Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Философия, культурология, религия, искусство /

Проблемы истины: Аристотель, Кант, Вл. Соловьев

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 

 

                     РЕФЕРАТ.

        Тема: "Проблема  истины.

             Аристотель,  Кант, Вл.Соловьев."

                   Москва - 1994


                      - 2 -

                     я_СОДЕРЖАНИЕя..

       Введение................................3.

       Глава 1. Метафизика и логика Аристотеля

               по проблемеистины.............5.

       Глава 2.  Гносеология Канта и его

               подход к проблеме истины......9.

       Глава 3. Нравственное решение проблемы

              истины у Вл.Соловьева..........17.

       Заключение..............................25.

       Литература..............................27.


                      - 3 -

             я_ВВЕДЕНИЕя..

     Целью данной  работы является исследования одной из ос-

  новополагающих проблем в философии, отраженной в творчест-

  ве практически любого философа.  Проблема истинности  зна-

  ния,  критерии истины издавна интересовала выдающиеся умы.

  Без решения для себя проблемы не обходилась и не обходится

  в настоящее время ни одна область знания,  будь она наукой

  опирающейся на аксиоматику, раз и навсегда данную, либо на

  непрерывно  изменяющееся и уточняющееся основание. Взгляды

  на данную проблему  непрерывно  меняются.  Предлагались  и

  уточнялись  новые  концепции  понимания и познавания мира.

  В работе сделана попытка рассмотрения и сравнения взглядов

  Аристотеля и Канта как наиболее ярких представителей древ-

  негреческой и немецкой классической школы.  И затем приво-

  дятся  выдержки из работ Вл.Соловьева и производится срав-

  нительный анализ. Так или иначе, мир познается человеком и

  трансформируется в зависимости от глубины и качества полу-

  чаемых знаний. Здесь мы неизбежно сталкиваемся с вопросом:

  является наше знание о мире истинным,  соответствующим на-

  шим выводам  из  весьма  ограниченного  опыта?  Попытаемся

  взглянуть на человека и человечество с позиции возможности

  передачи знания друг другу,  возможности человека исследо-

  вать явление и делать выводы.  Под возможностью передавать

  знания  мы  понимаем  некоторую  совокупность элементарных

  действий,  выражающих определенные мысли  передающим,  ин-

  терпретация этих элементарных действий принимающим, и соз-

  данием у себя достаточно близких мыслей и образов с  пере-

  дающим субъектом,  то есть общение субъектов возможно лишь

  в "человеческих" действиях, в понятиях "придуманных" чело-

  веком (ограниченых чувствами).  Интерпретация индивидуаль-

  ных мыслей на "общечеловеческом" языке (устная речь, пись-

  менная  и  так  далее)  приводит  к  потере  и  неточности

  ощущений. Таким образом, для понимания и осмысления мира и

  своего места в нем,  человеку необходимо постоянное совер-

  шенствование, расширение и уточнение общественных терминов


                      - 4 -

  (имеется  в  виду не только научные термины,  но и искусс-

  тво).  Итак, изначально человеком может исследоватся окру-

  жающий мир, но лишь "отраженный", интерпретированный в че-

  ловеческом сознании,  в человеческих терминах и  понятиях.

  Позтому для расширения наших знаний о мире необходимо рас-

  ширение,  углубление и уточнение терминов и  понятий,  ис-

  пользуемых человеком.  Сам процесс умственной деятельности

  познается через такой же умозрительный процесс,  и в итоге

  несет  минимум  информации о самом человеке.  Человечество

  неоднократно предпринимало попытки научного исследования и

  систематизации  вопросов возникновентя новых понятий,  ис-

  пользуя лишь "интуитивные" способности к постижению  ново-

  го.  Расширение  понятий возможно лишь в ходе исследований

  самого процесса их возникновения.  Чем отчетливей  человек

  будет видеть себя,  чем глубже будет познание законов мыш-

  ления,  тем ярче и многообразнее будет казатся  окружающий

  мир.


                      - 5 -

     Глава 1. я_Аристотель.я.

     Выдающийся мыслитель древности Аристотель общепризнанно

  считается "отцом логики".  Обобщив методы познания науки и

  философии 6-4 в.в.  до н.э.,  классифицировав и описав мх,

  Аристотель создал учение о формах постигающего истину мыш-

  ления,  то есть логику. В дальнейшем в историческом разви-

  тии  логическое  учение Аристотеля стало источником много-

  численных школ и направлений;  философы и ученые различных

  эпох стремились приспособить его к своим интересам и зада-

  чам, использовать его в тех или иных исследовательских це-

  лях.

     Слово "логика", а тем более выражение "формальная логи-

  ка"  у  Аристотеля  не встречается.У него мы находим такие

  словоупотребления, как "логический силлологизм", "логичес-

  кое рассуждение",  "логические проблемы", но не слово "ло-

  гика".  Аристотель впервые вычленил и исследовал формы ло-

  гического мышления, передав их изучения специальной науке,

  которую мы теперь называем логикой.

     Первыми, кто  занялся  изучением методов исследования и

  сделали их предметом филосовской рефлексии,  были Сократ и

  Платон.  Логика и диалектика Аристотеля являются продуктом

  критической их переработки и развития.  У обоих древнегре-

  ческих фолософов диалектика понималась в качестве органона

  познания вещей через их сущность ("идеи" у Платона).

     Диалектика, как ее  понимал Платон,  является познанием

  вещей на основе их идей и средством познания  самих  идей.

  Высшей идеей, к которой, по Платону, сводились все идеи, а

  соответственно и всякое познание,  является идея  "блага".

  "Познаваемые  вещи,  -  пишет философ,  - могут познаватся

  лишь блакодаря благу; оно же дает им бытие и сущность, хо-

  тя само благо не есть сущность, оно за пределами сущности,

  превышая ее по достоинству и силе".  В  реальной  действи-

  тельности  эта  идея  является  "причиной  всего правого и

  прекрасного",  а в области познания - причиной  "истины  и

  ума".

     Аристотель неоднократно подчеркивает,  что для примене-


                      - 6 -

  ния и развития науки логики необходимо опиратся на  непре-

  ходящее бытие.  Лишь тогда возможно применение законов ло-

  гики.

     "...не имеет  смысла судить об истине на том основании,

  что окружающие нас вещи явно изменяюются и никогда не  ос-

  таются  в  одном и том же состоянии.  Ибо в поисках истины

  необходимо отправится

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»