←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
( группы дневного обучения )
Ориентировочный список вопросов к зачету
1. Общее понятие о культуре. Культурология как наука о культу-
ре. Актуальность данной науки.
2. Культура как сложное понятие. Его основные научные аспекты.
Отличие культурологии от других наук.
3. Функции культуры. Понятие о контркультуре. Отношения между
культурой и контркультурой.
4. Три формы культуры ( физическая, материальная духовная). Их
общая характеристика.
5. Основные категории материальной культуры. Основы ее страти-
фикации.
6. Три типа культуры ( личная, коллективная, общая ). Их общая
характеристика.
7. Культура личности. Адаптация, автоматизм, характер и опыт
как формы проявления личностной культуры.
8. Понятие закона в культурологии. Основные законы и методы
культурологии. Культурология и культуроведение.
9. Понятие теории в культурологии. Основные теории культуры.
10. Культура как образ деятельности. Язык - основа культуры и
деятельности. Понятие о знаке. Знаки и символы в культуре.
11. Принципы ( ценности ) нормы и правила монологической дея-
тельности. Понятие открытой логичности.
12. Принципы ( ценности ) нормы и правила диалогической дея-
тельности.
13. Культура как информация. Понятие об информативной культуре.
14. Текст как носитель информации. Свойства и типы текстов.
15. Общая характеристика текстов официально-делового стиля.
16. Справочно-информативные тексты. Их культурная типология.
17. Аннотация как вторичный текст. Цели и объекты аннотирова-
ния.
18. Реферат как вторичный текст. Три типа рефератов. Ценности,
нормы и правила реферирования.
19. Конспект как вторичный текст. Типы конспектов.Ценности,
нормы и правила конспектирования.
20. Основы деловой культуры. Понятие документа, его общая
ценностная характеристика. Виды и типы документов.
21. Понятие делового протокола. Правила современного делового
протокола.
22. Формы представления личностной информации в деловой и ху-
дожественной культуре, их общая характеристика.
23. Семья как феномен культуры.
24. Ценности, нормы и правила семейной жизни в различных куль-
турах.
25. Школа как феномен культуры. Образование как культурная
ценность.
26. Культура и время. Общая культурологическая периодизация
истории. Основы периодизации.
27. Общая характеристика доисторической культуры и культуры
античности.
28. Общая характеристика культуры средневековья.
29. Общая характеристика культуры нового и новейшего времени.
30. Общая характеристика русской культуры.
31. Актуальные проблемы современной российской культуры.
32. Ценности и идеалы русской культуры.
33. Культура и вера. Русское православие в контексте современ-
ной культуры.
**************************************************************************
Вопрос 1.
Понятие культуры восходит к античным временам. Первоначально культурным
считался человек, который знал как возделывать землю. От возделывания почвы
человек поднимается к возделыванию своего разума. Далее культура восходит к
культу (почитание бога). В дальнейшем развитии культура связывается с окку-
льтным (тайным, непознаваемым).
Культура - это образование, как говорили древние пайдейя (Платон).
Каждой эпохой выработано понятие культуры.
Культурология - наука, которая является ресурсом национального раз-
вития. Культурология как наука обладает рядом своих теорий (например, игро-
вая теория, эволюционная теория и др.). Культурология как наука обладает
законами:
1. Чем примитивнее культура, тем больше ее субъекты похожи друг на
друга и тем больше уровень принуждения в данной культуре.
2. Чем больше культурного разнообразия, тем более темпераментным и
культурным является ее субъект.
Каждая культура имеет своих великих людей: Рафаэль, Пушкин, Чайков-
ский, Сахаров и др.
Культурология как наука имеет свои методики познания (методы добычи
знаний:
1. Контекстный анализ.
2. Ассоциативный анализ.
Актуальность культурологии обусловлена причинами:
1. Изменение основной экономической ориентации.
Раньше общество было ориентировано на массовое производство товара,
сейчас - на производство услуг.
2.Расширяется номенклатура услуг.
3. Общество становится более открытым.
4. Сегодня основным фактором является профессионализм и нравствен-
ность.
5.Широкие контакты.
Современные технологии требуют более культурного человека.
6. Культура выходит из музеев, библиотек. Она является частью про-
фессионализма.
Вопрос 2.
Понятие культуры восходит к античным временам. Первоначально куль-
турным считался человек, который знал как возделывать землю. От возделыва-
ния почвы человек поднимается к возделыванию своего разума. Далее культура
восходит к культу (почитание бога). В дальнейшем развитии культура связыва-
ется с оккультным (тайным, непознаваемым).
Культура - это образование, как говорили древние пайдейя (Платон).
Каждой эпохой выработано понятие культуры.
Сложность понятия культуры отражает значимость культуры для челове-
ка. Это универсальное понятие, через которое раскрываются частные понятия
(история, человек и др.).
Основные научные аспекты культуры:
1. Теологический аспект.
Этот аспект раскрывает цель человеческой жизни и культуры.
2.Бихевиоризм или Поведенческий аспект.
Между понятием поведения и культуры очень тонкая грань. В этом поня-
тии культура универсальна.
3. Психологический.
Здесь культура это не сами поступки, а мотивы и смыслы, которые дви-
жут поведением человека.
4. Культура - это система, такая же, как и другие системы нашего ми-
ра (химическая, физическая и др.).
5. Аксиологический аспект.
Культура - это ценности, нормы и правила.
6. Культура - это деятельность.
Деятельность меняется, поэтому культура - это механизм деятельности.
7. Семиотический аспект.
Семиотика - наука о знаках.
8. Антропологический аспект.
Культура - это человек, а человек граница всего.
9. Функциональный аспект.
Культура - это свойства, функции человека, группы, общества.
Культурология рассматривается как интегративная наука (интеграция
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
|
|