Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Политология, политистория /

Политическая идеология

←предыдущая  следующая→
1 2 3 

@w

Московский Государственный Технический Университет имени Н.Э.Баумана.

@PWw

РЕФЕРАТ

тема: "ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ"

студент Легеньков П.В.

группа ИУ7-51

кафедра политологии

преподаватель Левадный Н.П.

Москва,1996.

@PwA

Глава 1. Кризис советской политической идеологии.

Уже в хрущевскне годы наметился кризис советской политической

идеологии. Но это был еще кризис лишь той формы идеологии, какая

сложилась в сталинские годы и была связана с сочинениями самого

Сталина. В брежневские годы мощный идеологический механизм, соз-

данный и работавший под руководством Суслова, предпринял усилия

преодолеть этот кризис. И он многого добился. Началась критика

сталинской вульгаризации философии. Достижения науки хлынули в

идеологию. Стала доступной западная философия и культура. Все

это способствовало улучшению репутации идеологии. Но вместе с

тем, это вело к снижению авторитета марксизма-ленинизма, оттес-

нение его на задний план в рамках самой идеологии. В какой-то

мере преодолев недостатки сталинском формы идеологии, сусловский

идеологический аппарат одновременно способствовал подготовке бо-

лее, обширного идеологического кризиса - кризиса марксизма-лени-

низма как идеологии коммунизма вообще.

В брежневские годы стало открыто осознаваться резкое расхожде-

ние между идеологической картиной реальности и самой реаль-

ностью, между идеалами коммунизма и объективнымн тенденциями

эволюции реального коммунизма, между интеллектуальным уровнем

образованной части общества и идеологией. Идеология фактически

перестала быть руководством к действию для властей. Хотя они

прикрывались фразами из идеологии, практически они поступали

совсем иначе. Идеологический цинизм уничтожил остатки идеологи-

ческой веры.

В сталинские годы доминировала убежденность в том, что комму-

- 4 -

нистический социальный строй несет с собою освобождение трудя-

щихся от зол капитализма и что трудящиеся поддадутся обаянию

коммунистического земного рая. В брежневские годы активная часть

советского населения, включая представителей власти, которые на-

чали делать карьеру в хрущевские годы, сделала для себя открытие

огромного исторического значения. Она на своем опыте почувство-

вала то, что коммунистический социальный строй не является тем

земным раем, каким его изображают в советской идеологии и пропа-

ганде. На смену убежденности в истинности идеологии пришло чисто

прагматическое отношение к ней как к необходимому средству обра-

ботки и организации общественного сознания. На смену идеологи-

чески опосредованному отношению к реальности пришло непосредс-

твенное, лишенное субъективных иллюзий и лишь маскируемое идео-

логией.

Горбачевская политика гласности углубила и расширила идеологи-

ческий кризис. Началось безудержное и бесконтрольное словоблу-

дие, саморазоблачение, оплевывнние всех святынь советской исто-

рии, очернение советскои реальности. Все истины марксизма-лени-

низма были подвержены сомнению и осмеянию. Всякая защита "истин"

его рассматривалась как признак реакционности н отсталости. Ста-

ло неприличным произносить само слово "коммунизм". Было отменено

обязательное изучение марксизма-ленинизма во многих учебных за-

ведениях, сокращено время на него, сокращены или ликвидированы

совсем соответствующие семинары, школы, курсы. Короче говоря, с

марксизмом-ленинизмом обошлись чуть ли не как с враждебным идео-

логическим учением. Одновременно началось столь же безудержное

заимствование идей из западной идеологии. Стремление выглядеть

западнообразно и заслужить похвалу на Западе стало определяющим

- 5 -

в речах и в реформаторской суете самого Горбачева, а также всех

прочих реформаторов и идеологов перестройки.

Важнейшей особенностью идеологического кризиса является то,

что неверие в марксистские идеалы и отказ от марксизма-ленинизма

как от руководства к действию захватил самые верхи правящего

слоя. Дискредитация идеологии стала стимулироваться сверху, -

такого советская история еще не знала. Причем марксизм-ленинизм

при этом не был осмыслен и преодолен на научной основе, а просто

отодвинут как нечто уже непригодное ни для пропаганды, ни для

принятия важных решений. И это несмотря на то, что положения

марксизма-ленинизма могли бы как никогда послужить путеводной

звездой в современной запутанной ситуации в мире. Коммунисты

предали марксизм-ленинизм именно тогда, когда на нем стоило нас-

таивать особенно упорно.

Характерным примером варварского обращения со своей же, марк-

систско-ленинской идеологией может служить то, что горбачевцы

стали рассматривать свои реформы как революцию, причем - как ре-

волюцию, осуществляемую сверху, по инициативе высшего руководс-

тва, можно сказать - по инициативе лично Горбачева и под его

контролем. Инициатива сверху лишь дала толчок кризису - власть

потеряла контроль за ходом событии. Сейчас речь идет об идеоло-

гическом осмыслении проишедшего. Употребление выражения "револю-

ция" в применении к ситуациям такого рода, как была в Советском

Союзе, простительно западным деятелям культуры, журналистам и

политикам, не имеющим строгих ограничений в словоупотреблении.

Некогда поднаторевшие в марксизме советские партийные аппаратчи-

ки и оправдывающие их активность марксистско-ленинские теоретики

начинают так легко обращаться с важнейшими категориями государс-

- 6 -

твенной советской идеологии, то невольно закрадывается сомнение:

а в своем ли уме эти люди?! Давно ли они, сдавая экзамены по

марксизму-ленинизму, сами настаивали на том, что революционный

путь принципиально отличается от реформаторского, что социальная

революция есть способ перехода от изжившей себя общественно-эко-

номической формации к более прогрессивной. Конечно, как говорит-

ся, своя рука владыка. Высшая советская власть является высшей

властью и в идеологии. Она может позволить себе иногда пококет-

ничать фундаментальными понятиями подвластной идеологии. Тем бо-

лее это так лестно - войти в историю в качестве революционера,

причем - революционера особого рода, совершившего переворот,

можно сказать, в одиночку. Что за человечище! Маркс, Ленин и

Сталин вместе взятые были неспособны на такое. А о Хрущеве и го-

ворить нечего: мелочь!

Но дело в том, что и идеология имеет свои законы, неподвласт-

ные даже таким "революционерам", как Горбачев. И нарушение этих

законов не может пройти безнаказанно даже тем, кто хозяйничает в

идеологии. Легкомысленное обращение с фундаментальными понятиями

и положениями идеологии на самой вершине власти послужило зара-

зительным примером, и массы людей, как-то причастных к идеоло-

гии, ринулись в антимарксизм. И впереди всех бежали дезертиры

марксизма, которые, по идее, должны были

←предыдущая  следующая→
1 2 3 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»