←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9
РЕФЕРАТ.
Тема: "Проблема истины.
Аристотель, Кант, Вл.Соловьев."
Москва - 1994
- 2 -
я_СОДЕРЖАНИЕя..
Введение................................3.
Глава 1. Метафизика и логика Аристотеля
по проблемеистины.............5.
Глава 2. Гносеология Канта и его
подход к проблеме истины......9.
Глава 3. Нравственное решение проблемы
истины у Вл.Соловьева..........17.
Заключение..............................25.
Литература..............................27.
- 3 -
я_ВВЕДЕНИЕя..
Целью данной работы является исследования одной из ос-
новополагающих проблем в философии, отраженной в творчест-
ве практически любого философа. Проблема истинности зна-
ния, критерии истины издавна интересовала выдающиеся умы.
Без решения для себя проблемы не обходилась и не обходится
в настоящее время ни одна область знания, будь она наукой
опирающейся на аксиоматику, раз и навсегда данную, либо на
непрерывно изменяющееся и уточняющееся основание. Взгляды
на данную проблему непрерывно меняются. Предлагались и
уточнялись новые концепции понимания и познавания мира.
В работе сделана попытка рассмотрения и сравнения взглядов
Аристотеля и Канта как наиболее ярких представителей древ-
негреческой и немецкой классической школы. И затем приво-
дятся выдержки из работ Вл.Соловьева и производится срав-
нительный анализ. Так или иначе, мир познается человеком и
трансформируется в зависимости от глубины и качества полу-
чаемых знаний. Здесь мы неизбежно сталкиваемся с вопросом:
является наше знание о мире истинным, соответствующим на-
шим выводам из весьма ограниченного опыта? Попытаемся
взглянуть на человека и человечество с позиции возможности
передачи знания друг другу, возможности человека исследо-
вать явление и делать выводы. Под возможностью передавать
знания мы понимаем некоторую совокупность элементарных
действий, выражающих определенные мысли передающим, ин-
терпретация этих элементарных действий принимающим, и соз-
данием у себя достаточно близких мыслей и образов с пере-
дающим субъектом, то есть общение субъектов возможно лишь
в "человеческих" действиях, в понятиях "придуманных" чело-
веком (ограниченых чувствами). Интерпретация индивидуаль-
ных мыслей на "общечеловеческом" языке (устная речь, пись-
менная и так далее) приводит к потере и неточности
ощущений. Таким образом, для понимания и осмысления мира и
своего места в нем, человеку необходимо постоянное совер-
шенствование, расширение и уточнение общественных терминов
- 4 -
(имеется в виду не только научные термины, но и искусс-
тво). Итак, изначально человеком может исследоватся окру-
жающий мир, но лишь "отраженный", интерпретированный в че-
ловеческом сознании, в человеческих терминах и понятиях.
Позтому для расширения наших знаний о мире необходимо рас-
ширение, углубление и уточнение терминов и понятий, ис-
пользуемых человеком. Сам процесс умственной деятельности
познается через такой же умозрительный процесс, и в итоге
несет минимум информации о самом человеке. Человечество
неоднократно предпринимало попытки научного исследования и
систематизации вопросов возникновентя новых понятий, ис-
пользуя лишь "интуитивные" способности к постижению ново-
го. Расширение понятий возможно лишь в ходе исследований
самого процесса их возникновения. Чем отчетливей человек
будет видеть себя, чем глубже будет познание законов мыш-
ления, тем ярче и многообразнее будет казатся окружающий
мир.
- 5 -
Глава 1. я_Аристотель.я.
Выдающийся мыслитель древности Аристотель общепризнанно
считается "отцом логики". Обобщив методы познания науки и
философии 6-4 в.в. до н.э., классифицировав и описав мх,
Аристотель создал учение о формах постигающего истину мыш-
ления, то есть логику. В дальнейшем в историческом разви-
тии логическое учение Аристотеля стало источником много-
численных школ и направлений; философы и ученые различных
эпох стремились приспособить его к своим интересам и зада-
чам, использовать его в тех или иных исследовательских це-
лях.
Слово "логика", а тем более выражение "формальная логи-
ка" у Аристотеля не встречается.У него мы находим такие
словоупотребления, как "логический силлологизм", "логичес-
кое рассуждение", "логические проблемы", но не слово "ло-
гика". Аристотель впервые вычленил и исследовал формы ло-
гического мышления, передав их изучения специальной науке,
которую мы теперь называем логикой.
Первыми, кто занялся изучением методов исследования и
сделали их предметом филосовской рефлексии, были Сократ и
Платон. Логика и диалектика Аристотеля являются продуктом
критической их переработки и развития. У обоих древнегре-
ческих фолософов диалектика понималась в качестве органона
познания вещей через их сущность ("идеи" у Платона).
Диалектика, как ее понимал Платон, является познанием
вещей на основе их идей и средством познания самих идей.
Высшей идеей, к которой, по Платону, сводились все идеи, а
соответственно и всякое познание, является идея "блага".
"Познаваемые вещи, - пишет философ, - могут познаватся
лишь блакодаря благу; оно же дает им бытие и сущность, хо-
тя само благо не есть сущность, оно за пределами сущности,
превышая ее по достоинству и силе". В реальной действи-
тельности эта идея является "причиной всего правого и
прекрасного", а в области познания - причиной "истины и
ума".
Аристотель неоднократно подчеркивает, что для примене-
- 6 -
ния и развития науки логики необходимо опиратся на непре-
ходящее бытие. Лишь тогда возможно применение законов ло-
гики.
"...не имеет смысла судить об истине на том основании,
что окружающие нас вещи явно изменяюются и никогда не ос-
таются в одном и том же состоянии. Ибо в поисках истины
необходимо отправится
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9
|
|