Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика /

Государственноепредпринимательство в условиях рыночнойэкономики.

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 

превысили  12  млрд., то  в 1989 и 1990 годах его доходы составляли 9 млрд.  франков.  Приносят  прибыль и другие государственные концерны - "СенГобен",  "Пешине" и другие. В то же время в Индии в начале 90-х годов  на  госсектор  приходилось  46  процентов  фондов, однако в нем производилось  лишь  27  процентов  валового  национального  продукта.  Поэтому  государственный  сектор  отступает  почти  всюду. С 1985 года около  50  стран  продали  государственные  компании  общей стоимостью примерно 300 млрд. долларов.

В России едва ли можно рассчитывать на успешную работу подобной группы предприятий в условиях, когда права на управление предприятием будут (во всяком случае формально) принадлежать  предприятию, а материальную ответственность за качество этого управления будет нести государство-собственник.  Едва  ли  также  может  вызвать  сомнение  и реставрация стиля и методов управления такими предприятиями со стороны отраслевых министерств. Поэтому  предусмотренное  Указом Президента России  от  23  мая  1994  года №1003 прекращение создания новых федеральных  государственных  предприятий,  наделенных  правом полного хозяйственного ведения, следует признать  достаточно обоснованным. Государственные  коммерческие предприятия будут постепенно вытесняться казенными  предприятиями и АО. Тем  не менее и для этой группы предприятий  необходимо разработать систему управления, обеспечивающую их эффективное функционирование.

Чтобы обеспечить проведение   государственной  структурной и промышленной политики, органы  государства должны обладать таким действенным  инструментом  влияния на управленческие решения АО, как закрепленный в государственной  собственности пакет акций. Наличие такого   пакета  является  необходимым, но не  достаточным  условием эффективного управления  госсобственностью. Целесообразно разработать механизм, при помощи которого реализация прав государства-собственника не  сковывала  бы  предприимчивость менеджеров и трудового коллектива предприятия.

В отличие от казенных предприятий АО с государственным капиталом участвуют в  конкуренции.  Их  основной  задачей  является  получение прибыли  (коммерческие  функции). Они могут быть объявлены банкротами, поскольку самостоятельно отвечают по своим долгам. Вместе с тем эти АО в критической ситуации могут  рассчитывать  на  финансовую  помощь государства.  Последнее обстоятельство выводит государственные АО из жестких последствий конкуренции, что  снижает  стимулы эффективного функционирования.  И, тем не менее, неверна установка на то, что государственное предприятие обречено на неэффективность. Нужно сделать все возможное, чтобы оно приносило прибыль не меньшую, чем предприятия частного сектора. По критерию   участия в капитале и влияния государственных органов на управление можно выделить две группы АО:  АО, в которых 100 процентов капитала принадлежит государству,  и  АО,  в которых государству принадлежит контрольный пакет акций или золотая акция.

Можно  обозначить  три  причины  образования АО со 100-процентным капиталом:

1. Акционерная форма дает возможность в  перспективе без каких-либо организационных  преобразований выбросить на рынок пакет акций  для  частичной  приватизации АО и привлечения дополнительных инвестиций не из государственной казны. Так, в соответствии с п.5.12.3 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 года, приватизация активов объектов, не завершенных строительством, может происходить  путем учреждения открытых АО со 100-процентным государственным капиталом с последующей продажей акций.

2.Форма АО по определению предполагает широкую хозяйственную самостоятельность. Нельзя  забывать, что и в государственном АО формальным  собственником имущества выступает АО, а не государство. Хозяйственная самостоятельность  является условием коммерциализации деятельности предприятия.

3.Само по себе утверждение коммерческих  целей не создает достаточной основы для устойчивых финансовых результатов. Необходимо установление действенной системы   внутрифирменного управления. Акционирование предполагает преобразование организационных структур и компетенции органов управления.

В качестве общей цели создание АО со 100-процентным государственным капиталом призвано решить задачу совмещения достаточно плотной   зависимости предприятия от структур   государственного управления и достаточной самостоятельности для достижения коммерческих целей.

Государственное  влияние  на  промышленную  политику предприятия обеспечивается отходом от  традиционной организационной структуры управления  АО.  Выпадает  один  из  главных  ее  элементов - собрание акционеров. Его функции должен, видимо, выполнять совет директоров, состав которого    определяется   собственником - государством.

Целесообразно ввести в состав совета   директоров наряду с представителями    отраслевого органа управления представителей администрации предприятия, трудового  коллектива,  местных органов власти. И конечно, высококвалифицированных специалистов (менеджеров, финансистов  и  т.п.). Представители  трудящихся  избираются трудовым коллективом, представители местного органа управления назначаются этим органом,  все  остальные назначаются отраслевым органом управления. На подобном   принципе   представительства  интересов  формируется  совет государственного АО во Франции.

Совет директоров наделяется достаточно широкой компетенцией: он разрабатывает и принимает общие программы развития предприятия, бюджет и плановые расчеты, осуществляет займы,  операции с недвижимостью, заключает контракты,  назначает и увольняет генерального директора и других руководящих работников и т.п. Некоторые  решения совета (например, назначение и увольнение генерального директора) утверждает государственный  орган   управления  (министр,  в  некоторых  случаях вице-премьер). Что касается внутреннего управления фирмой (собственно  управления  производством),  то  совет делегирует определенные функции генеральному директору,    осуществляя за его деятельностью соответствующий    контроль. Как и на казенных предприятиях, целесообразно разработать систему участия  персонала в управлении производством.

АО со 100-процентным государственным   капиталом несет самостоятельную имущественную  ответственность. Создается возможность обращения   взыскания по долгам на имущество такого  предприятия.

Наделение хозяйственной самостоятельностью    и установление ответственности по своим долгам  создает объективные предпосылки "рыночного  поведения" соответствующих фирм. Тем не менее достаточная эффективность деятельности таких  АО  сомнительна, имея в виду, что решения,  принимаемые органом, в котором доминируют  представители государства, могут тормозить  действия администрации в улучшении коммерческих  результатов. Таким образом, государственная промышленная политика может проводиться с     помощью рассмотренной организационно-правовой   формы достаточно эффективно, но должна корректироваться с учетом коммерческих задач АО.

Более перспективны АО, в которых  государству  принадлежит контрольный пакет акций. Такое  акционирование при его правильном проведении   решит три основные задачи. Во-первых, поскольку  оно проводится применительно к крупным предприятиям с высокой стоимостью основных   фондов, на рынок ценных бумаг поступает  значительное количество акций и создаются  условия для реализации ваучеров через чековые  аукционы. Во-вторых, сохраняется возможность воздействия на стратегию и тактику  акционированных предприятий в целях обеспечения общественных интересов.

В  частности, являясь крупным инвестором,  государство может оказывать решающее влияние на

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»