←предыдущая следующая→
1 2 3 4
ТОТАЛИТАРИЗМ
(материалы и заготовки)
1. Новый интерес к тоталитаризму.
2. Тоталитарный феномен, тоталитарность и тоталитаризм.
3. Тоталитарный принцип и природа тоталитарного феномена.
4. Глубина, масштабы и многообразие тоталитарности.
5. Дисфункции модернизации.
6. Деинституционализация.
7. Бегство от свободы.
8. Слияние государства и гражанского общества.
9. От массового движения к партии-государству.
10. Эволюция отечественного тоталитаризма.
11. Рецидивный тоталитаризм.
12. Преодоление тоталитарных дисфункций модернизации.
Новый интерес к тоталитаризму.
Осенью 1993 года в серьезных научных журналах словно в ответ на какой-то призыв рока появились статьи, в которых предпринимается попытка заново осмылить и переосмыслить сущность тоталитаризма. В "Полисе" выступил Р.Андерсон, в "Вестнике МГУ" - К.Гаджиев, в "Общественных науках" - И.Мазуров.
Почему резко возрос интерес к тоталитаризму?
Оживление ставшего было затухать интерса связано с тем, что актуальность тоталитаризма растет, а политической системе тоталитарные черты все более отчетливо и последовательно воспроизводятся. Общественное сознание не может этого не замечать, не реагировать на процессы тоталитатаризации.
Тоталитарный феномен, тоталитарность и тоталитаризм.
Во всех публикациях прследнего времени в большей или меньшей степени выражено стремление прояснить разрвыв между феноменом тоталитаризма и объясняюшими его схемами. Специально концентрирует внимание на этой проблеме Андерсон. Предсталяется логичным подойти к решению проблемы путем различения отдельных сторон или аспектов тоталитарного феномена. Это потребует введения некоторых терминологических различений, смысл которых станет вполне ясен только в последующем изложении. Можно попыталься выделить некий тоталитарный принцип - наиболее универсальное и абстрактное выражение природв тоталитарного феномена. Следующей, более богатой и конкретизировнной, но сохраняющей универсальность абстрактной схемой мог бы быть идеальный тип или, точнее типы, которые удобно называть тоталитарностью, т.е. набором сущностных черт, свойств, признаков тоталитарного феномена в его различных проявлениях. Тоталитаризмом же могла дыть названа более или менее сознательно утверждаемая система реализации той или иной тоталитоидности. Наконец, саму ракльность тоталитарного феномена, его непосредственно наблюдаемую фактуру можно было бы назвать тоталь по аналогии с парой вериткаль-вертикальность.
Все эти терминологические различения связаны с тем, что тоталитиарный феномен обычно рассматривается двояко. Предпринимаются попытки отождествить его под именем тоталитаризма с Третим Рейхом, например, или с СССР периода сталинщины и при этом трактовать казалось бы все тот же тоталитаризм как идеальный тип, набор формальных признаков, которые проявляются в феноменах лишь частично и с различной интенсивностью.
В первом случае уникальность исходного феномена не позволяет признать тоталитаризмом никакой иной феномен, который столь же уникален и своеобычен. Но это еще полбеды. Множество явно нетоталитарных черт феномена окажутся необъяснимы и их придется как бы не замечать.
Во втором же случае мы напротив без труда найдем большее или меньшее выражение черт идеального типа тоталитаризма в ог-
ромном количестве политических феноменов, однако даже самое полное совпадение оеальных и идеальных черт заведомо будет отличаться частичностью, множеством отклонений и пустот. Каждый реальный феномен окажется лишь попыткой с большей или меньшей полнотой проявить черты идеального типа. В результате ни один феномен мы не сможем признать вполне тоталитарным, что кажется недостатком в сравнении с первым случаем, т.к. там хотя бы один феномен заведомо объявляется тоталитарным.
Некоторый релятивизм в трактовке тоталитатизма компенсируется оценить приближение или отдаление от идеального типа как отдельных политических систем, так и их состояний.
Целесообразно различать тоталитаризм как явление, в кото-
ром с меньшей или большей полнотой проявляются черты идеального типа или тоталитарности.
Тоталитарный принцип и природа тоталитарного феномена.
Существуют самые различные суждения относительно природы тоталитаризма. Их довольно содержательный обзор содержится в статье Ю.И.Игрицкого "Концепция тоталитиризма: уроки сноголетних дискуссий на Западе"//История СССР, 6, 1990, С.172-190.
Данные Мазурова.
Схема Гаджиева.
Статья о тоталитаризме в Словаре истории идей.
Концепция Х.Арендт.
Наивно-натуралистическое представление прежде всего улавливает наиболее бросающиеся в глаза внешние приметы тоталитаризма, но в то же время отражает и некоторые существенные момтенты - непонимание ни тоталитарной личностью, ни системой иных аргуметов кроме насилия и равенства всех в тотальной небезопасности.
Другое, чуть более изощренное понимание заключается в интерпретации тоталитаризма как закрытой системы жестких функциональных связей, как социальной мегамашины, в которой каждый человек становится винтиком (Ольшанский в "Полисе"). Здесь уже налицо тотальное поглощение личности ролью, функцией.
Еще одно понимание тоталитаризма связано с его рассмотрением в качестве системы всепроникающего контроля и встречного, добровольного самоконтроля членов тоталитирного целого. подобный тоталитарный контроль и самоконтроль либо принимается как самоочеыидная данность, либо объясняется извращенной и/или неизбежной исторически формой общественного сознания, подавленной мифологическим отождествлением части и целого, содержания и формы, целей и средств, неспособностью различить частное и общее благо, построить рациональные формы политического опосредования и участия.
У всех этих трех интерпретаций есть нечто общее - однородность, гомогенность организации: скопление идентичных людей-атомов, которые не знают ничего кроме прямого насилия, живут в гоббсовской утопии "войны ысех против всех"; набор ролей-функций, которые одинаково важны и носители которых одинаково неважны; мифы, порождающие "оборотничество" смыслов и картину мира, где царит всеобщее отождествление, где личное и родовое нерасчленены и слиты. Таким образом общим принципом тоталитиаризма можно признать гомогенность его состава, структуры и организации (системы).
Глубина, масштабы и разноликость тотлитарности.
Выявление общего тоталитарного принципа отнюдь не равнозначно созданию идеального типа. Одного лишь принципа для этого недостаточно. Требуется еще уточнить - какой материал и каким образом этот принцип организует. Можно предположить, что принудительное навязывание гомогенности разным пластам политической реальности, внедрение тоталитарного принципа дает весь-
ма своеобразные, заметно отличеюшиеся друг от друга идеальные типы. Гомогенизируется ли только режим правления? Или тоталитарный принцип пронизывает всю структуру государства? А что если он навязан всей политической системе? Что получится, если гомогенность будет наязываться не только политике, но всему человеческому миру, всей социальной системе, включающей экономику, культуру и все прочие саера сферы человеческих отношений?
В первом случае мы будем иметь идеальный тип тоталитарного режима - административное регулирование, в целом неплохо
←предыдущая следующая→
1 2 3 4
|
|