←предыдущая следующая→
1 2
Понятие теории катастроф, иными словами катастрофизма впервые выдвинул выдающийся французский палеонтолог Ж. Кювье (нач. ХIХ в.). Под катастрофизмом он понимал цепь грандиозных катастроф в прошлом, вызывавших гибель всего животного и растительного мира.1 Позже происходит заимствование теории катастроф социологией и другими общественно-политическими науками, наряду с некоторыми другими есстественно-научными теориями, которые в измененном виде использовались для объяснения различных процессов, происходящих в социуме. Следует сказать, что философская мысль накопила достаточно предпосылок для возникновения идеологии катастрофизма. В качестве примера можно привести, к примеру, платоновскую Атлантиду или представления некоторых экономистов ХIХ в. о росте население Земли и развитии сельского хозяйства соответственно в геометрической и арифметической прогрессиях.
Под идеологией в целом понимают сложное и многоаспектное явление, включающее такие структурные элементы, как связь с мировоззренческой системой эпохи; программные установки, сформулированные на основе тех или иных положений этой системы; стратегия реализации программных установок и т. д.2 Все перечисленные признаки присущие идеологии катастрофизма находят свое отражение в различных концепциях и теориях, основанных на различных представлениях их авторов о природе и последствиях грядущих катаклизмов, которые могут таить в себе опасность как для человеческой цивилизации в целом, так и для конкретного общества, функционирующего в каждом отдельно взятом государстве. Среди основных факторов, могущих привести цивилизацию к катастрофе выделяют экологический кризис, опасность возникновения различных эпидемий, прежде всего СПИДа, хотя и отошедший на второй план, но все еще вероятный сценарий термоядерной войны (на планете в настоящее время накоплен ядерный потенциал, способный 4000 раз уничтожить нашу планету и это даже не смотря на подписание ряда важнейших договоров в области сокращения и ограничения ядерных вооружений (договоры ПРО, ОСВ-1, ОСВ-2 и ряд других). 3
Не безосновательной представляется и точка зрения Ю. Хабернаса, основанная на том, что технически сложные орудия труда, начиная с определенной достаточно высокой стадии развития могут выйти из под контроля человека и стать автономными творцами своей собственной истории.
Что же касается
теории социальных катастроф, применительно к развитию каждого конкретного
социума, то методология теории катастроф дает возможность поделить социально-экономические
переменные, существеннейшим образом трансформирующие процессы, происходящие в обществе
на два класса: внешние переменные – руководящие параметры, которые могут быть
непосредственно измерены и внутренние переменные – переменные, своим состоянием
характеризующие "какой-то не совсем известный процесс"
Опыт
прогнозирования и ретроспективный анализ эволюционных процессов в обществе
позволяет уточнить параметры моделей, а также выявить функциональный механизм и
причинные связи, ответственные за наблюдаемыми трансформациями в системе
На переменные, условно выделенные в первый класс влияет ряд факторов, определяемых таким важнейшим свойством общества, как его саморегулируемость, т.е. способность к саморегуляции, к поддержанию собственного гомеостазиса или стойкого функционирования путем материального и энергетического обмена с окружающей средой.
Открытости
социальных систем уделялось достаточно внимания как в трудах по математическому
моделированию, так и в исторических исследованиях. Так еще Н. Макиавелли
справедливо полагал, что фактор избыточного населения является одной из
основных двигательных сил истории и отсчет времени в его хронике начинается с
миграционных процессов, приведших в движение германские племена
В связи с тем, что при анализе подобных систем возможно учесть далеко не все факторы, влияющие на их "поведение", прогнозы, получаемые в результате будут достаточно условны и практически невозможно предусмотреть все особенности деструктивных процессов. Однако главные закономерности такого рода явлений могут быть выявлены на основании ретроспективных анализов социальных катастроф в различных государствах, к примеру в Югославии, где постепенное разворачивание деструктивных процессов и катастрофическое возрастание масштабов кризисных явлений неминуемо привели к наиболее радикальному сценарию территориального распада при соответствующем взрыве насилия, массовой десоциализации и уничтожению трудоспособного населения.
При этом не следует сколько-нибудь принижать роль методов математического моделирования, позволяющих получить условный прогноз структурной трансформации в общественных системах, а также предусмотреть возможные катастрофические последствия экономической политики. Однако реальный процесс принятия решений определяется не научными размышлениями, а игрой конкретных интересов социальных групп – разложение системы являет собой совокупный итог усилий всех, кто в нее входит.
Но все же хотя путь регресса не обязательно заканчивается возрождением системы в новом качестве, хаотическое поведение есть только одним из проявлений функциональной сущности системы, поэтому анархия "смутных времен" не может прервать социальную традицию и устранить архетипы культуры.
_____________________________________________________________
В заключение хочется отметить, что до сегодняшнего дня у человечества, за редкими исключениями, хватало мудрости, терпения и воли к взаимопониманию, чтобы не допустить скатывания ко всеобщему хаосу и вражде и нам, людям живущим сегодня, не следует пренебрегать опытом предыдущих поколений и повторять их ошибки.
Список использованной литературы.
1. Гаджиев К. С. Введение в политическую науку. – М., 1997.
2. Зиглер Ж. Попов Ю. Год 2000: Гибель человечества: Диалог Восток – Запад. - М., 1986.
3. Макиавелли Н. История Флоренции. – М., 1987.
4.Словарь иностранных слов. - М., 1987.
5.Черненко И. Нелинейные общественные явления и теория катастроф //Философская и социологическая мысль. – 1996. - №3-4.
6.Черненко И. Теория катастроф и судьба России // Философская и социологическая мысль. – 1991. - №11.
Тема: Теория катастрофизма.
Выполнен: Осадчий А.Ю.
Защищался: Кафедра социальных теорий Одесской государственной юридической академии, асс. Бойко, 04.98, отлично.
←предыдущая следующая→
1 2
|
|