←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
яш1.3
я2О Г Л А В Л Е Н И Е
П Р Е Д И С Л О В И Е . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Г Л А В А I. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА:
БЫТИЕ, МАТЕРИЯ КАК ИСХОДНЫЕ КАТЕГОРИИ
1. Практически-деятельное отношение человека к миру.
Категории "бытие", "материя", "субстанция", их место
и значение в философском осмыслении действительности . . . . . 5
2. Материя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
2.1. Определение материи (необходимые пояснения) . . . . . . .11
2.2. Мир и научная картина мира. Революция в науке
и смена научных картин мира . . . . . . . . . . . . . . .14
2.3. Диалектико-материалистическое учение о материи
и современные естественнонаучные представления
о ее строении и свойствах. . . . . . . . . . . . . . . .23
2.4. Мировоззренческое и методологическое значение
понятия материия2 я0для развития
философии и частных наук . . . . . . . . . . . . . . . .27
3. Движение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
3.1. Движение - способ существования материи . . . . . . . . .28
3.2. Основные формы движения материи и
принципы их классификации . . . . . . . . . . . . . . .я4 я0.32
3.3. Диалектика основных форм движения материи . . . . . . . .33
3.4. Специфика социальной формы движения материи . . . . . . .35
4. Пространство и время . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41
4.1. Пространство и время -
формы существование движущейся материи. . . . . . . . . .41
4.2. Субстанциальная и реляционная концепции
пространства и времени. . . . . . . . . . . . . . . . . .43
4.3. Основные свойства пространства и времени. . . . . . . . .46
4.4. Критика идеалистических и метафизических
концепций пространства и времени. . . . . . . . . . . . .52
4.5. Концепция множественности
нефизических форм пространства и времени. . . . . . . . .59
5. Проблема единства мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .63
Г Л А В А II. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕКА:
СУЩНОСТЬ И ТИПЫ СОЗНАНИЯ
1. Сознание, самосознание, мировоззрение. . . . . . . . . . . . .67
2. Общественное сознание, его структура и функции . . . . . . . .83
3. Структурные компоненты общественного сознания и
их взаимосвязи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .87
4. Взаимосвязи сознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .92
5. Структура общественного сознания. Компоненты сознания. . . . .93
.
яш1.5
я2Пя0 я2Ря0 я2Ея0 я2Дя0 я2Ия0 я2Ся0 я2Ля0 я2Оя0 я2Вя0 я2Ия0 я2Е
Рассматриваемые в данном пособии проблемы, связанные с понимани-
ем материи и сознания, исключительно важны для философии. Их значи-
мость станет достаточно очевидной, если учесть следующее.
Человек отличается от животного я1прежде всегоя0 использованием ору-
дий труда,я1 вследствиея0 чего его деятельность становитсяя1 целея0направ-
ленной. Бобр, например, обнаружив потребное ему дерево, начинает
его грызть; человек же в этой ситуации воспользуется пилой или то-
пором. Животное, иначе говоря,я1 непосредственноя0 действует на потреб-
ный ему объект; человек же непосредственно действует на орудие тру-
да (каковоея1 само по себея0 его не интересует),- в силу чего потребный
объект становится целью.я1 Целья0, по Аристотелю, есть то, чего в при-
роде нет, но против чего она не возражает и чтоя1 я0потребно человеку,
представляя для него определеннуюя1 я0ценность...
Поэтому познавательное отношение к действительности - существен-
ная предпосылкая1 целея0направленной деятельности человека поя1 изменению
природной и социальной действительности (животное потребляетя1 налич-
я1ныея0 ресурсы природы; человек жея1 я0 я1производитя0 потребные ему условия
существования). Ведь постановка разумной, достижимой цели возможна
лишь при знании того, что в объективной действительности есть, а
чего в ней нет, что ее законам противоречит, а что - нет (и, следо-
вательно, является возможным), и, наконец, при знании того, что
действительно нужно человеку. Выбор цели, следовательно, опирается
на я1определенноея0 понимание мира и человека. Таким образом, орудийный
характер деятельности порождает необходимостья1 со знаниемя0 относиться
я1к делуя0, делает человека существом, обладающимя1 сознанием.
Соответственноя1 человек - это продукт своей деятельностия0: изменяя
действительность посредством орудий труда, он в ходе этого процесса
(всякая палка - о двух концах!) формирует свои собственно я1челове-
я1ческиея0 качества,- вырабатывает необходимые умения и навыки, приоб-
ретает знания. Поэтому ия1 миря0 человека - это миря1 человекая0 (Гегель).
Деятельность человека - это преобразование вещей, явлений, про-
цессов с целью придания им формы и/или содержания, удовлетворяющих
его потребности. Поскольку эта деятельность является орудийной и в
силу этого - целенаправленной, постольку она, очевидно, содержит
.
4
как я1объективнуюя0 (предмет, орудие, условия), так и я1субъективную
(цель как я1мысленную моделья0 желаемого будущего) стороны. Это означа-
ет, чтоя1 определенноея0 понимание сущности и возможностей человека ба-
зируется ная1 определенномя0 понимании объективного, материального и
субъективного, идеального. (С учетом этого понятно значение основ-
ного вопроса философии как вопроса об отношении мышления и бытия).
Так как же соотносится объективное и субъективное в человеке и
его деятельности? (Ведь именноя1 действиея0, по Гегелю,я1 есть истинное
я1бытие человекая0). Являются ли природная и социальная действитель-
ностья1 лишья0 неким материалом, который человек может изменять, руко-
водствуясья1 толькоя0 своими желаниями? Или же они обладаютя1 собственны-
я1мия0 законами существования и развития, не зависящими от сознания че-
ловека? Сознание, мышление человекая1 вполнея0 самостоятельны или же их
существование и развитие в той или иной мере определяются объектив-
ным бытием? Для ответа на эти и связанные с ними вопросы и требует-
ся изучение материи и сознания.
Сегодня достаточно очевидно, что окружающий человека мир (и при-
родный, и социальный) обладает объективными, то есть собственными,
я1внутреннея0 присущими ему закономерностями существования и развития и
поэтому не может изменяться произвольно. (Важнейший элемент я1целе-
направленной деятельности, обратим внимание,- это я1предя0видение, ос-
нову которого составляет знание я1законая0). Определенная недооценка
этого при характере и масштабах современного производства - одна из
причин, породивших глобальные проблемы современности, некоторые из
которых уже угрожают самому существованию человека. (Вспомним Ф.Бэ-
кона: победить природу можно лишь подчиняясь ей). Не менее ясно
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
|
|