Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Политология, политистория /

Политическая система общества

←предыдущая  следующая→
1 2 3 

             ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

    Политическая система общества-целостная, упорядоченная  сово­купность политических институтов,  политических  ролей,отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчинен­ных кодексу политических, социальных,  юридических,  идеологичес­ких, культурных норм, историческим традициям и установкам полити­ческого режима конкретного общества. Политическая  система  вклю­чает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует  протекание  политических  процессов, включающих институциализацию власти, состояние политической  дея­тельности, уровень политического творчества в обществе,  характер политического участия, неинституциональных политических отношений.

Политическая система представляет собой  одну  из  частей  или

подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует  с другими ее подсистемами: социальной, экономической,  идеологичес­кой, этической, правовой, культурной образующими ее  общественное окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее природным  окруже­нием и природными ресурсами  (  демографическими,  пространствен­но-территориальными ), а также внешнеполитическим  оружием.  Цен­тральное положение политической системы в этой структуре ее внеш­него и внутреннего окружения определяется  ведущей  организацион­ной и регулятивно-контрольной ролью самой политики .

   Политическая система  конкретного  общества  определяется  его классовой природой, социальным строем, формой правления (  парла­ментского, президентского и т.п. ), типом государства ( монархия, республика ), характером политического режима ( демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-политических  от­ношений ( стабильных или нет, умеренно или остро-конфликтных  ли­бо консенсунсных и т.п. ),  политико-правового  статуса  государ­ства ( конституционного, с развитыми или не  развитыми  правовыми структурами ), характером  политико-идеологических  и  культурных отношений в обществе ( сравнительно открытых либо закрытых ), ис­торическим типом государственности ( централистским,  с  иерархи­ческими бюрократическими структурами и т.п.), исторической и  на­циональной традицией уклада политической жизни ( политически  ак­тивным или пассивным населением,  с  кровно-родственными  связями или без них, с развитыми или не развитыми гражданскими отношения­ми и т.д.).

   Политическая система, управляющая обществом, не должна домини­ровать в нем за счет подавления и ослабления других систем ( дес­потический и тоталитарный тип политической системы ) и быть  дос­таточно жизнеспособной, чтобы не входить в  длительные  кризисные состояния, которые нарушают функционирование других систем общес­тва.

    Политическая система существует в  политическом  пространстве общества, которое имеет территориальное  измерение  (  очерченное границами страны ) и  функциональное,  определяемое  сферой  дей­ствия политической системы и ее составных частей на разных  уров­нях политической организации общества. В этом смысле будут разли­чаться пространства влияния тех или иных ассоциаций ( партий, об­щественных организаций  ),  действия  политических  институтов  ( власти политического центра и местного самоуправления  ),  границ политического и  экономического  управления,  сферы  политической жизни общества и личной жизни человека и т.д..  Определение  гра­ниц различного рода функциональных пространств политической  сис­темы - ответственный и  сложный  политико-правовой  и  культурный процесс. Он формализуется, юридически фиксируется (  в  конститу­ции, законе ), эта фиксация составляет одну из  задач  демократи­ческого процесса, определяющего прероготивы власти, партий, орга­нов управления и др. элементов политической системы, а также  от­ношений между ними, включая  такие  существенные  взаимодействия, как согласование управления и самоуправления,  пространства  цен­трализованной концентрированной  власти  и  децентрализованной  и т.д..

   Существование политической системы во времени  характеризуется как процесс изменения, развития или деградации политических отно-


шений и институтов. Он включает исторический масштаб  смены  форм власти, становления государства какого-либо нового  типа,  напри­мер, переход от политической системы феодального общества ( с от­ношениями личной зависимости, деспотическим абсолютизмом, центра­лизованной бюрократией монархического  центра  )  к  политической системе буржуазного общества ( с обезличенной системой  аппаратов управления, демократическими институтами  и  т.д.).  Исторический процесс эволюции политической системы включает ряд  закономернос­тей: тенденции концентрации и деконцентрации власти, ее централи­зации и децентрализации, борьбу этих  тенденций,  которая  завер­шается на рубеже эпохи при смене формаций  кризисом  централизма, децентрализацией власти и новым циклом противоречий этих двух на­чал ( при переходе от античных империй к ранней  феодальной  раз­дробленности, от феодальных монархий к  буржуазному  государству, от империализма конец 19-первая половина 20 века к прогрессу  де­мократизации ), общий процесс усложнения системы и ее подсистем ( появлением и умножением партий,  развитием  ассоциаций  и  т.п.), формализацию системы, ее юридическое офомление, расширение  поли­тического участия, т.е. более полное включение членов общества  в политическую жизнь, в частности, формирование демократических ин­ститутов, всеобщие и прямые выборы, самоуправление и  пр.,  более полное сочетание гражданских и политических отношений,  реоргани­зацию отношений власти и народа ( переход  от  командно-приказных деспотических и конфликтных отношений  сверху-вниз  к  договорным конституционным и консенсусным ), развитие конституционного  про­цесса и системы суверинтетов ( власти,  народа,  права,  государ­ственнотерриториальных образований и пр. ), формирование в струк­туре политической системы массовых процессов ( крупных политичес­ких мобилизаций в поддержку общественных преобразований или  про­тив них, в периоды выборов и т.д.. Разрастание аппаратов управле­ния,  органов  принуждения,  армии,  пропагандистских,  образова­тельных, воспитательных учреждений,  осуществляющих  политическую социализацию и пр. ), развитие  ассоциативных  форм  политической жизни - формирование различных  групп  единомышленников,  союзов, народных движений и т.п..

   Конкретные пути эволюции политической системы различны в  раз­ные эпохи и в разных обществах. Однако принцип ее  пространствен­но-временных изменений постоянен. Такими же постоянными  являются принципы ее организации, или  принципы  политической  организации общества. Политическая система в каждый данный момент или  период ее истории представляется как конкретная  политическая  ситуация, относительно протяженная во времени и  стабильная.  От  состояния общественных отношений, уровня развития общества  зависит,  будет ли эта ситуация статичной или подвижной, а  следовательно,  будет ли динамичной и сама политическая система или нет. Динамизм поли­тической системы отличен от нестабильности, он определяет способ­ность системы развиваться, адаптироваться к изменениям  в  общес­тве и его внешнем окружении, в смешанных  организационных  систе­мах и реагировать на эти  изменения.  Жесткие  статичные  системы неизбежно вынуждены противодействовать развитию  общества,  всту­пать с ним в конфликт, прибегать к насилию и выживать в  конечном счете за счет общества.

   В древности в отдельных регионах подобные системы  (  деспоти­ческого азиатского типа,  связанные  с  т.н.  азиатским  способом производства ) существовали  неограниченно  долго  и  разрушились главным образом в результате нашествий извне  и  гибели  государ­ства. В Новое время срок жизни таких систем, как  правило, 

←предыдущая  следующая→
1 2 3 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»