←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
ВВЕДЕНИЕ
"Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ.
ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ НЕЧТО, ЧТО
ДОЛЖНО ПРЕОДОЛЕТЬ. ЧТО
СДЕЛАЛИ ВЫ, ДАБЫ ПРЕОДОЛЕТЬ
ЕГО? ДОНЫНЕ ВСЕ СУЩЕСТВА
СОЗДАВАЛИ НЕЧТО, ЧТО ВЫШЕ ИХ;
ВЫ ЖЕ ХОТИТЕ СТАТЬ ОТЛИВОМ
ЭТОЙ ВЕЛИКОЙ ВОЛНЫ И СКОРЕЕ
ВЕРНУТЬСЯ К ЗВЕРЯМ, ЧЕМ
ПРЕОДОЛЕТЬ ЧЕЛОВЕКА?"
"СЛУШАЙТЕ, Я УЧУ ВАС О СВЕРХ-
ЧЕЛОВЕКЕ! СВЕРХЧЕЛОВЕК -
СМЫСЛ ЗЕМЛИ. ПУСТЬ ЖЕ И ВОЛЯ
ВАША СКАЖЕТ: ДА БУДЕТ
СВЕРХЧЕЛОВЕК СМЫСЛОМ ЗЕМЛИ!"
"ПОИСТИНЕ, ЧЕЛОВЕК - ЭТО ГРЯЗ-
НЫЙ ПОТОК. НАДО БЫТЬ МОРЕМ,
ЧТОБЫ ПРИНЯТЬ ЕГО В СЕБЯ И
НЕ СТАТЬ НЕЧИСТЫМ. И ВОТ -
Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ:
ОН - ЭТО МОРЕ, ГДЕ ПОТОНЕТ
ПРЕЗРЕНИЕ ВАШЕ."
"ВНЕМЛИТЕ, Я УЧУ ВАС О СВЕРХ-
ЧЕЛОВЕКЕ: ОН - ТА МОЛНИЯ,
ОН - ТО БЕЗУМИЕ!"
Есть подвижники мысли с уравновешенным эпическим складом
духа, создающее в конце жизни стройную и устойчивую логическую
архитектуру своего учения. Таковы Аристотель, Спиноза, Кант,
Гегель, Спенсер... И есть философы страстного лирического склада,
воплощающие собой ненасытное искание, огненную динамику вечного
потока. Таковы Платон, Руссо, Фихте и Ницше... Раскрытие мировоз-
зрений последних невозможно теперь без последовательных психоло-
гических жизнеописаний. Многогранная и противоречивая философия
Ж.Ж. Руссо и Фр. Ницше может быть истолкована лишь в неразрывной
связи с осторожной патологией их болезненного гения.
Жизнь Ницше - воплощение самой его философии во всей ее
суровой величественности и трагичности. Не зная первую, трудно
понять втрорую. И не поняв вторую, невозможно постичь то исклю-
чительно сильное воздействие, которое оказало учение Ницше на
уходящий ХХ век.
Много раз в литературе делались попытки истолковать жестокий
душевный недуг, отравивший последнюю четверть жизни Фридриха
Ницше, как правидную божественную кару за его нечистивое вольнодум-
ство, как достойное искупление его сатанинской гордыни.
Ницше, действительно, заплатил безумием за героическую непо-
корность своей вопрошающей мысли, отдал невольно жизнь за свое
запоздалое бессмертие. Непроницаемое темное облако окутало навсег-
да горделивую вершину его духа именно тогда, когда он, казалось,
дождался возраждающего озарения от мирового светила - Логоса и
запел восторженный победный гимн. Точно леденящий вихрь Хаоса
погасил навсегда этот трепетный Прометеев огонь. В сумерках
надвигавшегося безумия Фридриху Ницше стало казаться, что душев-
ные и плотские страдания ниспосланы ему, как Спасителю челове-
чества, он видел самого себя в золотом нимбе и так странно
отождествлял себя с Распятым.
Было бы справедливо отнести к нему слова великого Толстого
о Мопассане, о том Мопассане, которого Ницше столь любил и счи-
тал столь родственным себе духовно: "Он дожил до того трагичес-
кого момента жизни, когда начиналась борьба между ложью, кото-
рая окружала его, и истиною, которую он начинал сознавать.
Начинались уже в нем приступы духовного рождения... Если бы ему
суждено было не умереть в муках рождения, а родится - он бы
дал великие поучительные произведения, но и то, что он дал нам
в своем процессе рождения, уже многое. Будем же благодарны
этому сильному правдивому человеку и за то, что он дал нам."
"ВРЕМЯ В СВОЕМ БЕСКОНЕЧНОМ ТЕЧЕНИИ, В ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПЕРИОДЫ,
ДОЛЖНО НЕИЗБЕЖНО ПОВТОРЯТЬ ОДИНАКОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВЕЩЕЙ. ЭТО
НЕОБХОДИМО; ЗНАЧИТ, НЕОБХОДИМО И ТО, ЧТО ВСЯКОЕ ЯВЛЕНИЕ ПОВТОРЯ-
ЕТСЯ. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ЧЕРЕЗ БЕСКОНЕЧНОЕ, НЕОГРАНИЧЕННОЕ, НЕПРЕД-
ВИДИМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЛЕТ, ЧЕЛОВЕК ВО ВСЕМ ПОХОЖИЙ НА МЕНЯ, ПОЛ-
НОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ МЕНЯ, СИДЯ В ТЕНИ ЭТОЙ СКАЛЫ, НАЙДЕТ В СВОЕМ УМЕ
ТУ ЖЕ МЫСЛЬ, КОТОРУЮ НАЩЕЛ СЕЙЧАС Я, И ЭТА МЫСЛЬ БУДЕТ ЯВЛЯТЬСЯ
В ГОЛОВЕ ЧЕЛОВЕКА НЕ ОДИН, А БЕСЧИСЛЕННОЕ КОЛИЧЕСТВО РАЗ, ПОТОМУ
ЧТО ДВИЖЕНИЕ, УПРАВЛЯЮЩЕЕ ВСЕМИ ЯВЛЕНИЯМИ, БЕЗОСТАНОВОЧНО.
ЕСЛИ ТАК, ТО ВСЯКАЯ НАДЕЖДА ДОЛЖНА БЫТЬ ОТВЕРГНУТА И МЫ ДОЛЖНЫ
ОПРЕДЕЛЕННО УСТАНОВИТЬ СЕБЕ, ЧТО НИКАКАЯ НЕБЕСНАЯ ЖИЗНЬ НЕ
ВСТРЕТИТ НАС И ЧТО В БУДУЩЕМ НАС НЕ ЖДЕТ НИКАКОЕ УТЕШЕНИЕ.
МЫ ТОЛЬКО ТЕНИ СЛЕПОЙ ОДНООБРАЗНОЙ ПРИРОДЫ, МЫ ПЛЕННИКИ МИНУТЫ.
НО НАДО ПОМНИТЬ,ЧТО ЭТО СТРАШНАЯ ИДЕЯ, УБИВАЮЩАЯ В НАС ВСЯКУЮ
НАДЕЖДУ, ОБЛАГОРАЖИВАЕТ И ОДУХОТВОРЯЕТ КАЖДУЮ МИНУТУ НАШЕЙ
ЖИЗНИ; МГНОВЕНИЕ НЕПРЕХОДЯЩЕ, ЕСЛИ ОНО ВЕЧНО ВОЗВРАЩАЕТСЯ; МАЛЕЙ-
ШИЙ МИГ ЯВЛЯЕТСЯ ВЕЧНЫМ ПАМЯТНИКОМ БЕСКОНЕЧНОЙ ЦЕННОСТИ И КАЖДЫЙ
ИЗ НИХ БОЖЕСТВЕНЕН.
ПУСТЬ ВСЕ БЕСПРЕРЫВНО ВОЗВРАЩАЕТСЯ - ЭТО ЕСТЬ ВЫСШАЯ СТЕПЕНЬ
СБЛИЖЕНИЯ МЕЖДУ БУДУЩИМ И СУЩЕСТВУЮЩИМ МИРОМ; В ЭТОМ ВЕЧНОМ
ВОЗВРАТЕ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВЫСШАЯ ТОЧКА МЫШЛЕНИЯ."
1. ЛИЧНОСТЬ ФРИДРИХА НИЦШЕ И ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Немецкий философ Фридрих Ницше родился 15 октября 1844г. в
день рождения прусского короля. Он был серьезным уравновешенным
мальчиком. Несмотря на молодые годы, совесть его была чрезвычай-
но требовательной и боязливой. Страдая от малейшего выговора,
он не раз хотел заняться самоисправлением. Мальчик знал, что среди
товарищей пользуется престижем. "Когда умеешь владеть собой,-
поучал он важно сестру,- то начинаешь владеть всем миром".
Он был горд и твердо веровал в благородство своего рода. Им владел
тиранический инстинкт творчества. В 12 дней написал историю своего
детства. Фр. Ницше хотел поступить в Пфорта. Ему дали стипендию,
и он покинул свою семью в 1858 г. Он редко принимал участие в играх,
так как не любил сходиться с незнакомыми ему людьми. С раннего
детства у него было инстинктивное влечение к письменной речи, к
видимой мысли.
"Я ПЫТАЛСЯ ОТРИЦАТЬ ВСЕ, НО , УВЫ! КАК ЛЕГКО РАЗРУШАТЬ И
КАК ТРУДНО СОЗИДАТЬ!"
Ницше ничего не утверждает: он даже осуждает поспешное суж-
дение о важных предметах. Любимыми авторами Ницше были Шиллер,
Байрон, Гельдерлин. Душа его всегда обладала способностью быстро
привязываться к месту и жилищу, в равной степени она дорожит воспо-
минанием о счастливых минутах и о меланхолических настроениях.
В 1862 г. Ницше покидает Наумбург и отправляется в боннский
университет. Жизнь послала ему самое горькое одиночество -
одиночество побежденного. Не он сам покинул студенческую среду,-
его попросили удалиться. Ницше был слишком поэтом и слишком
аристократом для того, чтобы интересоваться политикой масс.
Он решает кончать университет в Лейпциге.
"ВЕЛИЧИЕ ЧЕЛОВЕКА В ТОМ, ЧТО ОН МОСТ, А НЕ ЦЕЛЬ; И В ЛЮБВИ
В НЕМ ДОСТОЙНО ЛИШЬ ТО, ЧТО ОН ПЕРЕХОД И УНИЧТОЖЕНИЕ.
Я ЛЮБЛЮ ТОГО, КТО НЕ УМЕЕТ ЖИТЬ ИНАЧЕ, КРОМЕ КАК ВО ИМЯ
СОБСТВЕННОЙ ГИБЕЛИ, ИБО ОН ИДЕТ ПО МОСТУ.
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
|
|