Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Философия, культурология, религия, искусство /

Общественное движение "Просвещение"

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 

     Просвещение - идейное и общественное движение в странах Европы и

Америки,  связанное о общими переменами в условиях жизни под влиянием

разложения феодальных и утверждения капиталистических  производствен-

ных отношений. Оно получило распространение в основном в период меяж-

ду "славной революцией" 1688 г,  в Англии и революцией 1789-1790  гг,

во Франции, И оставило неизгладимый след в науке, литературе, искусс-

тве,  политике ("просвещенный абсолютизм), но главным образом в исто-

рии общественно-политической мысли и общественного движения.

     При всем  разнообразии мнений большинство мыслителей сходились в

его оценке как передового,  новаторского явления,  Например, Имманунл

Кант  понимал  Просвещение как попытку использовать разум в интересах

морального и интеллектуального раскрепощения личности,  а Фридрих Эн-

гельс  усматривал  в нем идеологическую подготовку буржуазных револю-

ций.

     Среди представителей Просвещения встречались материалисты и иде-

алисты,  сторонники рационализма (признававшие разум основой познания

в  поведения людей),  сенсуализма (считавшие таковой ощущения) и даже

Божественного провидения (уповавшие на волю Бога),Часть из них верила

в  неизбежный  прогресс человечества,  другая - рассматривала историю

как общественный регресс. Тираноборческие мотивы в творчестве просве-

тителей  не мешали большинству из них оставаться противниками насилия

и революций.  Их индивидуализм поразительным образом уживался с  кол-

лективистскими идеями, выдвинутыми некоторыми провозвестниками комму-

низма.

     Как течение  общественной мысли Просвещение несомненно представ-

ляло собой некое единство.  Заключалось оно в  особом  умонастроении,

интеллектуальных склонностях и предпочтениях.  Речь идет прежде всего

о целях и идеалах Просвещения,  таких,  как свобода, благосостояние и

счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др,, а также о знаме-

нитом вольнодумстве,  критическом отношении к авторитетам всякого ро-

да, не приятии догм.

     Именно разномыслие прооветителей,  объедененных общими целями  и

идеалами,  явилось предпосылкой исключительной плодотворности их тео-

ретической деятельности.В нескончаемых спорах между ними  рождались и

оттачивались современные концепции прав человека и гражданина,  граж-

данского обццества и плюралистической демократии,правового  государс-

тва  и  разделения властей,  рыночной экономики и этики индивидуализ-

ма.За попытки пренебречь этим наследием народы  многих  стран  дорого

поплатилноь в XIX и XX вв.

     Просветители вовсе не были  мечтателями,витающими  в  облаках.Их

духовные  запросы и интересы большей частью были тесно связаны о зло-

бодневными проблемами жизни.Они отнюдь не чурались общественной  дея-

тельности,  видя в ней способ повлиять на мнение сограждан и политику


 

                               - 2 -

правительств.Почти все они пользовались  известностью  как  писатели,

публицисты, университетские преподаватели или политические деятели.

     Просветители происходпли из разных классов и сословий:  аристок-

ратии,   дворян,  духовенотва,  служащих,  торгово-промышленных  кру-

гов.Разнообразны были и условия,  в которых они жили.В XVIII в. ниве-

лирующее  воздействие  цивилизации  едва  ощущалось,  и народы сильно

отличались по уровню экономического развития,  политической организа-

ции и культурным традициям.  Все это с неизбежностью приводило к раз-

личиям во взглядах просветителей.  В каждой  стране  просветительское

движение несло печать национальной самобытности.

     В Англии в ХVII-ХVIII вв.  после революции  и  гражданских  войн

сгладились  вопиющие  противоречия.Развитие парламентаризма привело к

упрочению правовых форм политической борьбы.Бурный рост числа и тира-

жей периодических изданий способствовал повышению культурного и обра-

зовательного уровня населения.Стремительно расширявшийся рьнок газет,

книг,  произведений искусства обусловил значительную коммерциализацию

культуры,  которая освободила творцов от унизительной зависимости  от

государства, церкви, меценатов и прочего.Эти и многие другие перемены

в жизни общества производили ошеломляющее впечатление на иностранцев,

видевших в Англии образец общественного прогресса.Не случайно все ос-

новные течения английской общественной мысли подхватывались передовой

интеллигенцией в других странах.

     Большинство английских просветителей не проявляли  склонности  к

абстрактному  теоретизированию.В литературе они предпочитали легкие и

подвижные жанры,  старались облечь свои философские,  экономические и

политические идеи в форму занимательного рассуждения или сатирическо-

го обличения.Некоторые из них сделали блестящую политическую карьеру:

например, граф Шевфтсбери был членом парламента, а виконт Болингсброк

- министром.

     На характер английского Просвещения повлияли также его взаимоот-

ношения с религией и церковью.Видные его деятели,  за редким исключе-

нием,  придерживались догматов христианства.Во многом это объяснялось

тем,  что английская церковь не противопоставляла себя Просвещению, а

в какой-то мере даже отвечала его идеалу веротерпимости.Это имело да-

леко идущие последствия для культурного  развития  страны,  поскольку

позволило сохранить равновесие между традиционныыи ценностями, храни-

тельницей которых выступала  церковь,  и  новаторскими,которые  несло

Проовещение.

     Все, кто привык  рассматривать  Просвещение  как  идеологическую

подготовку буржуазных революций, с разочарованием отметили бы отсутс-

твие в политической программе  английских  просветителей  радикальных


                               - 3 -

лозунгов и боевых призывов.Но зто и понятно: большинство политических

целей Просвещения было достигнуто в Англии еще в начале ХVIII в.

     В основных чертах политическая программа английского Просвещения

была сформулирована философом Джоном Локком.  Как и многие  мыслители

ХVII в.,  он считал, что возникновению государства предшествовало ес-

тественное состояние,  "состояние полной свободы в отношении их дейс-

твий и в отношении распоряжения своим имуществом и личностью", а так-

же "состояние равенства,  при котором всякая власть  и  всякое  право

являются взаимными". Переход от естественного состояния к гражданско-

му обществу был следствием общественного договора,  который предпола-

гал  перераспределение  лишь  властных функций и не влек значительных

перемен в положении людей.Государство должно  было  руководствоваться

тем  же  "законом природы,  который регулировал отношения людей в ес-

тественном состоянии,и поэтому не могло покушатьсн  на  неотчуждаемые

права граждан.Локк предусмотрел специальный конституционный механизм,

не допускавший превышения государством своих прерогатив.Это разделен-

не государственной власти на законодательную, исполнительную и "феде-

ратпвную"

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»