Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика /

Влияниеэкономических реформ на население Казахстана

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 

регулированием очереди на получение ведомственного жилья. В течение 1993 - 1994 гг. профсоюзы полностью утратили эту функцию и вместе с ней - своё влияние в трудовых коллективах. Отсутствие социальных институтов защиты трудовых прав работнико приводит к тому, что нормой становится индивидуализация в организации доходной трудовой деятельности, главным образом в неформальной экономике.

В процессе социологического исследования было выяснено, что поиск дополнительных заработков мужчинами, числящимися в штате какого - либо предприятия, как правило происходит в форме самоорганизации, без использования легальных путей доступа к работам на рынке труда. Службы занятости не выполняют в этом деле роль посредника, во - первых, потому что они не располагают информацией о случайных, разовых работах и не стремятся создать банк данных о такого рода работах, а во - вторых, потому что они нацелены на обслуживание безработных, а не на помощь работающим соискателям работ.

Под угрозой нищеты люди используют единственно доступный им метод борьбы с обнищанием - поиск дополнительных заработков. Спрос на случайных работников довольно большой как в легальной, так и в нелегальной экономике из-за неразвитости сферы обслуживания и из-за существования неквалифицированного труда, работ с ненормальными условиями труда, непривлекательных для постоянной занятости.

Все эти причины (дешевизна рабочей силы, нарушение трудового права работника на своевременную выплату зарплаты, неразвитость системы социальной защиты) привели к тому, что на базе, как правило, неформальных взаимоотношений работника и работодателя возникла и быстро развивается дополнительная занятость. Но возможности использовать этот специфический институт труда ограничены для лиц недостаточно физически крепких и выносливых, а также для женщин, имеющих малолетних детей, для многодетных матерей. У них остаётся лишь одна возможность заработков - уличная рыночная экономика.

В развитии феномена дополнительной занятости, не регулируемой и не контролируемой государственными органами и профсоюзами, можно отметить по крайней мере два негативных момента.

Во - первых, опора людей исключительно на самодеятельность, самостоятельные усилия ведёт к полной утрате интереса к социальным организациям по защите прав граждан в сфере труда, к коллективным действиям. Постепенно утрачивается чувство причастности к социальной жизни, углубляется индивидуализм и ощущение социальной изоляции.

Во - вторых, явно выделяется тенденция к сокращению доступа работников в сегменты “хороших” работ рынка труда. Выполняя случайные работы, профессионалы теряют квалификацию и рыночные характеристики, привлекательные для работодателя с точки зрения постоянного найма и набора на перспективные работы. Работники, как правило, не осуществляют торг с работодателями за хорошую оплату и нормальные условия труда, большинство из них не имеют представления о контракте как о способе достижения согласия между работником и работодателем. В итоге формируется локальный рынок труда с доминированием прав работодателя. Такие работники снижают требования к работодателям и на основном месте работы, мирятся с дешевизной рабочей силы и длительными задержками выплаты заработной платы. Они теряют чувство привязанности к своей организации, снижается ценность хорошей трудовой атмосферы, трудовая мотивация становится всё более слабой.

Если опустить промежуточные звенья этого механизма, то главный фактор “на входе”- дешевизна рабочей силы, а основными результатами “на выходе” являются бедность и снабжение “стараниями” государственного сектора экономики дешёвой рабочей силой сегмента случайных нерегистрируемых работ рынка труда, тесно связанного с нелегальной экономикой. Естественно, что от нелегальной экономики не получают налоги, не пополняется госбюджет, не умножаются ресурсы для проведения социальной политики и создания системы социальной защиты.

 

Незащищённость как состояние и как процесс

 

К началу трансформационных процессов в Казахстане оказались экономически и социально незащищенными в наибольшей степени три категории населения:

- сельское население, которое на протяжении десятилетий было систематически лишено доступа к ряду основных средств жизнеобеспечения;

- пенсионерв, особенно одинокие;

- этническое меньшинство - немцы, греки, русские.

Последние все послевоенные годы проживания в Казахстане испытывали ущимление в правах на получение высшего образования, на занятие руководящих должностей и пр. В итоге у многих этнических меньшинств относительно низкий уровень знаний и квалификации; в основном они проживают в сельской местности и ведут сельский образ жизни. Они не бедны, но они не могут, по - видимому, не ощущать ущемлённость относительно того уровня жизни, который они имели бы на своей исторической родине. Дискриминация по национальному признаку достигла своего апогея в 1988 -1989 годах, и именно в это время начинается массовый выезд немцев и греков. К примеру: до 1988 года в Казахстане проживало более 800 тысяч немцев и немногим больше греков , к 1995 году их осталось не более 9 -10% от их общего числа. Вслед за ними начинается массовый выезд русских, преимущественно из городских районов.

В последние 5 лет идёт нарастание ощущения ущемлённости среди этнической группы русских. Прежде они были заняты в основном на предприятиях союзного подчинения, в сфере управления, народного образования, науки и т.д. Изменение прежних приоритетов в распределении государственных ресурсов и в финансировании выразилось в резком ухудшении условий трудовой деятельности и снижении доходов русскоязычного населения. Русскоязычные составляют значительную часть специалистов, которые в переходный период экономики повсеместно испытывают чувство избыточности, ненужности. Это усугубляется ущемлением ряда прав русскоязычного населения в отношении доступа к квалифицированному труду и профессиональному образованию, осуществления трудовой карьеры, обеспечения полноценного образования для детей и т.д. Примером этому может служить то, что после выборов в парламенте республики казахов оказалось 60%, а русских 28%. Среди советников президента не осталось ни одного не казаха! Таким образом все нации оказались равны, но казахи немного “равнее”.

Отчётливо выделяются следующие негативные социальные процессы, которые будут препятствовать в перспективе преодолению разделения отдельных категорий населения (и не только русского):

1.Отток учителей, врачей и другой интеллигенции из сельской местности, вызванный резким сокращением финансирования социальной сферы и изменением прежней отраслевой дифференциации заработной платы. (приложение 1,2) Отток затрудняет социально-культурное обслуживание сельского населения и формирование культурного и квалификационного потенциала сельских жителей и в ближайшем будущем приведёт к снижению уровня их конкурентоспособности на рынке труда.

Занятость в непроизводственной сфере сократилась за 1993-1994 годы на 11,8%, в том числе в образовании, науке и культуре-на 14,5% (занятость в целом по народному хозяйству за январь-июль 1994 года составляет 94,5% от уровня занятости за соответствующий период 1993 года). Низкая зарплата в непроизводственной сфере вызвала отток работников в другие отрасли и коммерческие организации, стимулировала эмиграцию специалистов, преимущественно высокой квалификации.

2. Отток русскоязычного населения из Казахстана(приложение 1,3), что негативно скажется на общем состоянии экономики, науки, культуры и в конечном счёте на успехе перехода республики к рыночной экономике, на её позициях в международном разделении труда.

3. Усиление сельской миграции в города. Создание барачных городков сельских мигрантов может принять форму гетто, возникает угроза воспроизводства и расширения бедности в среде бывших сельских жителей. Усиление сельской миграции в города основном идёт за счет переселения детей сельских

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»