Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Философия, культурология, религия, искусство /

Ницше и сверхчеловек

←предыдущая  следующая→
1 2 

 

НИЦШЕ И СВЕРХЧЕЛОВЕК

РЕФЕРАТ ЗА КУРС ФИЛОСОФИИ

СТУДЕНТА ГРУППЫ 5ИТ-1-18

Багоцкого Юрия

Преподаватель __________                        Рецензент__________

1996 г.

ПЛАН РЕФЕРАТА

I. Введение

       1. Что меня привлекает в этой теме. Нетрадиционность

              философии Ницше.

          2. Актуальность этой темы. Смена рационалистической

             теории познания на иррационалистическую. Антропо-

             логизм как основа новой “философии жизни”. Пред-

             посылки этой философии в античности. Крах “фило-

             софии жизни”.

          3. Мой способ мыщления.

II. Основная часть

          1. Определение темы как философской категории. “Фи-

             лософия жизни” как нравственно-этическая. Жизнь

             как “переживание”. Человек - мера всех вещей.

          2. Волюнтаризм Ницше и А. Шопенгауэра. “Воля к влас-

             ти” как критерий поведения. Новая мораль Ницше -

             “мораль господ”. Христианство как “восстание рабов

             в морали”. Сверхчеловек как субъект новой морали.

          3. Вывод. Прообразы сверхчеловека в понимании Ницше.      Фашистская идеология как искажение его философии.

III. Заключение

       Список литературы.


РЕФЕРАТ

Трудно сказать, чем меня привлекла философия Ф.Ницше, мне кажется, что причина - в е¸ новаторстве, нетрадиционности, неординарности, в резких и категорических, но в то же время своевременных и логически обоснованных. “Бог умер! Мы его убили - вы и я!”, - говорит Ницше словами “сумасшедшего” в своей работе “Вес¸лая наука”. На место бога вста¸т человек, но не обычный, кык мы все, а сверхчеловек - идеал человека, лиш¸нный многих моральных запретов и надел¸нный почти неограниченными правами, то, к чему должен стремиться каждый из “обычных” людей. Мы видим, что философия Ницше имеет морально-этическую основу, что, на мой взгляд, сегодня очень актуально и представляет большой интерес не только для философов.

          Актуальность “философии жизни” как одного из ответвлений более широкого направления - иррационализма - была исторически обусловлена. Появление иррационалисти-ческих взглядов в философии явилось как бы ответом на кризис в научных методах познания, естествознания. В основе рационалистического миропонимания лежало понятие “материи” как первоосновы всех вещей, и все процессы, происходящие в природе объяснялись (точнее, могли бы быть объяснены) по законам перемещения атомов. Материализм, выступая от лица науки, претендовал на роль окончательного “научного мировоззрения”. И хотя на его основе возник также и “диалектическй материализм”, старательно не замеченный буржуазными критиками рационализма XIX в., но “кризис в физике” в этот период, хотя и давший последнему новые подтверждения, роковым образом сказался на некоторых сторонах гносеологии естественноисторического материализма этого времени.

          В борьбе с материализмом “философы жизни” попытались использовать несводимость биологических явлений к законам классической механики. Понятие материи было заменено понятием “жизнь”, ”живая материя”, которая в философском истолковании имеет значение психики, переживания. Рациональные субъектно-объектые отношения заменяются субъектно-субъектными, человек начинает рассматриваться как субъект общения. Таким образом, “философия жизни”, как и иррационализм вообше, противо-поставляет гносеологическому подходу рационализма аксиоло-гический, в основе которого лежат установки антропологизма.

          Предпосылки антропологизма можно встретить ещ¸ и в античной философии, в таких учениях, как, например, софизм, для которого человек - единственное быти¸, существование бытия доказывается только через человека. “Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несушествуюших, что они не сушествуют”, - говорил Протагор. В этой философии впервые ставится вопрос об отношении субъекта к объекту, духа к природе, мышления к бытию. Но для не¸ важно не реальное разделение мира и человека, а постоянное их соотнесение. Идеи софистов возрождаются далее и в философии стоиков, дополнивших их системой нравственных ценностей, и Эпикура, который проповедовал идею о возможности и необходимости достижения индивидом счастливой жизни (т.е. раскрыть, реализовать самого себя, достичь своих идеалов, что и есть одной из целей “философии жизни”), другой немаловажной его идеей была идея о признании счучайности, отрицание фатализма, предопредел¸н-ности, т.е. в какой-то степени отрицание рационального причинно-следственного подхода.

          К 50-м годам XX в. “Философия жизни”, дискредитировавшая себя откровенным иррационализмом и антинаучностью, а также союзом с фашизмом, теряет сво¸ самостоятельное значение и влияние. Но она имеет важное значение как составная часть современного иррационализма и “философии антропологии”.

          “Философия жизни” во многом повлияла и на мо¸ мировоззрение, в основе которого лежит человеческое начало, но оно ещ¸ не окончательно сформировано и соединяет в себе что-то от материализма и идеализма, прич¸м эти “что-то” не противоречат друг другу а взаимодополняют.

          “Философия жизни” - это культурно-логическое направ-ление в философии. Культура и е¸ роль в жизни человека - вот предмет е¸ постижения. Отсюда и тесная связь “филосо-фии жизни” с искусством: она повлияла на творчество таких известных деятелей искусства, как Р.Рильке, Г.Гессе, Р.Вагнер. Преодолевая рационалистическое учение материализма об обшественном развитии и его объективном базисе, жизнь для которого - это лишь отч¸т о неживых, “застывших” фактах прошлого, новая философия определяет жизнь как “переживание” или “вживание” историка в события прошлого, делая их вновь “живыми”, непосредственными, настоящими. Таким образом, деятельность историков и философов культуры, как истолкование переживаний, превращается из рациональной в интуитивную. “Жизнь постигает жизнь” - так выразил эту мысль немецкий философ Вильгельм Дильтей.

          Понятие “жизнь” в “философии жизни” призвано заменить понятие “быти¸”. Быти¸ - это статическое состояние, жизнь - это движение, становление. “Нет бытия, есть только становление”, - заявлял Ницше. Становление есть динамическая первооснова жизни, в то же время жизнь - это деятельность, созидание, творчество человека, его самовыраже-ние, позволяющее ему реализовать и познать самого себя. Таким образом, жизнь - это человеческая жизнь, человек в этой философии становится на главное место, становится мерилом всего бытия. Человек рассматривается не как бесстрастно-теоретическое существо, а как субъективно заинтересованный в целях и задачах своей деятельности, как единственное существо, способное к нравственной оценке.


          Нравственность в философии Ницше имеет первоочеред-ное значение. Главная идея ницшеанской морали - волюнта-ризм - учение о воле как о первооснове всего сущего. Эту идею

←предыдущая  следующая→
1 2 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»