Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Философия, культурология, религия, искусство /

Понимание материала и сознания

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 

яш1.3

 

                        я2О Г Л А В Л Е Н И Е

П Р Е Д И С Л О В И Е . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Г Л А В А  I. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА:

              БЫТИЕ, МАТЕРИЯ КАК ИСХОДНЫЕ КАТЕГОРИИ

1. Практически-деятельное отношение человека к миру.

   Категории "бытие", "материя", "субстанция", их место

   и значение в философском осмыслении действительности . . . . . 5

2. Материя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11

   2.1. Определение материи (необходимые пояснения) . . . . . . .11

   2.2. Мир и научная картина мира. Революция в науке

        и смена научных картин мира . . . . . . . . . . . . . . .14

   2.3. Диалектико-материалистическое учение о материи

        и современные естественнонаучные представления

        о ее строении и свойствах. . . . . . . . .  . . . . . . .23

   2.4. Мировоззренческое и методологическое значение

        понятия материия2 я0для развития

        философии и частных наук . . . . . . . . .  . . . . . . .27

3. Движение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28

   3.1. Движение - способ существования материи . . . . . . . . .28

   3.2. Основные формы движения материи и

        принципы их классификации . . . . . . . . . . . . . . .я4 я0.32

   3.3. Диалектика основных форм движения материи . . . . . . . .33

   3.4. Специфика социальной формы движения материи . . . . . . .35

4. Пространство и время . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41

   4.1. Пространство и время -

        формы существование движущейся материи. . . . . . . . . .41

   4.2. Субстанциальная и реляционная концепции

        пространства и времени. . . . . . . . . . . . . . . . . .43

   4.3. Основные свойства пространства и времени. . . . . . . . .46

   4.4. Критика идеалистических и метафизических

        концепций пространства и времени. . . . . . . . . . . . .52

   4.5. Концепция множественности

        нефизических форм пространства и времени. . . . . . . . .59

5. Проблема единства мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .63

Г Л А В А  II. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕКА:

               СУЩНОСТЬ И ТИПЫ СОЗНАНИЯ

1. Сознание, самосознание, мировоззрение. . . . . . . . . . . . .67

2. Общественное сознание, его структура и функции . . . . . . . .83

3. Структурные компоненты общественного сознания и

   их взаимосвязи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .87

4. Взаимосвязи сознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .92

5. Структура общественного сознания. Компоненты сознания. . . . .93

.

   яш1.5

                       я2Пя0 я2Ря0 я2Ея0 я2Дя0 я2Ия0 я2Ся0 я2Ля0 я2Оя0 я2Вя0 я2Ия0 я2Е

   Рассматриваемые в данном пособии проблемы, связанные с понимани-

ем материи и сознания, исключительно важны для философии. Их значи-

мость станет достаточно очевидной, если учесть следующее.

   Человек отличается от животного я1прежде всегоя0 использованием ору-

дий труда,я1  вследствиея0 чего его деятельность становитсяя1 целея0направ-

ленной.  Бобр,  например,  обнаружив потребное ему дерево, начинает

его грызть;  человек же в этой ситуации воспользуется пилой или то-

пором. Животное, иначе говоря,я1 непосредственноя0 действует на потреб-

ный ему объект; человек же непосредственно действует на орудие тру-

да (каковоея1 само по себея0 его не интересует),- в силу чего потребный

объект становится целью.я1  Целья0, по Аристотелю, есть то, чего в при-

роде нет,  но против чего она не возражает и чтоя1 я0потребно человеку,

представляя для него определеннуюя1 я0ценность...

   Поэтому познавательное отношение к действительности - существен-

ная предпосылкая1 целея0направленной деятельности человека поя1 изменению

природной и социальной действительности (животное потребляетя1 налич-

я1ныея0 ресурсы природы;  человек жея1 я0 я1производитя0  потребные ему условия

существования). Ведь постановка разумной,  достижимой цели возможна

лишь при  знании того,  что в объективной действительности есть,  а

чего в ней нет, что ее законам противоречит, а что - нет (и, следо-

вательно, является возможным),  и,  наконец,  при знании того,  что

действительно нужно человеку.  Выбор цели, следовательно, опирается

на я1определенноея0 понимание мира и человека. Таким образом, орудийный

характер деятельности порождает необходимостья1 со знаниемя0 относиться

я1к делуя0, делает человека существом, обладающимя1 сознанием.

   Соответственноя1 человек - это продукт своей деятельностия0: изменяя

действительность посредством орудий труда, он в ходе этого процесса

(всякая палка - о двух концах!) формирует свои  собственно  я1челове-

я1ческиея0 качества,- вырабатывает необходимые умения и навыки,  приоб-

ретает знания. Поэтому ия1 миря0 человека - это миря1 человекая0 (Гегель).

   Деятельность человека - это преобразование вещей,  явлений, про-

цессов с целью придания им формы и/или содержания,  удовлетворяющих

его потребности.  Поскольку эта деятельность является орудийной и в

силу этого - целенаправленной,  постольку она,  очевидно,  содержит

.

4

как  я1объективнуюя0  (предмет,  орудие,  условия),  так и я1субъективную

(цель как я1мысленную моделья0 желаемого будущего) стороны. Это означа-

ет, чтоя1 определенноея0 понимание сущности и возможностей человека ба-

зируется ная1 определенномя0 понимании  объективного,  материального  и

субъективного,  идеального. (С учетом этого понятно значение основ-

ного вопроса философии как вопроса об отношении мышления и бытия).

   Так как же соотносится  объективное и субъективное  в человеке и

его деятельности?  (Ведь именноя1 действиея0,  по Гегелю,я1 есть истинное

я1бытие человекая0).  Являются ли  природная и социальная  действитель-

ностья1 лишья0 неким материалом,  который человек может изменять, руко-

водствуясья1 толькоя0 своими желаниями? Или же они обладаютя1 собственны-

я1мия0 законами существования и развития, не зависящими от сознания че-

ловека? Сознание, мышление человекая1 вполнея0 самостоятельны или же их

существование и развитие в той или иной мере определяются объектив-

ным бытием? Для ответа на эти и связанные с ними вопросы и требует-

ся изучение материи и сознания.

   Сегодня достаточно очевидно, что окружающий человека мир (и при-

родный, и социальный) обладает объективными,  то есть собственными,

я1внутреннея0 присущими ему закономерностями существования и развития и

поэтому  не может изменяться произвольно.  (Важнейший элемент я1целе-

направленной деятельности,  обратим внимание,- это я1предя0видение, ос-

нову которого  составляет знание  я1законая0).  Определенная недооценка

этого при характере и масштабах современного производства - одна из

причин, породивших глобальные проблемы современности,  некоторые из

которых уже угрожают самому существованию человека. (Вспомним Ф.Бэ-

кона: победить природу можно лишь подчиняясь ей). Не менее ясно

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»