Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Финансовое право /

Правовоерегулирование внешнеэкономической деятельности

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 

предприниматели.

Регулирование экспорта и импорта путем квотирования и лицензирования

Квотирование и лицензирование представляют собой нетарифный метод государственного регулирования экспортно-импортных операций.

Квотирование — это количественное ограничение какой-либо продукции (товаров), устанавливаемое государственными органами ни определенный срок.

Лицензирование — это выдача компетентными государственными органами разрешений на ввоз или вывоз определенных видов продукции (товаров).

Регулирование экспорта и импорта путем квотирования предусмотрено Таможенным кодексом РФ. Ст. 21 гласит: “На ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств могут устанавливаться ограничения исходи из соображений экономической политики, выполнения международных обязательств Российской Федерации, защиты экономическим основы суверенитета Российской Федерации, защиты внутреннего и потребительского рынка, в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц акции иностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основаниям в соответствии с актами законодательства Российским Федерации и международными договорами Российской Федерации”

Российским законодательством установлена единая система квотирования и лицензирования. Это означает, что она распространяется на всех хозяйствующих субъектов, ведущих внешнеэкономическую деятельность, на экспортно-импортные операции со всеми государствами. Регулирование экспорта товаров и услуг путем квотирования и лицензирования осуществляется только в отношении товаров и услуг, экспортируемых в соответствии с международными обязательствами РФ.

Квоты устанавливаются Министерством экономики по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами. На Министерство экономики возложено также ведение Федеральной банка квот экспорта товаров.

6. При экспорте специфических товаров, например, лекарственного сырья растительного и животного происхождения, указанных в перечне Приложений № 3 и 4 к постановлению Правительства 111 2 ноября 1993. № 1103, необходимо решение соответствующего министерства или ведомства. При экспорте стратегически важные сырьевых товаров лицензии выдаются предприятиям, имеющим статус экспортера стратегически важных сырьевых товаров.

Отгрузка товаров, подлежащих лицензированию, до получения лицензии запрещена. Лицензии выдаются Министерством внешних экономических связей.

Лицензии могут быть разовыми и генеральными. Генеральные лицензии выдаются для осуществления экспортно-импортных поставок для государственных нужд сроком на один год. По общему правилу генеральная лицензия, как и разовая, оформляется на один вид товара, но в отдельных случаях, если товары входят в единую группу, возможна выдача генеральной лицензии на несколько видов товаров. Экспортные или импортные операции по генеральной лицензии могут осуществляться по одной или нескольким сделкам.

Разовая лицензия оформляется на один вид товара, на совершение одной сделки сроком до 12 месяцев.

Тарифное регулирование экспорта-импорта

Тарифное регулирование осуществляется путем установления таможенных пошлин.

Правовой базой тарифного регулирования является Закон от 21 мая 1993 г. “О таможенном тарифе”.

На основе этого закона принимаются нормативные акты, устанавливающие ставки таможенных пошлин, порядок их взимания.

Режим тарифного регулирования импорта предусматривает, что ставки таможенных пошлин на ввозимые товары определяются дифференцированно.

Ввозные таможенные пошлины увеличиваются в два раза и отношении товаров, происходящих из государств, которым Россия предоставила режим наибольшего благоприятствования.

Такие же ввозные таможенные пошлины применяются к товарам, страна происхождения которых не установлена.

Ввозные таможенные пошлины уменьшаются в два раза в отношении товаров, происходящих из развивающихся государств, которым Россия предоставила преференции, т. е. особые льготы.

Ввозные таможенные пошлины вообще не взимаются с тех товаров, которые происходят из наименее развитых государств, пользователей преференциями России.

Россией были заключены договоры о свободной торговле с Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном и Украиной. В соответствии с этими соглашениями стороны договоров о свободной торговле взяли на себя обязательство не взимать ввозимые таможенные пошлины с товаров, Происходящих из названных государств и ввозимых с их территорий. На основании этих соглашений Россия не облагает ввозными таможенными пошлинами товары, происходящие из государств, с которыми заключены соглашения о свободной торговле, и ввозимые на российскую территорию.

Постановлением Правительства России от 24 февраля 1994 г. № 150 “О выдаче сертификатов о происхождении товаров при их вывозе в государства-участники Содружества Независимых Государств” установлено, что сертификаты о происхождении российских товаров при их вывозе в названные выше государства-участники Содружества выдаются Торгово-промышленной палатой России и территориальными торгово-промышленными палатами.

В целях унифицированного подхода к содержанию сертификата Совет глав правительств Содружества Независимых Государств утвердил 24 сентября 1993 г. “Правила определения страны происхождения товаров”.

При выдаче сертификатов о происхождении российских товаров, ввозимых на территории участников СНГ, Торгово-промышленная палата и другие палаты будут руководствоваться названными Правилами.

Валютное регулирование

Валютное регулирование является одной из форм государственного воздействия на участников внешнеэкономической деятельности в целях охраны публичных интересов государства.

Это воздействие осуществляется для защиты национальной валюты, ограничения вывоза капитала из страны, обеспечения возвращения в Россию валютной выручки, полученной от экспорта.

Решение этих задач обеспечивается валютным законодательством, регулирующим как общие вопросы валютных отношений, так и частные, например, предусматривающие механизм контроля, за валютными операциями.

Основополагающим законодательным актом в сфере валютного регулирования является Закон РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” от 9 октября 1992 г. В этом законе раскрыты основные понятия валютных отношений, такие как “валюта РФ”, “иностранная валюта”, “резиденты”, “нерезиденты” и т. д., а также установлены сферы и порядок валютного регулирования, определены органы валютного контроля, предусмотрена ответственность за нарушение валютного законодательства.

Все субъекты, ведущие внешнеэкономическую деятельность, являются, с точки зрения валютного законодательства, резидентами

Из п. “а” ст. 1 Закона о валютном регулировании следует, что такими резидентами являются:

1) физические лица, имеющие постоянное местожительство в России, в том числе временно находящиеся за ее пределами;

2) юридические лица, созданные в соответствии с российским законодательством, основное место деятельности которых — РФ, а также находящиеся за пределами России их филиалы и представительства;

3) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с российским законодательством, основное место деятельности которых — РФ, а также находящиеся за пределами России их филиалы и представительства.

Резиденты при ведении внешней экономической деятельности осуществляют различные валютные операции. Под валютными операциями, как следует из п. 7 ст. 1 закона, понимаются:

а) операции, связанные с переходом прав собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

б) ввоз и пересылка

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»