Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Ценные бумаги и фондовый рынок /

Основы экономической теории

Документ 1 | Документ 2

←предыдущая следующая→  
1 2 

извлекать экономическую прибыль.

              Между тем конкуренция не ограничивает свою роль гарантированием надлежащей реакции на потребности общества. Именно конкуренция заставляет фирмы переходить на самые эффективные технологии производства. На конкурентном рынке неспособность некоторых фирм использовать самую экономичную технологию производства в конечном счете означает их устранение другими конкурирующими фирмами, которые применяют наиболее эффективных методы производства. Весьма примечательным аспектом функционирования  и корректировочных операций конкурентной рыночной системы является то, что она создает необычайное и важное тождество - тождество частных и общественных интересов. Фримы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остроконкурентной рыночной системы,  одновременно как бы направляемые “невидимой рукой”  - способствуют обеспечению государственных, или общественных, интересов. При существующей коньюктуре фирмы применяют самую экономичную комбинацию ресурсов для производства данного объема продукции, поскольку это отвечает их частной выгоде. Поступать по-другому означало бы для них отказться от или даже рисковать со временем потерпеть банкротство. Но вместе с тем очевидно, что интересам общества отвечает использование редких ресурсов с наименьшими издержками, то есть наиболее эффективными методами. Поступать иначе означало бы производство данного объема продукции с большими издержками или принесение в жертву альтернативных товаров, которые действительно необходимы обществу. Более того именно личная выгода, поощряемая и направляемая конкурентной рыночной системой, стимулирует надлежащее реагирование на признанные изменения в потребностях общества. Предприятия, стремящиеся получать более высокую прибыль, с одной стороны, и поставщики ресерсов, добивающиеся большего денежного вознаграждения за них, - с другой, сговариваются между собой об осуществлении тех самых изменений в распределении ресурсов - а следовательно, и в структуре продукции, - которые в данное время требует общество. Иными словами, сила конкуренции контролирует или направляет мотив личной выгоды таким образом, что он автоматически и непроизвольно способствует наилучшему обеспечению

- 5 -

интересов общества.

              Различают три типа конкурентного поведения: креативный, приспособленческий и обеспечивающий.

              При креативном конкурентном поведении система действий конкурентов состоит из мероприятий, направленных на создание каких -  либо новых компонентов рыночных отношений,

обеспечивающих превосходство над соперниками ( новая продукция, новая технология или организация производства т. д.). Существенным признаком креативной конкуренции является стремление рыночных контрагентов к изменению существующей структуры спроса и предложения.

              Приспособленческое конкурентное поведение состоит в учете инновационных изменений в производстве и в попытках упреждения действий соперников, связанных с модернизацией производства.

              Обеспечивающее конкурентное поведение основано на стремлении предпринимателей к сохранению и стабилизации на длительную перспективу достигнутых позиций на рынке за счет повышения качества продукции, оказании дополнительных услуг, связанных с гарантийным обслуживанием.

НЕЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

В условиях монополистической конкуренции* экономическое соперничество сосредотачивается не только на цене, но также и на таких неценовых факторах, как качество продукта, реклама и условия связанные с продажей продукта. Так как продукты дифференцированы, можно предположить, что со временем они могут быть изменены и что черты черты дифференциации продукта каждой фирмы будут восприимчивы к рекламе и другим формам стимулирования сбыта. Многие фирмы делают сильный акцент на торговые знаки и фабричные клейма как средство убеждения потребителей в том, что их продукция лучше, чем продукция конкурентов.

 

------------------------------------------------------------------------------------

* Монополистическая конкуренция включает множество продавцов, производящих дифференцированную продукцию. Дифференциация товара предполагает, что каждая фирма обладает в некоторой мере монопольной властью над своим товаром.

- 6 -

ОЛИГОПОЛИИ

Когда во многих отраслях обрабатывающей, добывающей промышленности, а также оптовой торговле господствуют несколько фирм, то такие отрасли называются олигополиями.

              Для олигополии характерны три признака:

·       в отрасли присутствуют две или несколько конкурирующих фирм, так что отрасль не является монополизированной;

·       кривая спроса каждой фирмы имеет падающий характер, поэтому в отрасли не действует правило свободной конкуренции;

·       в отрасли функционирует по крайней мере одна крупная фирма, любое действие которой вызывает ответную реакцию конкурентов, поэтому нельзя считать, что в отрасли наблюдается монополистическая конкуренция.

Современная теория подразделяет олигополии на :

         Олигополию первого вида, когда несколько крупных фирм, производит почти идентичные товары;

         Олигополий второго вида, когда несколько крупных фирм производят дифференцированные товары.

При олигополии цены и количество продукции могут изменятся не только в результате изменения объективных условий, таких как спрос и предложение, но под воздействием чисто субъективных оценок человеческого характера, таких как упрямство, терпение, лояльность. Фирмы при олигополии сталкиваются с ограничениями затратной прямой и условий спроса, а также действиями конкурирующих фирм. Изменение прибыли, которое фирма может получить за счет изменения цен и объемов выпуска или качественных характеристик продукта, зависит от потребителей, равно, как и от реакции конкурентов-участников данного рынка.

              Среди множества моделей поведения олигополии первого вида на рынке наибольший интерес представляют тайный олигополистический сговор и доминирующая фирма - олигополия. В первом случае фирмы - олигополии могут тайно договорится о единой высокой цене  - в результате рыночная цена и количество реализуемой олигополистами продукции будут соответствовать ситуации единственного монополиста. Поведение доминирующей фирмы - олигополии ( обладает 60 - 80 % долей отраслевого рынка ), например, компьютерный гигант “Ай-Би-Эм”, близко к поведению единственного монополиста. Доминирующая фирма обычно следует

- 7 -

практике “лидерства в ценах”, поскольку ее цена (близкая к монопольной) служит ориентиром для мелких фирм отрасли.

              Зависимость поведения каждой фирмы от реакции конкурентов называется олигополистической взаимосвязь.

              Олигополистическая взаимосвязь может привести не только к ожесточенному соперничеству, но и к соглашению.

              Результатом соглашений стало образование различных форм монополистических объединений. Таких как пулы, ринги, конвенции. Это были временные соглашения между предприятиями обычно одной отрасли, создаваемые с целью поддержания какого-либо уровня цен или дележа сообща полученной прибыли на довольно короткий срок. Позднее монополистические объединения стали создаваться на длительный срок.

←предыдущая следующая→  
1 2 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»