←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
Пермский Государственный Университет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ТЕМА
"ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА"
Сдала студентка 3я5-егоя0 курса
экон.фак-та,з/о, гр. БУ-1
Громыхалова Л.В.
Проверил Горшков А.П.
Пермь,1997
- 2 -
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ПРОБЛЕМЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 4
ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ НА ВАЛЮТНОМ РЫНКЕ 4
СИСТЕМЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ 11
РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНОГО РЫНКА В РОССИИ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ
Валютный рынок всегда находится на перекрестке противоречивых
интересов и трудносовместимых целей различных участников экономичес-
кой деятельности: государственных органов, экспортеров, импортеров,
банков, иностранных инвесторов, населения и т.д. Поэтому несложно
обратить внимание на то, что политика ЦБ РФ постоянно критикуется с
позиции то одних, то других экономических интересов.
О недостаточной эффективности и неупорядочености мер государс-
твенных органов по управлению валютно-финансовыми отношениями свиде-
тельствует целый ряд негативных процессов. Валютный рынок находится
в нестабильном положении, хотя бы потому, что не вышел из фазы фор-
мирования, в условиях экономики, носящей переходный характер и нахо-
дящейся в состоянии глубокого кризиса. В такой ситуации любые су-
щественные события, воплощающие заметные экономические и политичес-
кие изменения ("черный вторник" 11 октября 1994г. и др.), автомати-
чески приводят к дестабилизации и обесценению российского рубля. Не-
гативную роль сыграли также скандалы с акциями АО "МММ", "Русский
Дом Селенга", "Хопер-Инвест" и другими дутыми компаниями. Неустойчи-
вы многие российские коммерческие банки. Более 800 из них (36% от
общего их количества) закончили 1995г. с убытками, составившими 5.7
трлн.руб. В целом к началу 1996г. в России уже разорилось 313 ком-
мерческих банков.
Вследствие данных обстоятельств население страны не питает до-
верия к финансовому рынку. Из-за общей криминализации экономики, не-
совершенства законов о рынке ценных бумах и других негативных явле-
ниях россияне не следуют принципам рыночной экономики, и не вклады-
вают свои сбережения в акции, облигации и другие источники устойчи-
вого дохода, т.е. не стремятся к рублевым формам сбережений, пос-
кольку не верят в свою национальную валюту, предпочитая ей, в основ-
ном, доллары США.
Но одним указанием на плохое состояние дел в национальном хо-
зяйстве не исчерпываются причины трудностей валютного регулирования
в России.
Управление движением средств на валютном рынке требует анализа
многих аспектов экономической деятельности.
- 4 -
ОБЩАЯ ЧАСТЬ: ПРОБЛЕМЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ НА ВАЛЮТНОМ РЫНКЕ
Традиционными ориентирами действий государственных органов по
управлению валютным рынком выступают: уровень и динамика курса наци-
ональной денежной единицы; структура и сальдо внешнеторгового балан-
са; состояние основных сегментов финансового рынка, прежде всего
движение капиталов; борьба с отмыванием денег, неуплатой налогов и
т.д. Но каждый из вышеупомянутых ориентиров, как правило, не исполь-
зуется как самоцель.
Обменный курс валюты является тем ключевым фактором, который
связывает экономику страны с остальным миром. Различают два вида об-
менных курсов: номинальный и реальный. Номинальный обменный курс -
это относительная цена валют двух стран. Реальный - относительная
цена товаров, произведенных в двух странах. Предположим, что амери-
канская машина стоит 2000 долларов, а анологичная российская - 13
млн.рублей. Чтобы сравнить эти цены их нужно выразить в одной валю-
те. При обменном курсе 5800 руб./долл. получается, что американская
машина стоит 11.6 млн.рублей. Это значит - цена российской машины
равна 1.12 цены американской. Пример показывает, что реальный обмен-
ный курс зависит от номинального курса и цен товаров национальных
валют.
В практике используемых странами рыночной экономики систем ва-
лютного регулирования можно найти самые разнообразные сочетания раз-
личных инструментов и целей воздействия на рынок.
Схемы действий государственных органов находятся в диапазоне
между двумя крайними режимами: система фиксированных валютного кур-
сов и режим свободного флоатинга.
Режим фиксированных валютных курсов. Основная идея такого ре-
гулирования заключается в проведении политики курсообразования , не
допускающей отклонение от заранее выбранных приоритетов, которая
обеспечивается ограничениями по операциям физических и юридических
лиц, т.е. государство жестко фиксирует обменные курсы валют. В дан-
ном случае Центральный банк должен располагать адекватными резервами
иностранной валюты - для смягчения колебаний на валютном рынке.
- 5 -
Режим свободного флоатинга. Здесь государство может полностью
оставаться вне пределов валютного рынка, полагается на эффективность
рыночных механизмов перераспределения финансовых ресурсов, снимая
прямые ограничения. Центральные банки управляют в основном конъюк-
турными колебаниями спроса и предложения, полагая, что свобода ры-
ночных отношений выводит курс на оптимальный уровень.
Свободный флоатинг.
Рассмотрим валютный рынок в условиях свободного флоатинга,
когда реальный обменный курс равен 1, т.к. спрос и предложение регу-
лируется за счет законов свободной конкуренции. Для чистоты модели
предполагаем, что международного кредитования, заимствования, а так-
же спекуляции не существует.
Эта предпосылка подразумевает, что иностранная валюта исполь-
зуется только в сделках по экспорту или импорту товаров и услуг. Им-
портеры должны получить иностранную валюту, чтобы оплатить свои сче-
та за границей. Следовательно, импорт является источником спроса на
иностранную валюту. Экспорт же, наоборот, представляет собой источ-
ник ее предложения. На рынке предложение со стороны экспорта встре-
чается со спросом со стороны импорта. Таким образом устанавливаются
обменные курсы.
На рисунке 1 показан рынок иностранной валюты в состоянии
равновесия.
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|