Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Политология, политистория /

Аксиомы власти. Проблемы полномочий в обществе

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 

соответствие характера, функций власти интересам всего общества или определённых социальных групп, классов. Власть обладает авторитетом в том случае, когда её институты функционируют в соответствии с законами, а её распоряжения исполнимы и исполняются. Таким образом, взятые в единстве «власть» и «авторитет» означают дееспособность власти.

            Потребность власти складывается из объективной необходимости организации общественного производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле. Власть нужна для поддержания целостности, единства и стабильности общества. Важно при этом обратить внимание на проблему воздаяния. Дело в том, что в результате разделения труда в обществе возникает неудовлетворённость по поводу того, что ты отдал и что взамен получил. И большинство людей в связи с этим испытывает чувство неудовлетворённости, создаётся социальная напряжённость. Общество нуждается в постоянном согласовании частных интересов, приведении их к общественному интересу, которое достигается посредством подчинения воли отдельных людей волевым способностям других, умеющих лучше остальных определять цели и заставить себя их осуществлять.

            Потребность власти обуславливается и необходимостью выполнения «общих дел»: организация публичных работ, ликвидация крупных стихийных бедствий, деятельность, связанная с функционированием транспорта, связи. В настоящее время под «общими делами» понимается и социальная политика: решение проблем здравоохранения и образования, защита социальных и профессиональных прав, предоставление пособий некоторым слоям населения, регулирование семейно-брачных отношений и др.

            Потребность власти имеет не только общественный, но и личностный, психологический аспект. Предметом оживлённых споров является вопрос: всем ли людям свойственно стремление к власти, например, как свойственно (за небольшим исключением) стремление к материальным благам или признанию? Стремление к власти или уход от неё – всё это прежде всего психологические явления. Однако фактический доступ к ней, характер отношений власти, способы её реализации – это социальные явления, определяемые общественной системой в целом. Как явление психологическое, власть существует в сфере восприятий и переживаний личности: у одних она возбуждает сильные положительные ощущения, выражающиеся в страстном стремлении к власти, а у других – не менее сильное отвращение в виде её отрицания, уклонения от любых функций осуществления власти.

            В связи с этим одни отвечают на поставленный вопрос отрицательно и считают, что не всем людям свойственно стремление к власти, не все видят в ней привлекательное благо. Другие же полагают, что потребность во власти – объективная необходимость, складывающаяся на базе основных, важнейших потребностей личности: быть личностью, самоутверждение, свобода и наслаждение. Властные мотивы при этом могут быть самыми различными: от социоцентрических (стремление к власти ради служения общественному благу) до эгоцентрических, рассматривающих власть как средство господства над людьми, как инструмент получения различных выгод: материальные блага, слава, безопасность, доступ к каким-то интересным кругам общества и т.п.

            Далее приведены аксиомы власти согласно И. Ильину [1].

2. Аксиомы власти

            Первая аксиома власти гласит, что государственная власть не может принадлежать никому помимо правового полномочия

            Вторая аксиома власти утверждает, что государственная власть в пределах каждого политического союза должна быть едина.

            Третья аксиома власти утверждает, что государственная власть должна осуществляться лучшими людьми, удовлетворяющими этическому и политическому цензу.

            Четвёртая аксиома власти утверждает, что политическая программа может включать в себя только такие меры, которые преследуют общий интерес.

            Пятая аксиома власти утверждает, что программа власти может включать в себя только осуществимые меры или реформы.

            Шестая аксиома власти гласит, что государственная власть принципиально связана распределяющей справедливостью, но что она имеет право и обязанность отступать от неё тогда и только тогда, когда это требует поддержание национально-духовного и государственного бытия народа.

            Таковы основные аксиомы власти. И можно сказать с уверенностью, что грядущая судьба государственности связана с их усвоением и осуществлением.

3. Субъекты и механизм власти

            Высшая власть или её носитель суверен – это обладатель в определённом смысле бесконтрольной власти. Долгое время и практически повсеместно (пожалуй, за исключением древнегреческих городов – полисов) сувереном являлся и признавался монарх (царь, король, шах и т.п.). Затем, в новое время, по мере свершения буржуазно-демократических революций в странах европейского континента (а также, прежде всего, в США) начинает провозглашаться в качестве суверена (читай высшего, конечного субъекта власти) народ. Так, уже в варианте конституции США было записано: «Мы, народ США, для того, чтобы установить справедливость, обеспечить внутреннее спокойствие, создать общую защиту… предписываем и устанавливаем всем эту конституцию для США». Здесь сувереном провозглашается народ, хотя это дано в несколько опосредованной форме.

            В странах с либеральной демократией народ путём делегирования и распределения полномочий поручает управление обществом, самим собой на какой-то период определённым политическим силам, действующим в рамках политической системы. Политическая система выступает в качестве совокупного субъекта власти. Её образуют органы государственной власти и управления, политические партии и движения, правоохранительные органы, вооружённые силы, политизированные общественные организации, политические лидеры.

            В свою очередь непосредственными субъектами политической власти являются те институты и органы, которые реализуют процесс управления различными сторонами жизни общества, располагая при этом различными рычагами власти (принуждение, финансирование всех видов, руководство законодательными процессами, моральное и материальное стимулирование и т.п.).

            К особому типу непосредственных субъектов власти можно отнести правящую элиту. Понятие «элита» относится к узкому и относительно замкнутому кругу людей с достаточно постоянной и ограниченной численностью, с сильными внутренними связями, имеющими значительный, нередко решающий «вес» в своей сфере по сравнению с окружением. Элита в политике, правящая элита, вырабатывает стратегические цели деятельности, принимает решения о формах и средствах действий, приводит в движение людские ресурсы. Она по своему составу неоднозначна и достаточно сложна по структуре. Считается, что основным, ведущим слоем в правящей элите является экономическая элита. Данный слой составляют крупные собственники, владеющие промышленными корпорациями, банками, торговыми фирмами и т.п.

            Второй по значению слой элиты – политическая элита. К этой категории относят лиц, занимающих высшие посты в гражданской или военной администрации. Политическая элита – это, прежде всего, президент, премьер-министр и их окружение, руководители ведущих политических институтов (министры, руководители ведомств, фракций в парламенте и т.п.). И ещё можно выделить один слой элиты – идеологическая, «информационная» элита. Сюда относятся ведущие, известные представители науки, культуры, религии, образования, средств массовой информации, которые выполняют в обществе функцию идеологического воздействия, формирования мировоззренческих позиций, культурных ценностей в интересах господствующего класса, социальной группы, отдельных лиц. Огромное воздействие на политическую жизнь

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»