,чтобы   подтвердить   сформулированную    выше

мысль:мифы возникли  из настоятельной потребности людей объяснить про-

исхождения,природа,людей,устройство мира,предсказать  судьбу   челове-

чества.Сам способ  объяснения  имеет специфический характер и коренным

образом отличается от научной формы объяснения и анализа мира.Какие же

особенности отличают мифологическое сознание?

* В мифе человек и общество не выделяют себя из  окружающей  природной

  стихии:природа,общество и   человек  слиты  в  единое  целое,неразрыв-

  ное,единое,

* В  мифе нет абстрактных понятий,в нем все - очень конкретно,персони-

  фицировано,одушевлено,

* Мифологическое сознание мыслит символами:каждый образ,герой,действу-

  ющее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие,

* Миф 

←предыдущая  следующая→
1 2 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»