Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Политология, политистория /

СНГ: на пути к экономическому союзу

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 

 

    К настоящему времени сформировались две концепции отношений  России со странами ближнего зарубежья. Первая исходит из целесообразности формирования тесных интеграционных связей,  выгодных как  для  России, так и ее партнеров, с учетом изменения геополитической обстановки, необходимости согласованнной структурной перестройки экономики, сохранения  кооперационного  сотрудничества.  Вторая  концепция ориентирует на экономическое размежевание и обособление России из-за опасения  экономического иждивенчества со стороны партнеров и притормаживания процессов рыночных реформ в России.  Во многих  странах  ближнего  зарубежья противники тесного  взаимодействия с Росией,  ее попыток навязать свои условия поставок, расчетов, динамики хозяйственных реформ.

    Подход высших эшелонов власти к вопросам взаимного сотрудничества резко изменился   после пессимистических оценок перспектив Содружества,характерных для  конца  1992 - начала 1993 гг.  Руководство всех стран СНГ заговорило о необходимости создания экономического союза (или  сообщества), скоординированной экономической политики. Причин, как представляется, здесь несколько.

·      Во-первых, быстро ухудшается экономическое положение  большинства государств Содружества,  причем  в  немалой степени вследствие разрыва хозяйственных связей,  неурегулированности валютно-финансовых  отношений, механизма  расчетов и ценообразования.  Действия России по защите собственного рынка,  главным образом,  установление в торговле с этими государствами таможенных пошлин на энергоносители и важнейшие сырьевые товары, дополнительно создают для них немалые экономические осложнения - поднимают цены на эти ресурсы до уровня мировых.

·      Во-вторых, окончательно развеялись иллюзии о  возможности  будучи экономически самостоятельными  быстро решить свои проблемы,  наполнить рынок и успешно осуществить реформы с учетом национальной специфики.

·      В-третьих, более трезвым стало понимание роли ожидаемой помощи со стороны развитых государств мира и международных экономических группировок.

 В этих  условиях  не могло не усиливаться осознание необходимости нормализации экономических взаимоотношений,  принятия  законодательных мер, которые  позволили  бы  воссоздать  некогда  единое экономическое пространство, но уже на новой,  рыночной основе. Результатом сало заключение в октябре 1992 г. в Бишкеке соглашения “О единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной и валютной политике государств, сохранивших рубль в качестве законного платежного средства”. Подписало это соглашение восемь государств.

 Существенные сдвиги произошли и в политических взглядах.  Если  в начале 1993 г. об экономическом союзе или других формах интеграционных объеденений говорили,  главеым образом, представители Беларуси и Казахстана (например,  украинские представители возражали по тем или иным причинам против многосторонних форм сотрудничества),  то сегодня заинтересованность в  экономическом  союзе  выражают практически все государства Содружества.

    Перелом настроений  в пользе интеграционных процессов нашел выражение в том,  что 14 мая 1993 г. в Москве на заседании глав государств - участников СНГ были приняты декларация о поэтапном движении к экономическому союзу и решение о подготовке соответствуещего договора и сопутствующих ему соглашений. Документы подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан,  Молдова, Россия, Такжикистан, Узбекистан, Украина, т.е.  все участники заседания за исключением Туркменистана,  который, впрочем,  проявляет интерес к этой работе в качестве наблюдателя.    В документах отражены стремление к глубокой интеграции, созданию общего рынка для свободного перемещения товаров,  услуг, капиталов, трудовых ресурсов при обеспечении взаимных интересов государств и намерение более тесно согласовывать действия по различным направлениям  экономической политики, особенно проведению экономических реформ.

Затем было подготовлено соглашение о Межгосударственном банке СНГ,  а в сентябре 1993 г. заключен Договор о создании Экономического союза СНГ.

Позднее, 24 сентября 1993 г.,  в Москве был подписан рамочный Договор о создании экономического союза. Договор открыт любой стране СНГ для присоединения.  Он  предусматривает координацию денежно-кредитной, финансовой и валютной политики и гармонизацию налогооблажения.  Однако что было  совершенно  новым  в  Договоре - это признание существования двух валютных систем в рамках экономического пространства СНГ:  много-валютный системы  и рублевой зоны нового типа,  т.е.  зоны российского рубля. Для многовалютной системы Договор установил цели,  стадии и механизмы трансформации в направлении валютного союза.

1)  На первой стадии трансформации Договор предусматривает  создание платежного союза на базе:  взаимного признания и официальных котировок всех республиканских валют;  многостороннего клиринга через Межгосударственный банк или другие учреждения с использованием национальных валют;  скоординированных механизмов  взаимного  кредитования  для покрытия дефицитов  платежных балансов;  конвертируемости национальных (республиканских) валют по текущим расчетам.

Межгосударственный банк был создан в декабре 1993 г.  Доля России в его оплаченном капитале - 50%.  Банк  должен  предоставлять  кредиты республиканским центральным банкам в рамках лимитов,  пропорциональных их счетам в этом банке.  Со второй половины 19944 г.  банк должен  был обеспечить многосторонний клиринг в российских рублях, в твердых валю-тах или в третьих валютах по решению Совета банка.

2)  На  следующем этапе предусматривалось трансформация платежного союза в “валютный” союз на базе:  плавающих обменных курсов  республиканских валют  и  удержаний колебаний курсов в согласованных пределах; полной конвертируемости этих валют.

3)  После достижения валютной “прозрачности” предполагалось преобразовать многовалютную систему в одновалютную. При этом наиболее широко используемая и стабильная валюта среди бывших республиканских валют (фактически - российский рубль) должен был играть роль общей валюты.

    Межгосударственный валютный комитет, предусмотренный Договором об экономическом союзе в качестве наднационального валютного органа,  был наделен такими функциями,  как осуществление мер,  способствующих конвертируемости “мягких” валют по текущим расчетам;  контроль за процессом либерализации  рынка иностранной валюты в странах-участницах Договора с тем, чтобы обеспечить формирование обменных курсов их валют рыночными факторами; создание фонда под контроль комитета в случае намерения участников Договора частично объединить резервы твердой  валюты, золота и  драгоценных металлов для решения проблем платежных балансов.  Однако несмотря на то,  что деятельность комитета формально началась в 1994 г., указанные соглашения остались на бумаге.

    Чтобы запустить действительно работающий межгосударственный  банковский механизм, акцент следовало бы сместить в сторону строительства таких институтов,  которые, как Европейский Инвестиционный Банк, обеспечивали бы сравнительно дешевое долгосрочное кредитование в целях вы-равнивания уровней экономического развития стран-членов.

    В СНГ можно наблюдать картину своего рода развертывания в обратном направлении истории валютной  интеграции в Западной Европе:  от механизма “один банк - одна денежная единица” к более “свободной” системе (частичного) объединения резервов пропорционально обязательствам  национальных центральных банков и “общей” денежной единицы, основанной на фиксированном паритете и имеющей национальную деноминацию;  затем  к  управляемым - в рамках согласованного диапазона - колебаниям  обменного  курса 

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»