Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Политология, политистория /

Бундестаг

←предыдущая  следующая→
1 2 3 

 

 Германия  является федеративной республикой, в которой действует конституция (Основной закон), принятая в 1949 году. Глава государства – президент – избирается на 5 лет Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа членов, избираемых ландтагами (парламентами) земель. Все земли имеют собственные конституции, выборные законодательные органы – однопалатные ландтаги и правительства во главе с премьер-министрами.

Высший законодательный орган страны – двухпалатный парламент, состоит из бундестага и бундесрата. Бундестаг  (нем. Bundestag) – высший представительный орган Германии. Бундестаг принимает законы, избирает главу федерального правительства, участвует в выборах президента республики.  Бундесрат  (нем. Bundesrat)  - орган представительства земель и состоит из членов правительств земель или других лиц, назначенных ими. Правительство Германии координирует и контролирует работу всех министерств. Министерства  возглавляются министрами и их помощниками.

Германский бундестаг является народным представительством страны. Он избирается народом сроком на 4 года.  Роспуск (досрочный) возможен только в виде исключения и входит в обязанности федерального президента. Наиболее важными задачами бундестага являются законодательство, выборы федерального канцлера и контроль правительства.

В Федеративной республике господствует версия о слабом парламенте, т.е. если исходить из того, что бундестаг как высший представительный орган немецкого народа обязан выполнять и правительственные функции, то с этой точки зрения он слаб. Однако если считать  бундестаг парламентом (в сравнении, например, с британской палатой общин), который призван осуществлять свою главную функцию – законодательную – независимо от исполнительной власти, то здесь он силён. И всё же, если сопоставить теоретические рассуждения с фактами, то положение бундестага в конституционной системе Германии выглядит относительно слабым по утверждениям многих политологов страны.

Во времена кайзеровской Германии, например, парламенты выполняли только законодательные функции и практически не оказывали никакого влияния на формирование правительства и на его политику. А парламент Веймарской республики, наоборот, принимал участие в формировании правительства, причём зависящего от него. Однако обеспечить стабильность правительства ему всё же не удалось. Здесь виной тому явилась партийная раздробленность. Поэтому с 1930 года из-за неспособности к конструктивному сотрудничеству компетенция законодательства им была утеряна.

В последующие десятилетия при подготовке новой конституции, исходя из отрицательного опыта предыдущих времён, правительство, формировавшееся парламентом, обладало уже большей независимостью, а сам парламент стал сильнее из-за стабильности партийной системы.

Парламентская система Федеративной республики в настоящее время устроена так, что она позволяет образование явного большинства для избрания федерального канцлера и для поддержки его правительства. А правительство же сохраняет своё положение в течение всего четырёхлетнего срока работы парламента.

Однако в бундестаге, как правило, имеют место и парламентское правительственное большинство, поддерживающее политику правительства и его программу, и парламентская оппозиция, контролирующая и критикующая правительство. Но если баланс сил уравнивается, то наступает парламентский кризис. Такая ситуация возникла в Германии в 1972 году, когда правительственные партии и партии оппозиционные на короткое время оказались одинаково сильными. В этот момент правительство практически уже  было не в состоянии осуществлять свою законодательную программу. И только лишь новые досрочные выборы снова создали тогда правительству убедительное большинство и парламентская стабильность вскоре была  восстановлена.  

Важной задачей парламента, как понимают сами немцы, наряду с законодательной функцией, является контроль над правительством. Однако ясного понимания самой сути этого контроля и того, что может означать этот контроль, в политической практике нет.  И фактически дело обстоит так, что настоящий контроль над правительством возможен лишь в очень узких  рамках. У оппозиции, например, нет того большинства, которое может нанести правительству поражение. А парламентское большинство, напротив, хотя и могло бы навязать правительству свою волю, не заинтересовано в этом, потому что его цели в большей мере идентичны целям правительства и прямое влияние и участие во власти намного важнее, чем удаление от правительства и контролирование его деятельности. Поэтому заинтересована в контроле над правительством лишь оппозиция, которая не обладает силой подвергнуть правительство действенному контролю. И всё, что она может, это критиковать правительство и на глазах парламента и общественности бросать ему вызов. Свержение правительства она добиться не может. Однако следует заметить, что контролировать может лишь тот, кто при этом сам не связан собственными интересами. Поэтому даже оппозиционные политики стараются поладить с правительством. И вполне очевидным становится то,  что оппозиция и правительственные партии в Германии редко противостоят друг другу, а проявляют друг к другу скорее уважение. В целом же следует подчеркнуть: бундестаг не особенно интенсивно пользуется своими возможностями требовать от правительства информацию и обоснование принимаемых  им мер. Поэтому контроль над правительством  бундестаг осуществляет в основном соучастием в законодательстве. А правительству приходится сравнительно редко бояться оппозиции как контролирующей инстанции, поскольку и та тоже хочет немножко поучаствовать во власти. 

Незначительность контрольной деятельности парламента видна и из того, каким образом и каким методом он информируется о политических решениях правительства. В Германии уже стало обычным,  что представители правительства (особенно его глава) не сообщают важные политические решения сначала парламенту, а  непосредственно доводят их до сведения общественности по другим каналам – прежде всего по телевидению. И парламент является отнюдь не первым адресатом для политически значимой информации правительства. 

Таким образом, из всего сказанного видно, что бундестаг не имеет ясного представления о собственной роли, он слишком слабо использует функции контроля и оказывает незначительное политическое воздействие на общественность. Если сравнить, например, немецкий бундестаг с конгрессом Соединённых Штатов Америки и палатой общин Великобритании, то он представляет собой как бы смесь обоих типов. Американский конгресс, например, не зависит от главы правительства страны, а наоборот является сильным противовесом власти президента  и непосредственно участвует в формировании политики и законодательства страны. В то время как английская палата общин наоборот сильно подчинена правительству, контролируется им и является инструментом в руках  правительства.

В конституционной системе Федеративной Республики Германии бундестаг выполняет три главные функции:

1)      является решающим органом формирования правительства;

2)      служит центром законодательного процесса;

3)      является органом представительства всего немецкого народа.

Как орган формирования правительства бундестаг по представлению федерального президента избирает канцлера Федеративной Республики Германия. Федеральный президент может сделать выбор только между двумя политическими деятелями, представленными для избрания обеими крупными партиями в качестве «кандидатов на пост канцлера». На основании результатов выборов федеральному президенту остаётся право предложить того кандидата, который будет

←предыдущая  следующая→
1 2 3 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»