Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Философия, культурология, религия, искусство /

Понятие и основные черты идеологии катастрофизма

←предыдущая  следующая→
1 2 

 

Понятие теории катастроф, иными словами катастрофизма впервые выдвинул выдающийся французский палеонтолог Ж. Кювье (нач. ХIХ в.). Под катастрофизмом он понимал цепь грандиозных катастроф в прошлом, вызывавших гибель всего животного и растительного мира.1 Позже происходит заимствование теории катастроф социологией и другими общественно-политическими науками, наряду с некоторыми другими есстественно-научными теориями, которые в измененном виде использовались для объяснения различных процессов, происходящих в социуме. Следует сказать, что философская мысль накопила достаточно предпосылок для возникновения идеологии катастрофизма. В качестве примера можно привести, к примеру, платоновскую Атлантиду или представления некоторых экономистов ХIХ в. о росте население Земли и развитии сельского хозяйства соответственно в геометрической и арифметической прогрессиях.

Под идеологией в целом понимают сложное и многоаспектное явление, включающее такие структурные элементы, как связь с мировоззренческой системой эпохи; программные установки, сформулированные на основе тех или иных положений этой системы; стратегия реализации программных установок и т. д.2 Все перечисленные признаки присущие идеологии катастрофизма находят свое отражение в различных концепциях и теориях, основанных на различных представлениях их авторов о природе и последствиях грядущих катаклизмов, которые могут таить в себе опасность как для человеческой цивилизации в целом, так и для конкретного общества, функционирующего в каждом отдельно взятом  государстве. Среди основных факторов, могущих привести цивилизацию к катастрофе выделяют экологический кризис, опасность возникновения различных эпидемий, прежде всего СПИДа, хотя и отошедший на второй план, но все еще вероятный сценарий термоядерной войны (на планете в настоящее время накоплен ядерный потенциал, способный 4000 раз уничтожить нашу планету и это даже не смотря на подписание ряда важнейших договоров в области сокращения и ограничения ядерных вооружений (договоры ПРО, ОСВ-1, ОСВ-2 и ряд других).  3

 Не безосновательной представляется и точка зрения Ю. Хабернаса, основанная на том, что технически сложные орудия труда, начиная с определенной достаточно высокой стадии развития могут выйти из под контроля человека и стать автономными творцами своей собственной истории.

 

Катастрофизм в условиях отдельного общества.   

Что же касается теории социальных катастроф, применительно к развитию каждого конкретного социума, то методология теории катастроф дает возможность поделить социально-экономические переменные, существеннейшим образом трансформирующие процессы, происходящие в обществе на два класса: внешние переменные – руководящие параметры, которые могут быть непосредственно измерены и внутренние переменные – переменные, своим состоянием характеризующие "какой-то не совсем известный процесс" 1. К первым относятся: плотность трудоспособного населения, уровень потребления, продуктивность общественного труда и друг. А ко вторым следует прежде всего отнести личную независимость и экономическую свободу, которая хотя и не может быть чем-то измерена, но все мы прекрасно знаем, что такое ее отсутствие.

Опыт прогнозирования и ретроспективный анализ эволюционных процессов в обществе позволяет уточнить параметры моделей, а также выявить функциональный механизм и причинные связи, ответственные за наблюдаемыми трансформациями в системе 2.

 На переменные, условно выделенные в первый класс влияет ряд факторов, определяемых таким важнейшим свойством общества, как его саморегулируемость, т.е. способность к саморегуляции, к поддержанию собственного гомеостазиса или стойкого функционирования путем материального и энергетического обмена с окружающей средой.

Открытости социальных систем уделялось достаточно внимания как в трудах по математическому моделированию, так и в исторических исследованиях. Так еще Н. Макиавелли справедливо полагал, что фактор избыточного населения является одной из основных двигательных сил истории и отсчет времени в его хронике начинается с миграционных процессов, приведших в движение германские племена 3. Среди рассматриваемых факторов следует также выделить и изменения в технологии, ведь такая открытая саморегулируемая система как социум имеет способность и стремиться технологически усложнять и расширять занимаемую территорию и при этом вполне возможны сценарии распада и углубления в хаос 4.

В связи с тем, что при анализе подобных систем возможно учесть далеко не все факторы, влияющие на их "поведение", прогнозы, получаемые в результате будут достаточно условны и практически невозможно предусмотреть все особенности деструктивных процессов. Однако главные закономерности такого рода явлений могут быть выявлены на основании ретроспективных анализов социальных катастроф в различных государствах, к примеру в Югославии, где постепенное разворачивание деструктивных процессов и катастрофическое возрастание масштабов кризисных явлений неминуемо привели к наиболее радикальному сценарию территориального распада при соответствующем взрыве насилия, массовой десоциализации и уничтожению трудоспособного населения.

 При этом не следует сколько-нибудь принижать роль методов математического моделирования, позволяющих получить условный прогноз структурной трансформации в общественных системах, а также предусмотреть возможные катастрофические последствия экономической политики. Однако реальный процесс принятия решений определяется не научными размышлениями, а игрой конкретных интересов социальных групп – разложение системы являет собой совокупный итог усилий всех, кто в нее входит.

Но все же хотя путь регресса не обязательно заканчивается возрождением системы в новом качестве, хаотическое поведение есть только одним из проявлений функциональной сущности системы, поэтому анархия "смутных времен" не может прервать социальную традицию и устранить архетипы культуры.

_____________________________________________________________

В заключение хочется отметить, что до сегодняшнего дня у человечества, за редкими исключениями, хватало мудрости, терпения и воли к взаимопониманию, чтобы не допустить скатывания ко всеобщему хаосу и вражде и нам, людям живущим сегодня, не следует пренебрегать опытом предыдущих поколений и повторять их ошибки. 

Список использованной литературы.

1. Гаджиев К. С. Введение в политическую науку. – М., 1997.

2. Зиглер Ж. Попов Ю. Год 2000: Гибель человечества: Диалог Восток – Запад. -  М., 1986.

3. Макиавелли Н. История Флоренции. – М., 1987.

4.Словарь иностранных слов. - М., 1987.  

5.Черненко И. Нелинейные общественные явления и теория катастроф //Философская и социологическая мысль. – 1996. - №3-4.

 6.Черненко И. Теория катастроф и судьба России // Философская и социологическая мысль. – 1991. - №11.

Тема: Теория катастрофизма.

Выполнен: Осадчий А.Ю.

Защищался: Кафедра социальных теорий Одесской государственной юридической академии, асс. Бойко, 04.98, отлично.

←предыдущая  следующая→
1 2 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»