Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика /

Мелкийбизнес в рыночной экономике: его роль иперспективы.

←предыдущая  следующая→
1 2 3 

НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

ТЕМА : «Мелкий бизнес в рыночной экономике: его роль и перспективы»

  Выполнил : Тарбеев Е. В.

  Преподаватель : Филатов С.А.

  Факультет : ФЭМ ИЗО, 1 курс

  Направление : Экономика и управление

  Специализация : на предприятиях машиностроения

1997 год

ТЕМА : «Мелкий бизнес в рыночной экономике: его роль и перспективы»

ПЛАН РАБОТЫ

1. Место и роль малого и среднего предпринимательства в процессе формирования рыночных структур.

1.1. Новая концепция управления. Эффекты масштаба, минимально эффективный размер предприятия.

1.2. Критерии выделения малого предприятия.

1.3. Мелкий бизнес - основа современной рыночной инфраструктуры:

 основные преимущества малого бизнеса

инновационный характер малых предприятий

причины неудач мелких предприятий

2. Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства в России.

2.1.Система государственной поддержки малого бизнеса : цели, элементы, результаты.

2.2. фонды поддержки малого предпринимательства - основные направления деятельности.

4 . Заключение.

1.1 & 1.2. Изменения внутренних и внешних условий хозяйственной деятельности, происходящие в мире в последние десятилетия (растущая сложность современного технологического оборудования, необходимость одновременно повышать эффективность и качество работы в сочетании с умением быстро реагировать на запросы рынка и последние достижения в науке и технике, сдвиги в структуре издержек производства и в соотношении факторов конкурентоспособности предприятий) многократно увеличили нагрузку на всю систему управления современным производством.

Основываясь на опыте работы американских компаний можно сделать вывод : «Те компании, которые все еще стремятся преуспеть в конкурентной борьбе за счет экономии на масштабе производства, не столько выигрывают, сколько теряют. И теряют они потребителя и долю рынка» (2с.226).

Какие же характеристики необходимы сегодня успешно развивающемуся производству?

·     небольшие организационные подразделения с небольшим числом работников, имеющих более высокий, чем прежде, квалификационный и образовательный уровень.

·     Небольшое число уровней управленческой иерархии, почти полное упразднение организационной пирамиды.

Данные тенденции  в развитии организационных структур управления реализуются в двух направлениях:

во-первых,  это динамичное развитие малого бизнеса;

во-вторых, появление и развитие командных (бригадных) структур.

Сегодня на всех уровнях управления нужны автономные, самоуправляемые группы работников из разных подразделений компании, способные непосредственно выйти на рынок. В сущности, данные структуры являются логическим следствием тенденций в развитии формирования оргструктуры управления корпораций, прослеживающиеся на протяжении последнего полувека. Командные структуры призваны обеспечить сочетание преимуществ малого бизнеса с программно-целевым управлением в рамках крупной организации. С мелким бизнесом командные структуры прежде всего сближает общность организационной культуры, системы материального и морального стимулирования, ощущение хозяина полученного результата. Некоторые американские корпорации («Дюпон», «Дженерал моторс») еще в 20-е годы осуществили децентрализацию управления путем создания так называемых дивизионных структур. Впоследствии этот подход заимствовали многие крупные фирмы. А в 70-е и 80-е годы он стал доминирующим. Сущность подобного подхода в выделении отделений, имеющих определенную узко отраслевую или продуктовую специализацию. Американские специалисты считают, что каждая из крупнейших компаний США может быть, разделена на небольшие производственные и непроизводственные единицы, на самостоятельные бригады рабочих и инженеров или на команды специалистов, в идеале с числом занятых от 15 до 20 человек (2.с.267).

Не так давно было замечено, что, начиная с определенного момента, все больше и больше размеры предприятия означают повышение средних общих издержек. Экономисты определили это как положительный и отрицательный эффект роста масштабов производства или «эффект масштаба» (1.с.57).

Положительный эффект масштаба довольно подробно изучен в нашей литературе. Тема данной работы предполагает обращение к недостаточно изученному у нас явлению - возникновению отрицательной стороны «эффекта масштаба». Основная причина связана с определенными управленческими трудностями, возникающими при попытке эффективно контролировать и координировать деятельность компании, превратившейся в крупномасштабное производство. Еще Питерс и Уотермен отмечали, что, по их наблюдениям, организации с числом занятых более 500 человек становятся плохо управляемыми, неповоротливыми, невосприимчивыми к нововведениям и не реагируют на возникающие проблемы (2, с.226). В результате страдают эффективность и растут средние издержки производства.

Отрицательный эффект производства демонстрируется возвышающимся отрезком кривой долгосрочных издержек на рис.А (приложение 1).

Данные рассуждения логически подводят к выводу о том, что положительные и отрицательные эффекты масштаба являются важнейшими факторами, определяющими структуру данной отрасли. Это нужно учитывать экономическими и государственными структурами при формировании концепции управления малым бизнесом. Однако это не говорит о предпочтения крупного или мелкого производства. Их преимущества реализуются лишь в том случае, если правильно выбрана сфера деятельности и созданы условия для успешного функционирования.

1.2. Экономические реформы в нашей стране положили начало интенсивному возникновению малых предприятий. В странах западной экономики это процесс начался задолго до этого. 70-80 ее годы ознаменовались пристальным вниманием экономистов к проблемам развития малого бизнеса. Этот интерес не был случайным. Кризисные явления (особенно начала 80-х годов) наглядно показали: малые предприятия, обладая большей мобильностью, чем крупные корпорации способны быстрее реагировать на колебания потребительского спроса. Мировая практика убеждает: прорыв к рынку может быть осуществлен прежде всего, через активное развитие малого бизнеса. Он является сегодня становым хребтом экономики развитых стран. Это подтверждается количественным соотношением предприятий «малой экономики» к общему числу фирм, действующих на рынке той или иной страны (см. Приложение 3). В России этот сектор практически не создан. Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает наличие 10-12 миллионов малых предприятий, а фактически насчитывается 300-400 тысяч, многие из которых пока что далеки от рыночных «кондиций» (5, с.17).

В западных странах не разработан единый критерий, согласно которому те или иные предприятия относятся к категории малых предприятий. Существуют интеллектуальные определения. Одно из них довольно распространенное определение, данное в докладе комитета британского парламента по исследованию малых фирм (так называемый комитет Болтона) в 1971 году: «... малой является фирма, которая, во-первых, имеет относительно небольшую долю рынка своей продукции, во-вторых, управляется собственниками, в-третьих, независимая в смысле, что не является частью более крупного предприятия и собственники - менеджеры свободны от контроля извне при принятии принципиальных решений.

Употребляется 

←предыдущая  следующая→
1 2 3 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»