Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Политология, политистория /

Президентская форма правления

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 

Введение.

Поскольку в Российской Федерации президентская власть

существует очень недолго, по сравнению с другими странами то

рассмотрение президентской формы правления логично будет

проводить на примере государства в котором эта власть

существует уже долго и проверена временем. Одной из таких

стран является США. Ведь уже на протяжении двух столетий

американское президентство развивается, если можно так

сказать, в рамках классической системы разделения властей и за

этот период прошло через непростую, многоэтапную эволюцию.

В заключение мы проведем небольшую, сравнительную

характеристику президентских форм правления на примере

нескольких стран и России в том числе.

Президентская форма правления на примере США.

Президент США по своему государственно-конституционному

статусу выступает одновременно в трех лицах. Он - глава

государства, глава правительства (кабинета министров) и

главнокомандующий вооруженными силами страны. Такие широкие

полномочия президенту были предоставлены "отцами-основателями"

США отнюдь не случайно.

Соединенные Штаты первоначально сформировались в виде

конфедерации 13 бывших английских колоний со слабым

центральным правительством. "Вечный союз" в конфедеративном

варианте и без президентского поста, просуществовав всего лишь

несколько лет, показал свою полную нежизнеспособность. В

частности, конфедерация привела к фактическому развалу

финансовой системы и, как следствие, к недовольству и

вооруженным выступлениям социальных низов. Конституция 1787 г.

закрепила федеративное устройство союзного государства с

гораздо более сильным правительством, системой разделения

властей по горизонтали ( законодательная, исполнительная и

судебная ) и вертикали ( федерация - штаты ), а также постом

президента, который наделялся всей полнотой

исполнительной власти. Перед вступлением вступлением в

должность президент приносит следующую присягу: " Я

торжественно клянусь, что буду добросовестно исполнять

должность президента Соединенных Штатов и в полную меру своих

сил буду поддерживать, охранять и защищать конституцию

Соединенных Штатов".

Основные конституционные полномочия президента оговорены в

статье II конституции. Статья I посвящена конгрессу, которому

по замыслу "отцов-основателей", надлежало стать ведущим

законодательным органом власти федерального правительства. На

протяжении всего XIX века, за исключением периода гражданской

войны (1861-1865), именно конгресс доминировал над президентом

при осуществлении государственной власти. В нынешнем столетии

ситуация существенно изменилась.

Президент получает за свою работу жалованье (200.000$ в год),

которое, по конституции, в течение его четырехлетнего

пребывания на посту не может быть ни увеличено ни уменьшено.

Помимо этого, президенту выделяется 50.000$ на дополнительные

расходы ( облагаемых налогом ) и 100.000$ ( не облагаемых

налогом ) на транспортные расходы. После ухода с поста

президента ему выплачивается пожизненная пенсия в размере

63.000$ в год, предоставляются и некоторые другие льготы.

Президенту как главе исполнительной власти подчинен громоздкий

аппарат федеральных министерств и ведомств, насчитывающий

более 3 млн. государственных служащих. Эта огромная

бюрократическая пирамида состоит из верхнего слоя, сменяемого

с приходом к власти другой партии,-администрации ( насчитывает

приблизительно 600 политически значимых должностей, кандидаты

на которые назначаются президентом или его подчиненными с

"совета и согласия" сената либо без него ) и многочисленной

армии федеральных чиновников, постоянно состоящих на

государственной службе. О них стоит сказать подробнее так как

они играют важную роль в осуществлении президентской власти. В

США за ними утвердился термин "карьерная бюрократия". Эти

чиновники постепенно продвигаются по должностной лестнице с

первых до высших классов, получая на верхнем уровне ежегодное

жалованье порядка 60.000 - 80.000$. Уволить или подвергать

преследованию по политическим мотивам карьерного чиновника

президент или политические назначенцы не имеют права в

соответствии с законом о гражданской службе 1883 г. Этот же

закон требует от карьерного чиновничества политической

нейтральности по отношению к находящейся у власти

администрации. Любому федеральному служащему, включая

президента, законом запрещено использовать федеральные

ведомства с целью какого-либо воздействия или влияния на

избирательный процесс, избирательные кампании и выборы.

В институциональном плане президенту подчиняются:

Исполнительное управление президента, представляющее собой

систему надведомственных органов ( аппарат Белого дома, Совет

национальной безопасности, Административно-бюджетное

управление, Экономический совет при президенте и др.), 13

федеральных министерств, руководители которых в основном

образуют кабинет министров и юридически подотчетны конгрессу,

более 50 независимых регулятивных агентств, советов и комиссий.

Следует отметить, что подавляющая масса федеральных служащих

рассредоточены по всем штатам. В Вашингтоне и в федеральном

округе Колумбия, как правило, находятся верхние эшелоны

карьерного чиновничества и центральный аппарат министерств и

ведомств, насчитывающий более 300 тыс. служащих.

Формально все федеральные служащие подчинены президенту. В

действительности ситуация гораздо сложнее. Высшее карьерное

чиновничество совместно с аппаратом конгресса и так

называемыми "заинтересованными группами" образует по сути

единую государственно-бюрократическую общность, в руках

которой сосредоточена значительная политико-административная

власть, которая имеет собственные корпоративные интересы и

кадровый состав которой мало меняется с приходом к власти

новой администрации. Часто высшее карьерное чиновничество

гораздо лояльнее к своим коллегам по этому "тройственному

союзу", чем к находящейся у власти администрации. Другими

словами, оно обладает заметной автономией, и любой президент,

любая администрация, если они намерены претворить в жизнь свои

политические программы, вынуждены считаться с интересами и

властью этого административно-управленческого слоя, и в первую

очередь с высшим чиновничеством. Иначе говоря, неформальная

структура власти обеспечивает определенные "сдержки и

противовесы" по вертикали властным полномочиям президента и

внутри самого федерального исполнительного аппарата.

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»