Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Экологическое право /

Системаэкологического права

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 

это установление показателей (нор­мативов) предельно-допустимого воздействия (ПДВ) человека на ок­ружающую природную среду, т.е. стандартизация хозяйственной и иной деятельности человека. Норма ПДВ — это такая мера воздейст­вия на окружающую природную среду, при которой стабильно обес­печивается процесс обмена веществ и энергии во всех экологических подсистемах единой экосистемы Земли.

Показатели нормативов качества — это общие требования ко всем видам нормативов, установленные в целях научно-обоснованного сочетания (баланса) экономических и экологических интересов об­щества. Они установлены в следующей последовательности:

а) медицинский критерий — «пороговый» уровень угрозы здоро­вью человека, его генетическому фонду, за пределами которого на­ступают необратимые изменения — мутация. Этот критерий, уста­новленный медициной, определяет требования к обеспечению бла­гоприятных условий жизнедеятельности человека и критерии безо­пасности среды обитания человека;

б) технологический — способность экономики обеспечить вы­полнение пределов воздействия на человека и среду его обитания;

в) научно-технический — способность научно-технических средств контролировать ПДВ воздействие по всем параметрам.

Законодательство устанавливает следующие нормативы качества:

а) санитарно-гигиенические — предельно допустимые объемы концентрации (ПДК) вредных химических, физических, биологиче­ских веществ и воздействий, радиации естественного фона и прибо­ров любого рода и направленности, вредных веществ в продуктах пи­тания, о чем нам ранее просто не сообщали. К ПДК относят также нормативы санитарных, защитных и запретных зон;

     б) производственно-технические — предельно допустимые нор­мативы выбросов и сбросов (ПДВ) шума, тепла, вибрации, промыш­ленной радиации магнитных полей, любых вредных веществ и воз­действий в народном хозяйстве и быту. Сюда же относят строитель­ные, промышленные нормы и правила, включая градостроительные (СНИПы. ПНИПы и т.п. технико-экономические нормативы, опре­деляемые отраслевыми органами охраны природы);

      в) комплексные — наименее разработанные и наиболее важные нормативы, которые как бы суммируют все виды нормативов качест­ва, поскольку определяют уровень предельно допустимой нагрузки на всю природную среду (ПДН). С другой стороны, они определяют уровень предельно допустимой нагрузки (влияния) на организм че­ловека всех факторов среды его обитания как искусственного так и естественного происхождения.

Управление охраной (защитой) окружающей природной среды включает экологический контроль, построенный на методах обязатель­ности предписаний и рекомендаций управомоченных на то органов, санкционирования (ограниченного самоуправления) и разрешения (полного делегирования полномочий).

Задачами экологического контроля являются наблюдение за со­стоянием окружающей природной среды и выполнением всего ком­плекса мер предусмотренного законодательством по охране (защите) и рациональном использовании природных ресурсов.

Система экологического контроля включает в себя не только госу­дарственный и общественный надзор, но и экологический мониторинг (включая международный), проведение экологической экспертизы, оцен­ку воздействия любой планируемой деятельности на среду обитания.

Экологический мониторинг направлен на всю среду или на от­дельные компоненты (природные объекты, природные комплексы, природные ресурсы).

Государственный экологический мониторинг — это служба государ­ственного наблюдения за состоянием окружающей природной сре­ды. Его организационную основу составляют Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и его подразделения на местах.

Государственный экологический мониторинг — это процесс сбора и преобразования информации о состоянии естественных и антропогенных изменений окружающей среды. Кроме Роскомгидромета его осуществляют Минприроды, Россанэпиднадзор, Комитет РФ по земельной реформе и землеустройству и другие органы.

Экологическая экспертиза по реальной значимости не менее важ­ная часть системы экологического контроля, это обязательная пред­варительная мера, предшествующая, а потому и определяющая при­нятие хозяйственного решения с целью проверки его соответствия требованиям экологической безопасности. Предварительно проверяя документацию, проекты, программы, материалы, изделия, сырье и т.д., экологическая экспертиза выступает организационно-правовой формой предупредительного контроля всех предплановых (предпроектных) материалов, а также экологического обоснования выдачи лицензий и сертификатов. Ее значимость повышает обязательность участия (или самостоятельной экспертизы) в государственной экс­пертизе представителей общественности от национального движения «зеленых» до представителей «Гринпис». Обычно формами ее высту­пают эколого-санитарная, эколого-правовая и эколого-нормативная экспертиза. По своему характеру к ней примыкает такая мера пред­варительной оценки как оценка воздействия любой планируемой дея­тельности на окружающую среду.

Экономический механизм охраны природной среды включает следующие части: лицензии на природопользование — разрешение с указанием видов, объемов, лимитов хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов, лимиты — экологические огра­ничения (предельные нормы) по территориям с указанием объема предельного использования (изъятия) природных ресурсов, а также {выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещения отходов, экологические фонды для восстановления (в пределах реальной возможности) потерь окружающей природной среды, компенсации при­чиненного вреда и других неотложных природоохранительных задач.

7. Вред окружающей природной среде

Существуют следующие способы причинения вреда окружающей человека среде:

повреждение — частичное приведение в негодность по качеству и количеству природного объекта, ресурса, комплекса;

истощение — уменьшение полезных природных свойств (потеря потенциала, его функций);

уничтожение — полное качественное и количественное приведе­ние в негодность;

загрязнение — любое изменение физико-химического состава любым способом и в любой степени сверх установленной нормы.

Ст. 4, 86 Закона об охране окружающей природной среды применяют термин «порча», который по смыслу грамматического толкования следует понимать как способ причинения вреда. В то же время порча» — это любое неблагоприятное воздействие, ведущее к изменению количественных и качественных характеристик природных объектов (ресурсов). В этом смысле — это родовое понятие (загрязнение в широком смысле слова). Тогда все виды «порчи» — это стадии «разрушения» — процесса приведения в негодность конкретного природного объекта, ресурса, комплекса (процесс порчи).

Вред может быть правомерным, т.е. допускаемым государством в пределах установленных норм как результат «нормальной» хозяйственной деятельности, так и неправомерным как результат нарушения природоохранительного законодательства. Оба вида вреда это следствие невозможности полностью согласовать экономические потребности и экологические интересы.

Следует различать две взаимосвязанные формы вреда — ущерб, реальные или предполагаемые потери количества или качества природной среды (так называемый «экологический ущерб») и убытки, т.е. экономически невыгодные для природопользователя последствия потерь («экономические убытки»).

Экологический ущерб — это отрицательное изменение полезности окружающей природной среды, которое определяется нормами экологического права. Экономические убытки определяются еще и нормами других отраслей права (гражданским, трудовым и т.д.). В целом экологический ущерб и экономические убытки — это вред при­родной среде, неминуемые затраты человеческого

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»