Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Философия, культурология, религия, искусство /

Понятие бытия в философии Э. Фромма

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 

Леонид Каганов. психфак МГУ. Реферат по философии.

"Понятие бытия в философии Э.Фромма"

СОДЕРЖАНИЕ

1. Развитие понятий бытия

и небытия в философии

2. Роль теорий Э.Фромма в

современной философии

3. Вопрос новой философии

Иметь или Быть ?

4. Новый Человек

5. Заключение

Список литературы

Развитие понятий бытия

и небытия в философии

Вопрос понимания бытия и соотношение с сознанием определяет решение

основного вопроса философии. Для рассмотрения этого вопроса обратимся к

истории развития философии.

Первую философскую концепция бытия выдвинули досократики, одни из

которых рассматривали бытие как единое, неподвижное и самотождественное,

другие - как непрерывно изменяющееся, становящееся. Представителями этих

направлений были Парменид и Гераклит. Досократики различали бытие "по

истине" и бытие "по мнению", формулируя понятия сущности и

существования. Вместе с этим была сформулирована концепция небытия, как

противопоставления бытию, которое являлось отсутствием, отрицанием

бытия.

Категория небытия, как недоступная для мысли идея, тождественная

категории "ничто" впервые появилась в учении Перменида об истинном пути

мышления. Небытие противопоставляется бытию вообще, в то время как ничто

- многообразию различных нечто. Демокрит и Платон придали бытию

онтологический статус, причем Платон ввел не т ько различение бытию и

небытия, но и бытия и сверхбытия, что предопределило дальнейшее

рассмотрение понятия бытия в философии.

Однако вернемся к понятию бытия. Платон впервые противопоставил мир

вещей чистым идеям - миру истинного бытия. Аристотеь, опираясь на

принцип взаимосвязи формы и материи строит учение о различных уровнях

бытия от чувственного до интеллигибельного.

Средневековая христианская философия противопоставляло божественное

бытие и сотворенное, вслед за Аристотелем различая бытие на

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ и ВОЗМОЖНОЕ. Отход от этой позиции начинается только в

эпоху Возрождения. Новый тип мироощущения, порожденный развитием науки,

рассматривал бытие как реальность, противостоящую человеку, как

осваваемое им в процессе его его деятельности. С развитием механики

(17-18в) в трактовке бытия исходным является понятие ТЕЛА и природа

рассматривается вне отношения к ней человека, как некий механизм.

Наряду с этой линией, отождествляющей бытие с физической

реальностью и исключающей сознание из бытия в новоевропейской философии

формируется иной способ истолкования бытия при котором оно определяется

путем синтеза сознания и самосознания. Этот тезис представлен в

метафизике Декарта "мыслю, следовательно существую", в трактовках

Лейбница (бытие как духовная субстанция - монада), отождествлениях

Беркли существования и данности в восприятии. Завершение эта

интерпретация нашла в немецком классическом идеализме.

Для Канта бытие не является свойством вещей, бытие - это

общезначимый способ связи наших понятий и суждений.

У Фихте подлинным бытием является свободная, чистая деятельность

абсолютного "Я", а материальное бытие - продукт сознания "Я". В качестве

предмета философского анализа выступает бытие культуры -

духовно-идеальное бытие, созданное деятельностью человека.

Шеллинг видит в природе неразвитый разум, а подлинное бытие - в

свободе человека, его духовной деятельности.

В системе Гегеля бытие рассматривается как первая непосредственная

ступень восхождения духа к самому себе. Он свел человеческое духовное

бытие к логической мысли.

Итак, подвергнув критике прежнюю онтологию, пытавшуюся построить

учение о бытие вне всякого опыта и обращения к тому, как мыслится

реальность в научном знании, немецкий классический идеализм, а в

частности Кант и Гегель, выявили такой уровень бытия, как

объективно-идеальное бытие, воплощающееся в различных формах

деятельности субъекта.

Таким образом можно охарактеризовать второй шаг в понимании бытия

(первый был заложен досократиками).

Теперь обратимся к пониманию бытия в западной философии 19-20 века.

Здесь также характерна идеалистическая установка понять бытие исходя из

анализа сознания, однако аналитика сознания предполагает целостную

структуру сознания во всем многообразии его форм и в его единстве с

осязаемым миром.

Так, в философии жизни Дильтея бытие совпадает с целостностью

жизни, понимаемой науками (метод понимания в противовес методу

объяснения в физических науках).

В неокантианстве бытие раскладывается на мир сущего и мир

ценностей. Исходным является человеческое существование, трактуемое как

эмоционально - волевое и практически устремленное (Хайдеггер).

Существенный вклад в понимании бытия внес Жан Поль Сартр.

Противопоставляя бытие в себе и бытие для себя он разграничивает

МАТЕРИАЛЬНОЕ и ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ бытие. Материальное бытие является чем-то

ортодоксальным, сопротивляющимся человеческой воле и действию. Основная

характеристика человеческого бытия в субъективистской концепции Сартра -

свободный выбор возможностей.

Тут следует отметить концепцию неопозитивизма, который столь

радикально критикует прежнюю онтологию, что перерастает в отрицание

самой проблемы бытия как таковой, считая ее метафизической

псевдопроблемой.

Маркс анализирует проблему бытия сразу в нескольких направлениях и

подчеркивает многоуровневый характер бытия в таких сферах как бытие

органической и неорганической природы, бытие общества и бытие личности.

При этом подчеркивается несводимость одного уровня к другому. Марксизм

отстаивает историческую концепцию социального бытия, видя в нем

совокупную материальную деятельность индивидов, социальных групп и

классов, а познание природного и социального бытия ведет к познанию

смысла бытия личности.

Такова краткая история эволюционирования понятия бытия в философии.

Роль теорий Э.Фромма в

современной философии

В данной работе я собираюсь рассмотреть и проанализировать концепцию

бытия, предложенную Эрихом Фроммом. В начале следует кратко рассказать о

роли Э. Фромма в мировой философии.

Э. Фромм, являясь психологом и социологом, стоит на позициях

неофрейдизма, по своим взглядам приближаясь к антропологическому

психологизму и экзистенциализму.

Прежде чем ознакомиться с работами самого Фромма мне выпало

прочесть ряд критических статей в его адрес, которые вызвали у меня

удивление и интерес своей противоречивостью.

Противоречивость в отношении к Фромму в современном мире и

околофилософских кругах дейсвительно вызывает немалый интерес. С одной

стороны авторитет Фромма в вопросах психологии и социологии полностью

признается, с другой стороны мало кому из современных философов выпадает

честь услышать такое

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»