←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ...
и т. д. Также нелепо выглядят сей-
час социальные концепции, базирующиеся на выпячивании, гипертрофии
значимости одного-двух социальных или экономических факторов. Печаль-
ным примером такой скособоченной конструкции является гайдаро-чу-
байсовская концепция реформ в России, превращающая принцип экономи-
ческой свободы в идола, которому рьяно поклоняются их сторонники,
расшибая свои наивные лбы.
Человечество достаточно давно миновало самый ранний этап своего
развития, когда социальное и экономическое планирование ориентирова-
лось, по существу, на единственный, главный результат, да к тому же
достигаемый почти любой ценой. В двадцатом столетии диалектический
подход (прогноз соотношения выигрыша в достижении основной цели и про-
игрыша в обстоятельствах, представляющихся второстепенными) из фи-
лософского принципа трансформировался в правило повседневной управлен-
ческой практики, так называемый "закон рычага": выигрываешь в силе,
проигрываешь в расстоянии, и наоборот... В управлении был принят на
вооружение принцип использования избыточного ресурса для компенсации
ресурсов недостаточных. Однако и диалектический подход оказался явно
неполным; учет только прямых выигрышей и проигрышей не давал гарантий
развития общества без неожиданных кризисов, потрясений, катастроф. Ба-
нальным примером являются проблемы экологического характера при быст-
ром росте промышленного производства. Сегодня общество подходит к
осознанию необходимости достижения сбалансированности комплекса основ-
ных результатов любой, в том числе социально-экономической деятель-
ности.
От догматического однофакторного подхода через диалектику челове-
чество приходит к так называемому "системному подходу", "оптимализму",
т. е. оценке сотношения планируемого выигрыша и всех основных негатив-
ных сопутствующих эффектов. Сделать это непросто, однако современная
компьютерная техника представляет как в планировании, так и в анализе
социально-экономических процессов такие возможности, о которых прежде
нельзя было даже и мечтать.
Во все большей степени общественная полезность производства (его
долговременный и комплексный результат), становится важнее прибыль-
ности (кратковременный и частный результат) для отдельного человека
или отдельного производственного коллектива. Поэтому даже в госу-
дарствах с развитой рыночной экономикой дотируется сельскохозяйствен-
ное производство. По большому счету, общественная полезность всегда и
везде важнее краткосрочной выгоды. Во многих случаях прибыль действи-
тельно отражает общественную полезность производства. Во многих, но не
всегда...!
Нетрудно заметить, что, чем большее количество людей участвует в
строительстве предприятия, функционировании завода, разработке компь-
ютерной программы, проектировании и т. д., тем сложнее оценить вклад
каждого участника в создание этой новой крупной полезности, независимо
от того, будет ли она принадлежать отдельному человеку или всему об-
ществу... Однако и в этом случае психологический подход позволяет по-
нять интересующий нас механизм оценки, т. е. измерения того, чего
нельзя оценить в килограммах, метрах, секундах и других единицах изме-
рения материального мира.
Социальная психология раскрывает механизм оценки социальных про-
цессов, т. е. событий, реализующихся в ходе взаимодействия людей, в
том числе, производственных и экономических взаимоотношений. Социаль-
ные оценки основываются на так называемых "конвенциях"". В переводе на
повседневный русский язык это всего лишь договоренности...
Учитывая сказанное, теперь становится возможным раскрыть секрет
возникновения несравнимых по размеру капиталов у людей, примерно рав-
ное время занятых созданием новой ценности, производственного потенци-
ала. Пользуясь приведенным ранее примером о сотрудничестве человека,
знающего, как организовать дело, с людьми, готовыми выполнять поручен-
ную работу, можно определенно утверждать, что дореволюционный инженер,
прежде чем приступать к строительству железной дороги, договаривался с
нанятыми для этой работы крестьянами (т. е. заключал с ними конвенцию)
о цене своего и их труда. Нетрудно догадаться, что достигнутое ими
соглашение предусматривало значительно более высокую оплату труда ин-
женера, чем оплату неквалифицированного труда крестьян. Но обе стороны
считали это неравенство справедливым... Странно ли, что наемные работ-
ники охотно соглашались на меньшую оплату за свой нелегкий труд? Нет,
их согласие было вполне естественным.
Первопричиной неравенства, возникшего в описанной ситуации, явля-
ется не различие ума, а также способностей, в широком смысле слова,
инженера и крестьян, не различие их вышеозначенных физических возмож-
ностей, а явное неравенство знаний. Советский период развития России
убедительно показал, что неравенство знаний представителей различных
социальных групп легко устранимо. Но в его устранении, т. е. в просве-
щении масс, как показывает "демократический" опыт последних лет, го-
раздо больше заинтересованы "крестьяне", а не "инженеры" (нынче это
экономисты, психологи, политологи). Как принято сейчас объяснять с по-
зиций примитивной морали и сиюминутной выгоды, те, кто наверху, "нор-
мальные люди"... Зачем им упускать свою выгоду, пусть аморальную,
основанную на эксплуатации наивных сограждан?...
Процесс изъятия собственности "темных крестьян" происходит сегод-
ня в России буквально повсюду. Колоссальные состояния присваиваются не
теми, кто благороднее, умнее, полезнее других, а теми, кто лучше всех
информирован о правилах делопроизводства в финансовой сфере. Более то-
го, свое временное, случайное, обусловленное специальной подготовкой,
связями, пронырливостью и другими обстоятельствами, превосходство пе-
ред незнающими (пока) этого делопроизводства гражданами они выдают за
свое постоянное, принципиальное и непреодолимое превосходство.
По-видимому, уже скоро эксплуататоры, лишенные обществом своей
главной силы - монополии на знание принципов управления экономикой и
обществом, будут представлять жалкое зрелище. На ум невольно приходит
образ несчастного Черномора после усекновения его роскошной бороды
Русланом...
Крайности сходятся
Те граждане России, что постарше, помнят: капитализм - это плохо,
ибо человек эксплуатирует человека. Те, кто помоложе, знают и слышат
каждый день, что капитализм - это хорошо, потому как умные и трудолю-
бивые трудятся сами и заставляют работать всех остальных. Старые гово-
рят: "Социализм - это Справедливость." Молодые утверждают: "Капитализм
- это Свобода." Что лучше? Ответить в шутку просто: лучше быть богатым
и здоровым, чем бедным и больным. Серьезный ответ: лучше иметь баланс
свободы и справедливости, чем отсутствие того или другого!
Итак, жить на свете, не имея собственности вообще, не слишком
удобно... Сколько же видов этой самой "священной и неприкосновенной"
штуковины известно каждому из нас? Не трудно припомнить, что здесь и
личная, и частная, и семейная, и общая, и коллективная, и госу-
дарственная
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ...
|
|