←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА
Аксиологический кризис – предсказанный Ницше и подтвержденный Шпенглером. Вереница революций и войн, уничтожение миллионов людей, ускорение возможностей уничтожения, тоталитарные режимы, крушение Европеоцентризма, кризис христианства. Неверие в благодать, добро и возможность Воскресения. Вопрос о подлинности бытия – идея иллюзорности (ситуация иллюзорности Трои переносится на иллюзорность прогресса). Иллюзии – невозможность говорить утвердительно и без слов «кажется», «как бы».
Во всем релятивизм – нравственность и наука.
Отчаяние в идее интеграции мира, в невозможности нахождения общего языка и общей идеологии. Разобщенность, потусторонность, отчуждение - alienation. Утрата цельности мировоззрения, мировосприятия – со времен Ренессанса. Теперь – возвращение в этот мир. XIX век - тема маленького человека, обреченного на страдания вдали от социума (Шопенгауэр).
Даже самая фундаментальная наука теперь сомневается в возможности объективностью учета данных на минимальном уровне – квантовая физика, теория относительности. Фундаментальные научные данные – только антропоморфная проекция. Мы знаем только те законы, которые касаются нас непосредственно, которые мы способны хоть в какой-то степени отследить.
Наука – есть тоже форма проявления человеческого сознания. Релятивизм.
Неопозитивизм – философия как наука неточных определений может существовать лишь как наука логики, либо как наука структуры языка /структурная лингвистика/. Проблема значения слов – освобождения слов от культурных слоев. Части слова. Вопрос языка науки. Элементы системы. Теория смысла и интерпретации. Способы правильного мышления, эффективное использование нервной системы. Литературоведение + философия + наука = наконец, искусствоведение получило статус равноправной науки. Язык как помеха для мысли. Язык – совокупность произвольных знаков. Причина и законы организации языка. Формальная логика.
Любое знание частично, фрагментарно, недостоверно. Вера в знание нужна, иначе будешь сомневаться в знании, в истинности факта. Вера и знание.
Все – трагический оптимизм.
Потеря времени – Дали.
Потеря бытия /Гуссерль/ - изучение только фантомов сознания. Феноменология – феномен восприятия. Чистые принципы. Отказ от дифференциации объекта от субъекта. Сознание есть не осознание реального предмета, а бытие осознанности. Феномены сознания – это предмет бытия, застигнутый сознанием в одном из своих положений. Невозможность постичь объективный предмет – только то, что требует конкретное сознание. Самое бытие предметов становится реальным только в сознании. Есть масса фильтров у сознания – мифологемы, культура, ограниченность мозга, специализация изучения. «Чистое сознание»=предмет - и это недостижимо.
Засорение культурой – герменевтика. Чрезмерное накопление ценностей – викторианская эпоха, русский ампир. Культура вошла в систему массового потребления – ее стало очень много.
Подлинно или неподлинно бытие – что мы видим?
Переживание субъектом своего бытия получило название экзистенции. Трагическое восприятие мира – и путь к относительному оптимизму. Любовь к жизни. Желание быть самим собой и любить жизнь как единственный непреходящий дар. Бытие для себя. Свободный выбор – ни чего иного человеку не остается. Определение человека – в свободном выборе. Ярче всего это проявляется в кульминационных моментах бытия, когда, как кажется либо выбора вообще нет, либо выбор глобален – либо добро, либо зло.
Экзистенциализм – широкое движение от религиозности /Ясперс, неотомисты/ до позитивизма /Сартр/.
Момент доктора Живаго – неотомисты сравнивают путь Христа и экзистенциальный путьч человека в мире – продвижение по пути жизни.
Начало космизма – гипотезы об Атлантиде. Ацтеки и Египет. Солнце. Кроманьонцы.
Космизм – мы как информационный сгусток. Возник из идеи «Большогно взрыва». Земля как часть Вселенной, подчиняется еще неведомым нам законам. Появление человека во Вселенной – программа, а не случайность. Деятельность человечества – путь к полному осознанию этой программы, замысла Вселенной. Космическая эволюция – человек как часть ее. Стадия «сверхжизни» – слияние Вселенной. Код эволюции – некий. Код человека. Жизнь в иных мирах таким образом оправдывается. Жизнь на Земле – это локальная концентрация мысли и жизни Вселенной – нецентрированный мозг, которым управляет дистанционное управление Вселенной. Биосфера Вернадского – чувствилище Вселенной н Земле. Как вариант – ради самоуничтожения, человек как тупиковая ситуация, природная аномалия, гниение природного кода. Сложность Вселенной как экологической системы – разрушая Землю, не разрушаем ли мы Вселденную. Вечность жизни в космосе.
В то же время – самопроизвольные процессы. Зарождение живого из неживого.
Идея доступа к Ты – Бубер. Изумительное человеколюбие на основе восточных религий – семитский Бубер, гандизм, буддистский пацифизм, неделание, непротивление злу и насилию.
«Любовь к ближнему» – «любовь к далдьнему» /XX век/.
Фрейд: сознательное /запрет, разумное Я/, бессознательное /желание разрядиться, вытесненные желания/, предсознательное. Если не удается разрядиться, то желания переходят на низший уровень и проявляются внешне. Всадник – сознательное, конь – бессознательное, которое хочет оседлать. Две комнаты – страх не пускает сознание в бессознательную комнату.
Культура – есть развитие подавленных желаний, сексуальная аномалия.
Юнг – термин «коллективно-бессознательное», «образ души», «эго» /интеграция Я, «масок», «теней»/. «Маска» - социальная роль. «Тень» – темные стороны души. «Образ души» - соединяет созн и бессо в снах, грезах. Архетипы.
Процес становления личности – интеграция архетипов, борьба с маленькими личностями. Шизофрения – расщепление личности. Неасилие в воспитании – нельзя нарушать архетипические соответствия.
Гипноз, медитация – потеря связи с миром и коррекция его.
Фромм – наряду с сексуальными комплексами – есть и социальные комплексы, агрессия, деструктивность. Конфликт с обществом - детство. Вымещается в дегуманизации личности, агрессии, обезличивании. Межличностное общение.
Идея глобального эволюционизма. Принцип целостности всего материально-духовного процесса. В субстанции есть потенции – которые актуализируются по мере развития мира. Деление устарело – познание и человечество неделимо. Современность требует глобально интеграции познания.
Неотомизм (Лев 13) становится теологической формой современного объективного идеализма. Объективно-идеалистической философией признается независимый от субъекта внешний мир. Неотомизм претендует на то, что он является "третьим путем" в философии, стоящим выше идеализма и материализма. С точки зрения неотомизма быть объективно-реальным совсем не значит быть материальным, объективно существовать значит нечто большее, чем существовать чувственно. Именно реально-нематериальное бытие и является, по мнению неотомистов, первичным. Материя же, будучи реальной, но лишенной характера субстанции (т.е. самостоятельного бытия), охватывается нематериальным бытием.
Как то общее, что имеется в материальных и нематериальных предметах, бытие составляет единство мира. За конкретными же материальными и нематериальными предметами лежит "чистое бытие", духовная основа всего - Бог. Он бытие всех вещей (поскольку каждая существует единственно через его бытие), но не в смысле существования, а как причина их частного бытия. Существование есть воплощение сущности в действительность, а все сущности содержатся изначально в божественном разуме как отражение его природы. Вопрос о соотношении Бога и сотворенного бытия вещей для неотомизма довольно труден. Ведь признать у них
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
|
|