←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
. WARNING! COPYRIGHT BY STEVE. НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДО 01.08.95 . я2МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ я2РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ АКАДЕМИИ я2МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ я2РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ я2РЕФЕРАТ я2ПО ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА я2СТУДЕНТА 1 КУРСА ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОГО ФАКУЛЬТЕТА я2УМАТГЕРЕЕЕВА ДЖАМАЛАЯ ЛОМ-АЛИЕВИЧА я2СТУДЕНЧЕСКИЙ БИЛЕТ 267 я2ТЕМА: ПОСЛЕСТАЛИНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СССР. я2(1953-1985) я2НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: я2ШЕВЛЯКОВ С.Н. МОСКВА,АПРЕЛЬ 1995 ГОДА. . - 2 - яБРЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. я2ТЕМА: ПОСЛЕСТАЛИНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. яБПЛАН. яБ1. Введение. 2. Национальная политика в эру Хрущева и Брежнева. 3. Нации и национальные языки в СССР. 4. Стратегия языковой денационализации. яБ5я0.яБ я0Колонизация и русификация как рычаги денационализации. яБ6.я0 Конституция СССР и национальный вопрос. 7. ВыводяБ. я2*** . - 3 - Сегодня, когда еще продолжается войнаяБ я0 в Чечне(впрочем, если ко- му-то это нравится больше, можно называть её и установлением констияБту- яБционногоя0 порядка), после развала СССР, после многочисленныхяБ междуусо- яБбиц я0на территории бывшего государства "рабочих и крестьян" невольно яБвозникаетя0 желание заглянуть в недалекое прошлое и попытатьсяяБ разоб- яБратьсяя0, чем вызваны последние события, реальными историческимияБ я0 яБпричи- яБнамия0, яБия0ли же просто амбициями бывших партаппаратчиков, пытающихся яБраз- яБделитья0 на всех пирог власти. Почему в "недалекое прошлое"? причин несколько. Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что национальный вопрос в России возник не в конце 20 века. И даже не в начале его. Безусловно, эта проблема существует ровно столько сколько существует Российская Империя, СССР, РФ. Надеюсь быть правильно понятым: речь сейчас идет не о политическом аспекте го- сударства, а о его территориальном аспекте. Но по вопросам дореволюци- онной национальной политики все ясно - российские цари открыто про- возглашали свою великорусскую политику. Гораздо сложнее послереволюци- онный период. Но политике Ленина и Сталина в национальном вопросе уде- лено достаточно много внимания и человек думающий легко может отделить зерна от плевел. яБОднакоя0 на сяБля0едующий период нашей историияБ я0не так яБчасто обращают внимание в контексте национального вопроса. Я имею ввиду правление Хрущевва и Брежнева. Почему я объединяю этих несколько раз- личных по своим делам генсеков? Для большей полноты картины, потому что рассматривая их в отдельности, невозможно уловить характерные чер- ты государственно-правовой политики в национальном вопросе. Кроме то- го, теряются причинно-следственные связи. Что же касается источников для данной работы, то наиболее инте- ресным мне представляется Конституция СССР 1977 года. Ей я посвятил отдельный пункт своей работы. Другие источники - книга Сергея Хрущева "Никита Хрущев: Кризисы и ракеты."; Н.Верт "История советского госу- дарства"; Дж. Хоскинг "История Советского Союза" достаточно известны и комментировать их не представляется необходимым. Нужно правда отме- тить, что Хоскинг допускает некоторые неточности, мелкие и незначи- тельные, я бы сказал неудивительные для западного человека. Но их кор- ректировку взял на себя переводчик, поэтому это источник достаточно хороший. Отдельно необходимо оговорить еще один источник. Он попал ко мне в руки совершенно случайно уже тогда, когда значительная часть - 4 - этой работы была написана в черновике. Это монография А. Авторханова по национальному вопросу "Империя Кремля. Советский тип колониализма." Я считаю, что его выводы носят спекулятивный характер, придают его ра- боте оттенок скандальности и сенсации. Видимо коньюктура западного ли- тературного рынка такова, что нормальные и серьезные исследования не проходят на ура. Не смотря на все это, работа его представляет значи- тельный интерес, более того, выводы его, если убрать из них некоторую претенциозность, вполне логичны и правильны по сути дела. В реферате также испяБоя0льзуются и другие источники,но они случайны и изучение их не носило систематического характера в отличие от выше перечисленных. В частности это БСЭ, ПСС Ленина и другие. Цитаты из них используются как справочный материал по некоторым интересующим вопросам. я2*** . - 5 - я2НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ЭПОХУ ХРУЩЕВА И БРЕЖНЕВА. "Сталин был холодный, скурпулезный и терпеливый калькулятор в по- литике, который знал не толькояБ я0 границыяБ я0 своих яБ я0 возможяБня0остей, но и природу объекта, на который направлена его политика. Политик среди уголовников и уголовник среди политиков, Сталин нашел в синтезе поли- тики с уголовщиной тот универсальный и магический рецепт, при помощи которого он действовал как в общей, так и в национальной политике, В его богатой уголовно-политической карьере нет ни одной предпринятой им политической акции, в ко- торой он потерпел бы поражение. Даже став неограниченным диктато- ром, он не позволял себе не эмоциональных взрывов, ни импровизирован- ных решений. Как новые решения, так и пересмотр уже принятых, подго- товлялись с расчетом на абсолютный успех. Во всем этом его преемник Хрущев был антиподом своего предшест- венника. Сталин ликвидировал ленинский НЭП и непманов - и уцелел, Сталин ликвидировал свободное крестьянство, составлявшее 80 процентов населе- ния страны, - уцелел, Сталин ликвидировал ленинскую партию, организа- тора победы в Октябрьской революции и гражданской войне - уцелел. Но когда он подошел к проблеме ликвидации национальных республик и слия- нию нерусских народов с русским в одну коммунистическую нацию с одним общим русским языком, то тогда Сталин остановился, словно почуяв, что тут уж не уцелеет. Хрущев решил: на что не осмелился Сталин, может отважиться он. По его поручению идеологический аппарат партии под руководством Суслова разработал целую комплексную программу денационализации нерусских на- ций СССР, чтобы подготовить их слияние с русской нацией. В программе этой нет элементов прямого насилия, да и названа она фарисейски и идиллически одновременно: "Расцвет и сближение наций". Но "расцвет" понимался как привитие нерусским народам русской культуры, а "сближе- ние" - как слияние. Стержень программы: превратить русский язык в род- ной язык всех нерусских народов - как предварительное условие создания единой коммунистической нации. Методы и каналы руссификации предусматривались многообразные. Главные из них: 1. В связи со школьными реформами 1958 года был при- - 6 - нят закон, согласно которому изучение национального языка и яБобучение яБная0 национальном языке в национальных школах считались делом доброяБволь- яБным.я0 От родителей зависело, в какую школу - русскую или национальную яБ- яБотдатья0 своих детей. Родители также решают, на каком языке в националь- яБной школея0 должно вестись обучение - на русском или на родном языке. яБРазумеетсяя0, родители, думая об успешной карьере своих детей ияБ хорошо яБзнаяя0, что дорога "наверх" идет
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
|
|