Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Политология, политистория /

Тоталитаризм

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 

ТОТАЛИТАРИЗМ

(материалы и заготовки)

1. Новый интерес к тоталитаризму.

2. Тоталитарный феномен, тоталитарность и тоталитаризм.

3. Тоталитарный принцип и природа тоталитарного феномена.

4. Глубина, масштабы и многообразие тоталитарности.

5. Дисфункции модернизации.

6. Деинституционализация.

7. Бегство от свободы.

8. Слияние государства и гражанского общества.


9. От массового движения к партии-государству.

10. Эволюция отечественного тоталитаризма.

11. Рецидивный тоталитаризм.

12. Преодоление тоталитарных дисфункций модернизации.

     Новый интерес к тоталитаризму.

     Осенью 1993 года в серьезных научных  журналах  словно  в ответ на  какой-то  призыв  рока  появились статьи,  в которых предпринимается попытка заново осмылить и  переосмыслить  сущ­ность тоталитаризма.  В "Полисе" выступил Р.Андерсон, в "Вест­нике МГУ" - К.Гаджиев, в "Общественных науках" - И.Мазуров.

Почему резко возрос интерес к тоталитаризму?

     Оживление ставшего  было  затухать интерса связано с тем, что актуальность тоталитаризма растет,  а политической системе тоталитарные черты все более отчетливо и последовательно восп­роизводятся. Общественное сознание не может этого не замечать, не реагировать на процессы тоталитатаризации.

  Тоталитарный феномен, тоталитарность и тоталитаризм.

     Во всех публикациях  прследнего  времени  в  большей  или меньшей  степени  выражено  стремление прояснить разрвыв между феноменом тоталитаризма и объясняюшими его схемами. Специально концентрирует  внимание на этой проблеме Андерсон.  Предсталя­ется логичным подойти к решению проблемы путем различения  от­дельных сторон или аспектов тоталитарного феномена. Это потре­бует введения некоторых  терминологических  различений,  смысл которых  станет  вполне  ясен  только в последующем изложении. Можно попыталься выделить некий тоталитарный принцип -  наибо­лее универсальное и абстрактное выражение природв тоталитарно­го феномена.  Следующей, более богатой и конкретизировнной, но сохраняющей  универсальность  абстрактной  схемой  мог бы быть идеальный тип или,  точнее типы, которые удобно называть тота­литарностью,  т.е. набором сущностных черт, свойств, признаков тоталитарного феномена в его различных проявлениях.  Тоталита­ризмом  же  могла дыть названа более или менее сознательно ут­верждаемая система реализации той  или  иной  тоталитоидности. Наконец,  саму  ракльность  тоталитарного  феномена,  его  не­посредственно наблюдаемую фактуру можно было бы назвать тоталь по аналогии с парой вериткаль-вертикальность.

     Все эти терминологические различения связаны с  тем,  что тоталитиарный феномен обычно рассматривается двояко.  Предпри­нимаются попытки отождествить его под именем  тоталитаризма  с Третим Рейхом,  например,  или с СССР периода сталинщины и при этом трактовать казалось бы все тот же тоталитаризм  как  иде­альный тип,  набор формальных признаков, которые проявляются в феноменах лишь частично и с различной интенсивностью.

     В первом случае уникальность исходного феномена не позво­ляет признать тоталитаризмом  никакой  иной  феномен,  который столь же уникален и своеобычен.  Но это еще полбеды. Множество явно нетоталитарных черт феномена окажутся  необъяснимы  и  их придется как бы не замечать.

     Во втором же случае мы напротив без труда найдем  большее или меньшее выражение черт идеального типа тоталитаризма в ог-

ромном количестве политических феноменов,  однако  даже  самое полное совпадение оеальных и идеальных черт заведомо будет от­личаться частичностью,  множеством отклонений и пустот. Каждый реальный  феномен окажется лишь попыткой с большей или меньшей полнотой проявить черты идеального типа.  В результате ни один феномен мы не сможем признать вполне тоталитарным, что кажется недостатком в сравнении с первым случаем,  т.к.  там  хотя  бы один феномен заведомо объявляется тоталитарным.

     Некоторый релятивизм в трактовке тоталитатизма  компенси­руется  оценить  приближение  или отдаление от идеального типа как отдельных политических систем, так и их состояний.

Целесообразно различать тоталитаризм как явление, в кото-

ром с меньшей или большей полнотой проявляются черты идеально­го типа или тоталитарности.

Тоталитарный принцип и природа тоталитарного феномена.

     Существуют самые различные суждения относительно  природы тоталитаризма.  Их  довольно содержательный обзор содержится в статье Ю.И.Игрицкого "Концепция тоталитиризма: уроки сноголет­них дискуссий на Западе"//История СССР, 6, 1990, С.172-190.

Данные Мазурова.

     Схема Гаджиева.

     Статья о тоталитаризме в Словаре истории идей.

     Концепция Х.Арендт.

     Наивно-натуралистическое представление прежде всего улав­ливает наиболее бросающиеся в глаза внешние приметы  тоталита­ризма, но в то же время отражает и некоторые существенные мом­тенты - непонимание ни  тоталитарной  личностью,  ни  системой иных аргуметов  кроме насилия и равенства всех в тотальной не­безопасности.

     Другое, чуть более изощренное понимание заключается в ин­терпретации тоталитаризма как закрытой системы жестких функци­ональных связей,  как социальной мегамашины,  в которой каждый человек становится винтиком (Ольшанский в "Полисе"). Здесь уже налицо тотальное  поглощение  личности  ролью,  функцией.

     Еще одно понимание тоталитаризма связано с его рассмотре­нием в качестве системы всепроникающего контроля и встречного, добровольного самоконтроля членов тоталитирного целого. подоб­ный тоталитарный  контроль и самоконтроль либо принимается как самоочеыидная данность, либо объясняется извращенной и/или не­избежной исторически формой общественного сознания, подавленн­ой мифологическим отождествлением части и целого, содержания и формы, целей и средств, неспособностью различить частное и об­щее благо,  построить рациональные формы политического опосре­дования и участия.

     У всех этих трех интерпретаций есть нечто общее  -  одно­родность, гомогенность  организации:  скопление идентичных лю­дей-атомов, которые не знают ничего кроме прямого насилия, жи­вут в  гоббсовской утопии "войны ысех против всех";  набор ро­лей-функций, которые одинаково важны и носители которых одина­ково неважны;  мифы,  порождающие  "оборотничество"  смыслов и картину мира,  где царит всеобщее отождествление, где личное и родовое нерасчленены  и  слиты.  Таким образом общим принципом тоталитиаризма можно признать гомогенность его состава, струк­туры и организации (системы).

     Глубина, масштабы и разноликость тотлитарности.

     Выявление общего тоталитарного принципа отнюдь не равноз­начно созданию идеального типа. Одного лишь принципа для этого недостаточно.  Требуется еще уточнить - какой материал и каким образом этот принцип организует.  Можно предположить, что при­нудительное навязывание гомогенности  разным  пластам  полити­ческой реальности, внедрение тоталитарного принципа дает весь-

ма своеобразные,  заметно отличеюшиеся друг от друга идеальные типы.  Гомогенизируется ли только режим правления? Или тотали­тарный принцип пронизывает всю структуру  государства?  А  что если он навязан всей политической системе? Что получится, если гомогенность будет наязываться не только  политике,  но  всему человеческому миру, всей социальной системе, включающей эконо­мику,  культуру и все прочие саера сферы человеческих  отноше­ний?

     В первом случае мы будем иметь идеальный тип тоталитарно­го  режима  - административное регулирование,  в целом неплохо

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»